Философ был рожден на территории царства Лу в пятом веке до нашей эры. При рождении у него было имя Мо Ди. Изучая имена философов, мы находим информацию и об этом достойном муже. Он стал основателем философского учения и создал собственную школу. К его советам прислушивались и вельможи, и простолюдины.
Фундамент мудрости мыслителя
Мэн-цзы обучался истинам, которые произвел на свет Конфуций, непосредственно у его последователей, хотя и не был конфуцианцем. Он не принимал на веру слепо изложенные учителем истины, а анализировал и в случае необходимости оспаривал их. Соратники по обучению придерживались более консервативных взглядов, чем Мэн-цзы. Философия его была оценена как невежественная и зверская. Произошло бурное столкновение течений философской мысли.
Суть учения
Учение Мэн-цзы в качестве основных своих парадигм выдвигает следующие принципы.
Люди должны жить мирно и отказаться от внутренней вражды. Таким образом, правитель должен любить чиновников, а государственные чины – своего главу, дети должны уважать родителей и наоборот.
Философские идеи этого мудреца твердят, что чрезмерное злоупотребление властью проистекает из отсутствия любви, которая считается самой возвышенной потребностью. Если ее нет, человек пытается заполнить пустоту в душе любыми возможными способами. Все общество должно работать на благо друг друга, и тогда всем хватит по большому куску счастья.
Честность, трудолюбие и чистота помыслов
Многие цитаты философов, в том числе и этого выдающегося деятеля, гласят о практическом подходе к жизни. Он учил не только мыслить, но и трудиться, ведь правильные мысли должны подвигнуть человека к полезной деятельности.
Школа Мэн-цзы воспитывала отважных воинов, естествознателей. Здесь развивалось логическое мышление. Если вчитаться в тексты Мэн-цзы, цитаты из них покажут, что мир устроен по единому замыслу, которым определен порядок вещей, передвижение каждой звезды на небосводе, смена сезонов, температурные изменения. Кроме этого, свыше продиктован порядок переворота власти.
Трудами Мэн-цзы было привнесено новое содержание в обычай властвования. В прошлом знатности придавалось слишком большое значение, с чем философ старался бороться. Мэн-цзы говорил, что важен не титул, а поступки, что уважение нужно заслужить, а не получить по наследству.
Люди того времени верили в темные и светлые силы, которые управляют жизнью народа. Мудрец использовал невежество народа в добрых целях – в качестве регулятора нравственности, чтобы сдержать человеческие сердца от низких порывов. Его теории и методики полностью оправдывали себя, ведь люди принимали на веру подобные мысли. Некоторые суеверия сохранились по сей день. Посредством создания в умах людей образов карающих сил философ прививал им самоконтроль.
Образ идеального правления
Лицо, правящее государством, должно постоянно совершенствоваться, для того чтобы подать достойный пример своим последователям. Народу нужен сильный лидер, который понимает своих людей. Тогда за ним будут следовать, доверять ему. Так будет происходить стремление к единству.
Мудрый руководитель изберет себе умных советников. Население должно превратиться в пирамиду, по стенам которой, подобно солнечным лучам, спускается мудрость, и самые возвышенные порывы человеческой души. Таким образом, правящая верхушка, опять-таки, должна была избираться по талантам и заслугам, а не по происхождению. Чиновник должен был доказать, что он достоин вести за собой других людей. Править – значит также прислушиваться, быть отзывчивым. Властвующие верха должны были вести диалог с населением, чтобы были удовлетворены потребности каждого.
Расходы и траты должны быть строго обоснованы. На самом деле человеку не так-то много нужно для счастья. Жадность и неумеренность ведут к социальному неравенству и революциям. Нужно развивать производство и прививать каждому любовь к труду. А рвение эта будет только тогда, когда работа будет честно и справедливо оплачена. Человек по природе своей хочет трудиться, однако в достойных условиях. Если это обеспечить, не придется подгонять рабов кнутом.
И словом, и делом
Ранее цитаты философов имели непосредственную связь с поступками мыслителей, а не были голословными. В частности, этот человек пытался переломить паразитическую и разрушительную систему того времени. Он проповедовал доброту, сочувствие, трезвость ума и несение ответственности за свои поступки. Начинать нужно с себя. Если каждый последует этой простой истине, тогда и весь мир преобразится.
Прославляется образ благородного мужа и осуждаются люди мелочные. Каждый должен стремиться к совершенству, улучшать себя и окружающий мир с каждым новым днем.
Цитаты
Мудрец пополнил известнейшие имена философов всех времен, чья мудрость пришла к нам чрез века, благодаря следующим своим мыслям:
- «Поступки достойного человека имеют отражение в людях, а не на воде».
- «Сейчас в высших сферах достойные люди проявляют заботу о мелочах, а не о больших величинах».
- «Достойный человек, проявляющий любовь к меньшему собрату, получает любовь в ответ; достойный человек, думающий о достатке меньшего собрата, получит достаток от меньшего человека».
- «Тот, кто преодолеет любую трудность и лишение, сможет настигнуть то, чего желает».
- «Тот, кто не имеет воли, не может быть мудрым».
- « Когда говоришь, говори метко и точно, предпринимая действия, будь решителен».
- « Рассуждать о доброте, но не быть добрым есть преступление».
- « Не созидай и не думай, что сделает кто-то другой, действуй сам».
- « Призывая счастье, одним зовом не обойдешь».
- « Мы сами – создатели своего благополучия и выгоды».
- « Кто может мыслить глубоко, говорить просто и быть правдивым, имеет шанс стать совершенным человеком».
- « В том случае, когда властителем становится муж совершенной природы, благосостояние всего народа растет, ибо он распоряжается бюджетом мудро и обоснованно. Доволен и народ, и сам правитель».
Пропаганда доброты и человечности
Мэн-цзы считал, что человек должен развиваться, чтобы достигнуть идеала, ратовать за моральные принципы. Государства не должны тратить свои средства на кровопролитные войны, грабежи и жестокость. При мудром управлении всем хватит ресурсов и каждый будет иметь всего в достатке, не совершая грех с целью наживы.
Непочтительность, наглость, беспорядочность, отсутствие моральных норм порождают хаос. Наследники должны уважать своих родителей, их нужно воспитывать людьми честными и ответственными, наделенными светлыми помыслами и добрыми душами.
Человек должен любить не только себя, но и окружающих. В сущности, все люди – это влияние на них окружающей среды. То есть, любя остальных, мы уважаем и самих себя.
Распределение ценностей
Философ акцентировал внимание на том, что есть нечто куда более важное и ценное, чем личная выгода. Только на первый взгляд кажется, что нужно пользоваться возможностью нажиться, даже если она грязна, хотя бы потому, что подвернулась возможность. Но именно таким образом душа покрывается налетом ржавчины, через который в итоге и ее не видно.
Человек превращается в дикое животное. Хотя, глядя на поступки иных людей, зверей оскорблять будет неуважительно подобным сравнением. Потому что животное не съест больше, чем ему нужно. Он не будет копить про запас. Не будет делать подножку и смеяться из удовольствия. Этими нехитрыми талантами наделен только хозяин мира, человек. Если люди будут любить друг друга, все вокруг зацветет самыми светлыми и яркими красками. Мир будет благоухать и каждый его порыв наполнит чарующим ароматом лёгкие всякого человека. Каждому будет место, никто не будет обделен.
Человек – социальное создание. У него есть насущная потребность в обмене любовью и светом с себе подобными. Так зачем же обменивать это чудо на быстротечные материальные ценности, этот быстро вянущий бурьян, пожирающий корни цветов добродетели. Эта зараза насыщается и умирает так быстро, что и не успеваешь моргнуть, а доброта и человечность – вечны. Главное – сделать правильный выбор.