Великий спортсмен родился на станции Волхово Новгородской области 03 августа 1949 г. Отца его звали Васильевым Иваном Александровичем, а мать - Васильевой Валентиной Петровной.
Защитник и по призванию, и по характеру
Такие витязи, как Васильев Валерий Иванович, необходимы на земле. Они есть защитники по призванию, по своей человеческой природе, как говорится, от Бога.
Очевидно, что Васильеву удалось состояться, проявить свой впечатляющий потенциал. Не зря мировые рейтинги, называя имена игроков символической Сборной Мира, отводили в ней роль защитника хоккеисту из Горького целых пять раз: в 1974, 1975,1977, 1979, 1981 гг.На Родине же восемь раз (в 1973—1979 и в 1981) числился в шестерке наиярчайших советских звезд Валерий Васильев. Фото его, победителя Кубка Канады 1981, украшает Музей Славы НХЛ.
Жизненное кредо таких богатырей — быть как ледокол: принимать на себя удары судьбы, щадя, защищая от них окружающих, быть добрым и сильным, утверждать справедливость, быть опорой для родных и друзей, стойко переносить страдания...
Такой и была судьба великого спортсмена, чемпиона мира и Европы 1970, 1973, 1974, 1975, 1978, 1979, 1981, 1982 гг, обладателя Кубка Канады 1981 г.
Таким запомнился всем умерший в 2012 году с сердцем, исполосованным следами трех инфарктов, Валерий Васильев.
Биография выдающегося спортсмена в ее официальном виде, с нашей точки зрения, содержит ряд мифов, которые мы попытаемся развеять.
Миф 1. Смерть отца от несчастного случая
Упоминается, что отца, Васильева Ивана Александровича, безвременно “убили в результате несчастного случая...”.
Это не совсем так. Отец будущего спортсмена был достойным человеком, офицером в звании капитана, фронтовиком, прошедшим Великую Отечественную войну. Он служил в воинской части, находящейся близ станции Волхово, и учился в Ленинградской военной академии.
Валерий Васильев всегда с болью рассказывал эту историю. Отец его, Иван, ездил на занятия на поездах попутного направления. В тот роковой осенний день 27 сентября 1949 года он прыгнул в вагон товарного поезда. В нем ехали зэки. Когда один из них попросил отца дать напиться, тот не отказал. Находящийся здесь же конвоир стал кричать, что не положено. Иван Васильев же принялся ему доказывать, что нельзя так относиться к людям. Едва до драки не дошло.
В это время Иван Васильев подъезжал к нужной станции (Волхово). Он спрыгнул с подножки поезда и ... получил смертельную пулю в спину. Преступник (вертухай) потом нагло лгал, что принял офицера за убегающего зэка. Но его слова стали основанием для официального пояснения: Иван Васильев погиб в результате несчастного случая, мол, обознался конвоир.
Мы уделили этой истории столь пристальное внимание, поскольку до сих пор эта лживая формулировка "несчастный случай" фигурирует в официальной биографии спортсмена. Не пора ли ее сменить? Хотя бы из уважения к памяти Валерия Васильева.
Миф 2. Хулиганская молодость
В историю хоккея он вошел с прозвищем, придуманным за океаном. Канадцы, сполна испытавшие его в силовых поединках, звали с уважительной опаской "хозяином тайги". Товарищи по московскому "Динамо" и сборной СССР, ближайшие друзья (Валерий Харламов и Александр Мальцев) в шутку говорили, что Валерий Васильев — это "горьковская шпана". Но это было не более чем дружеское подтрунивание.
К радости миллионов зрителей он реализовал себя в спорте, и с Уголовным Кодексом хоккеист жил всегда в дружбе.
Мать его работала продавцом в молочном отделе магазина. Жили небогато, но и не голодно. Валерий со старшим братом Олегом зарабатывали деньги, излавливая птиц, а затем торгуя ими: по червонцу штука. Братья Васильевы росли и взрослели на улице. Среди друзей братьев были и уголовники. Однако Олег и Валерий себе недозволенного не позволяли. Зато усвоили главное в науке улицы: всегда оставаться самими собой, искренно дружить, уметь постоять за себя и не давать друзей в обиду.
Возможно, что и имел бы конфликты с законом юный Валерий Васильев, не будь занятий хоккеем и игры в детской спортивной команде “Динамо” (с 1961) . Первым тренером юного дарования стал Троицкий Игорь Петрович. Ему удалось навсегда вложить в сердце мальчика любовь к хоккею. А спортивных данных у того было хоть отбавляй: парень уже тогда отличался природной недюжинной силой (передавшейся ему по роду от маминого деда). Эта сила была особой, фамильной, она дается с рождением, такую нельзя приобрести тренировками. Юный защитник Валерий Васильев быстро прогрессировал.
Начало спортивной карьеры
Пятнадцатилетнему спортсмену доверили играть в классе “Б” горьковского "Динамо".
В сезоне 1966/1967 он, сыграв несколько матчей за горьковское "Торпедо", попал в поле зрения тренера московского "Динамо" Аркадия Чернышева. Тот пригласил его играть за свой клуб.
Это был новый рубеж биографии спортсмена. Он обрел клуб, ставший для него родным на целых семнадцать сезонов.
Еще пребывая в статусе юниора, Валерий Васильев громко заявил о себе, будучи признанным экспертами юниорских чемпионатов мира 1968, 1969 гг. лучшим защитником, где советская сборная завоевала сперва II , а потом и I место.
Сборная СССР
25.02.1970 г. спортсмен сыграл свой дебютный матч за сборную СССР. Однако вскоре, "нарушив режим", был отстранен от игр хоккеист Валерий Васильев. Биография спортсмена именно в такой формулировке излагает этот факт. Как же на самом деле выглядело это "нарушение режима"? Что скрыто за подозрительно обтекаемой формулировкой. Ответ мы находим в одном из поздних интервью Васильева.
Накануне зарубежного турне, закончив свой первый хоккейный сезон завоеванием "Приза Известий", счастливые новобранцы сборной СССР Валерий Васильев и Виктор Полупанов " на квартире у Мальцева" выпили пару бутылок вина и весело провели время. О крепких спиртных напитках речь даже не шла, ведь на следующее утро следовало отъезжать. Валерий и Виктор были трезвы и всего-то опоздали на отъезжающий автобус минут на пятнадцать. Однако с ними поступили чрезмерно сурово.
Миф 3. Тарасов берег Фирсова и Харламова, не ставя их на тренировку с Васильевым
Оставленные за старших команды, защитник Давыдов и нападающий Фирсов по-разному отнеслись к случившемуся. Давыдов поступил мудро, ведь ребята пришли не пьяными, без перегара, а лишь с легким запахом вина. Фирсов же облек случившееся в форму инцидента и доложил Тарасову. Тот возьми и отчисли новобранцев из сборной.
Васильев Валерий Иванович потом все же был опять приглашен в главную команду страны, а его друг Полупанов, "сломавшись", завершил карьеру.
После того ябедничества Валерий, сказав в лицо Фирсову, что тот неправ, какое-то время мотивированно играл на тренировках против него в жесткой силовой манере.
Тарасов поэтому действительно раздельно планировал тренировки Фирсова и Васильева, но не из-за жесткости "горьковского бурлаки", а из-за конфликта.
С Харламовым же Васильев прекрасно ладил. Он накануне игры предупреждал тезку, который играл по противоположному краю: "Харлам, не ходи в центр". И Валерий Харламов атаковал с краю. При этом никаких тренировочных травм у него не было.
Семья Васильева
В 1973 году Валерий Васильев женился.
Супругу свою, Татьяну, он встретил в Первомайские праздники 1972 года. "Похоже, что хоккейные свадьбы — вещь заразная!" — шутил не без повода игрок "Спартака" Александр Якушев.
Ведь 30 апреля он пригласил Васильева и Анатолия Мотовилова к себе на свадьбу. Переночевав у Мотовилова, Валерий с семьей друга и подругой его жены на следующий день пошли на демонстрацию. Так с легкой руки семейства Мотовиловых встретил хоккеист свою судьбу — Татьяну Сергеевну. Васильевы вырастили двух дочерей Лену и Катю. А уж те обрадовали дедушку с бабушкой четырьмя внучками и одним внуком.Миф 4. Васильев — непробиваемая глыба
Откровенно говоря, его не берегли ни свои, ни чужие. Он был не просто силен, он был могуч, и, не раздумывая, брал на себя разрешение ситуации в самый критический момент. По воспоминаниям друзей, огромной физической силой отличался Валерий Васильев. (хоккеист на спор, по словам брата Александра Мальцева, проламывал кулаком внушительной толщины доску.)
Советский суперзащитник любил кураж единоборств с хоккеистами Страны кленовых листьев. Причем канадцы были в курсе, что Валерий Иванович в драку не полезет, но ответит на хамство жестко, причем в пределах правил. В ответ на грубость и неспортивную жестокость для зарвавшихся хулиганов следовала знаменитая "мельница" Васильева, когда соперник перелетал через его спину, причем у того порой даже разрывались шнурки и слетали краги.
Васильев был очень смелым человеком. Мужества в нем было даже больше, чем сил и здоровья. Тренерам следовало бы больше беречь лучшего защитника в мире.
В 1976 г. на чемпионате мира в Катовицах (Польша) защитник повредил руку. Однако сборная СССР выступала там неудачно, и Васильев чувствовал, что нужен. Он не сошел со льда. А после матча, уже в раздевалке, когда защитник после выигранного матча снял крагу, товарищи остолбенели: она была наполнена кровью.
Второй эпизод, показывающий мужество спортсмена. Прямо на пражском чемпионате мира 1978 года на льду перенес инфаркт Валерий Васильев. Хоккеист сражался в защите против свежих соперников, сам практически не сменяясь. Он стоял и за себя, и за выбывших с переломами Цыганкова и Лутченко. Ведь нужно было завоевать золото, сохранив преимущество в две шайбы.
При этом, словно не обращая внимания, что "хозяин тайги" играет "на разрыв", Юрзинов и Тихонов не внесли корректив в замены. Васильев же за честь страны платил здоровьем.
Через несколько дней, по возвращении в Москву и подтверждении диагноза, спортсмен снова играл. О перенесенном инфаркте он никому не сказал.
Гениальный защитник Валерий Васильев мог бы еще играть как минимум лет пять. После оставления сборной СССР Борисом Михайловым, Юрзинов и Тихонов выбрали его капитаном сборной. Однако это оказалось лишь тактическим ходом.
Васильева — на пенсию!
Начиная с 1984 года отношение тренеров к нему начинает напоминать заговор. Тихонов не приглашает на Олимпиаду-1984 в Сараево, начали донимать в "Динамо". Тенденциозно передергивая факты, обвиняют в неуправляемости и нарушениях режима.
"Валерий Иванович Васильев — хоккеист все еще перспективный!" — говорит новый тренер "Динамо" Моисеев, однако ему очень скоро в руководстве клуба объясняют, что принято за основу другое мнение, и что Васильев — кандидат на вылет. Формально защитника-богатыря уважили: прощальный матч сборной СССР и сборной Европы 1984 г. закончился счетом 7-3.
Защитника, все еще полного сил, умело подключающегося в атаку, великолепно сложенного, маневренного на коньках, виртуоза силового противоборства игнорируют при подготовке к принципиальным хоккейным соревнованиям 1984 г., как будто его не существует.
Об этом всем непотребном действе с болью и тоской рассказывал хоккеист. Могучим, но весьма душевно ранимым человеком был Валерий Васильев.
Причина смерти его — три инфаркта, два из которых настигли именно в тот период, когда его (по его же словам) "гнобили."
О Васильеве после спортивной карьеры
Валерий Иванович в 1996—1997 гг. работал тренером московского "Спартака", а в 1998—1999 гг — подольского “Варяга”.
Затем зампредом попечительного совета “Варяга”. С августа 2011 года выполнял обязанности советника президента московского “Динамо”. Болел. Умер 19.04.2012 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва).Вместо заключения
Сомнительными представляются утверждения тренеров о пристрастии защитника Васильева к спиртному, послужившие формальным поводом отлучения его от большого хоккея. Крайне сомнительными. По воспоминаниям его друзей, Валерий с ними (не так уж и часто) отмечал существенные победы шампанским. Он признавал лишь этот напиток. Не мог себе позволить крепких напитков капитан сборной, пользующийся авторитетом за преданность игре, за справедливость по отношению к коллегам по клубу, за своеобразный юмор сильного человека.
Его игра имела неповторимый рисунок. Он внес свой вклад в высокий статус советского хоккея. Его уважали и любили в “Динамо” и в сборной. У него были весьма достойные друзья: братья Мальцевы, Валерий Харламов ("Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты".). Именно Валерий Васильев и Александр Мальцев, мастера высочайшей квалификации, придавали московскому “Динамо” ту неповторимость, благодаря которой эта команда весьма достойно оппонировала ЦСКА.