Что такое готический роман? Современные готические романы

Понятие "готика" в литературе определяет жанр, объединяющий ужас, романтику, фантастику и приключения. Первооткрывателем жанра стал английский писатель Хорас Уолпол и его роман «Замок Отранто».

Происхождение термина

готический роман

Сегодня термин «готический» связан со множеством различных направлений в искусстве, истории и культуре. Он напрямую относится к архитектуре, литературе, живописи и музыке. Однако оригинальное значение термина происходит, конечно, от названия германского народа – готы.

Готы были одним из множества родственных, но очень воинственно настроенных германских племен. Они практически всегда находились в состоянии войны со своими соседями и объединялись с ними только для борьбы против римлян. Вершиной их славы был V век, когда племена западных и восточных готов победили Рим и завоевали большую часть Испании. После этого история племени была поглощена историей завоеванных ими стран.

Прошло немало веков, прежде чем термин «готический» стал обозначать что-либо еще. Во время Ренессанса, когда классическая культура получила свое второе рождение, «готическим» называли архитектурный стиль Средних веков. Еще через несколько веков так стали называть определенный тип романов, скорее всего потому, что авторы предпочитали в качестве места действия старинные здания готического стиля с таинственной историей.

История готического романа

готический роман в английской литературе

Готический роман появился на ранней волне романтизма в середине XVIII века и приобрел необычайную популярность в XIX веке. Он родился в Англии как реакция на строгий формальный стиль романов того времени.

Однако не стоит воспринимать готический роман как детище романтизма. Его корни уходят намного глубже в историю, затрагивая средневековые истории ужасов, народные сказания, поверья и присказки. Эти же давние источники вдохновения используют и современные готические романы, например, эта тенденция явно прослеживается в творчестве Стивена Кинга или Энн Райс.

готический роман в россии

Первым готическим романом стала работа Хораса Уолпола «Замок Отранто», впервые опубликованная в 1764 году. Сам автор говорил, что его интересовал как современные, так и средневековые романы, однако в обоих жанрах Уолпол находил недостатки, от которых попытался избавиться в «Замке Отранто». По его словам, традиционный средневековый роман слишком причудливый, а современный – слишком реалистичен. Однако критики восприняли новшество в штыки, объясняя, что подобное смешение фантастики, истории и выдуманных документов идет против приемлемых литературных принципов.

Несмотря на профессиональную критику, готический роман в английской литературе приобрел необычайную популярность, которая затем повлияла на появление подобного жанра в немецкой (Schauerroman) и французской литературе (Georgia и Roman Noir).

Готический роман в России называли фантастическим, и в число писателей, обогативших этот жанр, вошли Пушкин («Пиковая Дама»), Лермонтов («Герой нашего времени») и Гоголь («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Элементы готического романа

черты готического романа

Основные черты готического романа в период его становления подчеркивались границами дозволенного в литературе романтизма. Несмотря на стремление этого культурного течения будоражить чувства и возбуждать эмоции, романтическая литература середины XVIII века была слишком строга с точки зрения современности.

Авторы готических романов стремились пошатнуть устоявшуюся структуру литературы того времени, обращая внимание на более темные и неизведанные темы, которые невозможно было раскрыть, используя приемлемые и допустимые методы. Страх, насилие, тайна – все это те элементы, которые нуждаются в дополнительных литературных средствах. Готический роман в английской литературе заставлял читателя идти за границы известного и объяснимого, он строился больше на настроении, восприятии, на неосознанных, но сильных эмоциональных порывах и скрытых интересах.

По мнению многих критиков, готический роман являлся описанием падшего мира, и этот самый мир был показан читателю с помощью основных элементов традиционного романа, которые, однако, сильно отличаются в характеристиках.

Место действия

романы в готическом стиле

Почти все романы в готическом стиле полагаются на место действия для обеспечения эмоциональной окраски произведения. Поэтому описания мест, пейзажей, погоды и прочих элементов окружающей среды играют очень важную роль в этом жанре.

Типичное место действия готического романа не только провоцирует чувство страха и ужаса, но и описывает увядание мира в целом. Старые здания, руины, заброшенные места говорят о том, что когда-то жизнь здесь била ключом, а теперь все, что осталось, – лишь тень прошлого, таящая в себе его историю и хранящая забытые секреты.

Главные герои

авторы готических романов

Герои готических романов образуют своего рода архетипы, и существует образец их характеристики, который подходит для большинства произведений.

Главный герой обычно одинок, он часто находится в изгнании или заточении - по собственной воле или против нее. Антигерой представляет собой воплощение зла – состояние, достигнутое им по своей вине, в результате серии поступков и решений, либо по вине других. Главный герой произведений этого жанра часто является странником, блуждающим по Земле, находясь в вечном изгнании, которое может представлять собой своеобразную божественную кару.

Сюжет

лучшие готические романы

Часто сюжет готического романа отражает увядание мира. Главный герой, уставший от одиночества/заточения/изгнания, сталкивается со злом, часто в форме искушения или обмана. Искушение побуждает героя пойти против себя, совершить грех и закончить свое падение. Например, в романе «Амбросио, или Монах» М. Г. Льюиса протагонист – примерный монах испанского ордена, соблазняемый Матильдой, которая на самом деле является демоном, посланным за душой монаха.

Главные темы

готические романы ужасов

Несмотря на то что основными темами готического жанра являются сверхъестественное и недостижимое, среди них четко прослеживается основная тема всего романтизма – проблемы «лишнего человека», своеобразного байронического героя, съедаемого противоречиями.

Стоит только взглянуть за завесу ужаса и сверхъестественного, как герой становится понятным человеком, которому, как и всем, свойственны страх и сомнения. Просто готической литературе свойственно сильно преувеличивать все те страхи, с которыми человек встречается ежедневно.

Критика готической литературы

английский готический роман

Готический роман за время своего существования подвергался разнообразной критике. Литературные деятели часто связывали элементы готического романа с затаенными чувствами и желаниями человека. Новый век и развитие психоанализа послужило поводом для проведения параллелей между готическими элементами и человеческим подсознанием.

По мнению Дэвиса Морриса, этот жанр – готический роман – предоставляет выход тем эмоциям, желаниям и страхам, которые человек обычно стремиться контролировать, скрывать и игнорировать. Борьба главного героя со сверхъестественным злом является метафорой для вполне реальной борьбы, которую человек ведет с неугодными и затаенными мыслями.

Женская готическая литература

жанр готический роман

Английский готический роман с его замками, подземельями, темными лесами и тайными тропами, послужил рождению уникального феномена для английской литературы того времени. Женская готическая литература, пионерами которой стали Энн Рэдклиф, Мэри Шелли и Шарлотта Бронте, позволила женщинам-писателям впервые выразить профессиональные и общественные амбиции, а также свои сексуальные желания. Свободный стиль готического романа позволял дамам поднимать такие вопросы, как половая иерархия, патриархальные ценности и сексуальная репрессия женщин в консервативном английском обществе.

Именно женские романы ввели в обиход такой литературный прием, как «объяснение сверхъестественного». Этот хитрый прием позволил дамам писать романы, похожие по виду, настроению и зачастую содержанию на готические, но они, однако, описывали совершенно реальную жизнь.

Готическое влияние на поэтов-романтиков

современные готические романы

Лучшие готические романы оказали ощутимое влияние и на английских поэтов-романтиков. Знаменитые произведения Сэмюэла Тэйлора Кольриджа – «Сказание о старом мореходе» и «Кристабель», так же как и мистические произведения Джона Китса «Канун святой Агнессы» и «Изабелла», обладают схожими готическими элементами. Черты готического романа, такие как видения, призраки, бури и навевающие ужас описания мрачных пейзажей заимствованы поэтами из произведений Энн Рэдклиф.

Первой опубликованной работой Перси Биши Шелли был готический роман «Застроци» об изгнаннике, одержимом идеей мести отцу и сводному брату. Через год был опубликован второй роман «Святой Ирвайн», главным героем которого был алхимик, желающий раскрыть секрет вечной жизни. Оба произведения представляли собой достаточно грубую и неглубокую версию готического романа, однако повлияли не только на карьеру самого Шелли, но и его будущей жены, ставшей автором «Франкенштейна».

Не последнюю роль в развитии готического жанра сыграл и знаменитый лорд Байрон. Его брошенная любовница охарактеризовала поэта как «сумасшедшего, злого и опасного» человека, что и стало основными чертами альтер-эго Чайльда Гарольда – прототипа байронического героя.

Кроме того, Байрон часто устраивал соревнования на лучшую мистическую историю среди круга своих друзей-писателей, включающего его самого, супругов Шелли и Джона Полидори. По словам критиков, именно эти собрания послужили причиной создания «Франкенштейна» и рассказа Полидори «Вампир».

Викторианская эра и переосмысление готического жанра

Викторианская эра и переосмысление готического жанра

К началу правления королевы Виктории популярность готического романа сильно снизилась отчасти из-за негативной критики, отчасти из-за популярности исторических романов Вальтера Скотта. Однако викторианскую литературу ожидало переосмысление готического жанра.

Важнейшим новатором в готической литературе принято считать Эдгара Алана По. Писатель уделял столько же внимания психологии своих персонажей, сколько традиционным элементам жанра. Будучи отличным литературным критиком, По прекрасно понимал как преимущества, так и недостатки готики, поэтому фокусировался на душевном состоянии своих героев. По его мнению, ужас был литературной темой, достойной изучения.

Перемены произошли и в женском готическом романе. «Грозовой перевал» Эмили Бронте обладает всеми необходимыми элементами: темное место действия, призраки и байронический герой в лице Хитклифа. Однако главная героиня романа не просто находится в заточении, а испытывает на себе всю несправедливость патриархального общества и половой дискриминации. Главные героини сестер Бронте привнесли социальную подоплеку в женский готический роман.

Жанр сильно повлиял и на таких характерных для эпохи писателей, как Чарльз Диккенс. Он встал у основ верви готической литературы под названием «городской готический роман». На страницах его произведений улицы Лондона становятся тем самым готическим угнетающим местом действия, навевающим ужас и желание сбежать. Такие произведения, как «Оливер Твист», «Большие надежды» и «Холодный дом» перенесли действие готического романа на городские проспекты и переулки.

По стопам Диккенса пошли и писатели конца девятнадцатого века. Окончание викторианской эры ознаменовало новую волну популярности городского готического романа, получившего второе рождение благодаря произведениям Роберта Льюиса Стивенсона («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), Генри Джеймса («Поворот винта») и Оскара Уайльда («Портрет Дориана Грея»).

Самый знаменитый антагонист готического жанра – граф Дракула – появился на страницах одноименного романа Брэма Стокера. Стокер привлек внимание писателей мистиков к Трансильвании и Восточной Европе в целом, сделав регион любимым местом действия готических романов.

Современные готические романы

Множество современных писателей фантастов и представителей многих других жанров используют элементы готики в своих произведениях. Готические романы ужасов, яркими примерами которых могут быть произведения Энн Райс, умело сочетают традиции XVIII века со свободой литературного выражения, характерной для современной литературы. Готическими, в той или иной мере, являются некоторые романы Стивена Кинга и работы Дафны дю Морье. Определенным готическим шармом пользуются многочисленные переосмысления историй о вампирах. Также к готическому жанру можно причислить некоторые произведения Нила Геймана, Терри Пратчетта и даже Дэна Брауна.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.