Владение устной речью очень важно для социальной жизни и развития индивида. Большое внимание в изучении родного (или иностранного) языка уделяется разговорной речи — правильному произношению фонем. Существует множество слов, различающихся лишь отдельными звуками. Поэтому функционированию органов речи и звукообразованию уделяется особое внимание.
Производство звуков
Звукообразование происходит в результате умственной и речевой деятельности человека. Голосовой аппарат состоит из диафрагмы, гортани, надгортанника, глотки, голосовых связок, полости носа и рта, язычка, нёба (мягкого и твердого), альвеол, зубов, языка, губ.
Язык с нижней губой активно участвуют в звукопроизводстве. Зубы, нёбо, верхняя губа остаются пассивными.
Производство звуков (фонем) включает:
- респирацию — дыхание,
- фонацию — использование гортани и голосовых складок для создания фонем,
- артикуляцию — работу речевого аппарата для звукопроизводства.
Шумные (глухие) согласные звуки русского языка
Букв в русском языке ровно 33, а звуков гораздо больше — 42. Гласных фонем, состоящих из чистого голоса, — 6. Оставшиеся 36 звуков — согласные.
В создании 16 согласных фонем участвует только шум, образующийся в результате преодоления выдыхаемым воздушным потоком неких преград, представляющих собой взаимодействующие речевые органы.
[к,], [п,], [с,], [т,], [ф,], [х,], [ч,], [щ,], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] — глухие согласные звуки.
Чтобы научиться определять, какие согласные звуки глухие, надо знать их основные особенности: каким способом и в каком месте они образуются, как участвуют голосовые складки в их производстве, имеется ли палатализация при произношении.
Образование шумных согласных
В процессе производства глухих согласных фонем происходит взаимодействие различных органов речевого аппарата. Они могут смыкаться друг с другом либо образовывать щель.
Глухие согласные звуки рождаются, когда выдыхаемый воздушный поток преодолевает эти преграды. В зависимости от вида препятствий глухие фонемы разделяют на:
- смычные взрывные [к,, п,, т,, к, п, т];
- смычные щелевые (аффрикаты) [ц, ч,];
- щелевые (фрикативные) [с,, ф,, х,, щ,, с, ф, х, ш].
В зависимости от мест, где образуются преграды, среди глухих фонем различают:
- губно-губные [п,, п];
- губно-зубные [ф,, ф];
- переднеязычные зубные [с,, с, т,, т, ц];
- переднеязычные нёбно-зубные [ч,, щ,, ш];
- заднеязычные задненёбные [к,, х,, к, х].
Голосовые складки всегда находятся в расслабленном состоянии, когда производятся глухие согласные звуки. Голос не образуется, фонемы состоят из чистого шума.
По способу производства | По месту производства | ||||||
Губные | Переднеязычные | Заднеязычные | |||||
Губно- губные | Губно-зубные | Зубные | Передненёбные | Средненёбные | Задненёбные | ||
Щелевые | ф,, ф | с,, с | щ,, ш | х, | х | ||
Смычные | Взрывные | п,, п | т,, т | к, | к | ||
Аффрикаты | ц | ч, |
Палатализация и веляризация
Шумные фонемы классифицируются с учетом степени напряженности середины языка. Когда в процессе звукопроизводства к твердому нёбу поднимаются передняя и средняя области языка, рождается палатализованный согласный (мягкий) глухой звук. Веляризованные (твердые) фонемы производятся путём поднятия корня языка к задней области мягкого нёба.
6 мягких и 6 твёрдых шумных глухих фонем составляют пары, остальные пар не имеют.
Парные глухие согласные звуки — [к, — к], [п, — п], [с, — с], [т, — т], [ф, — ф], [х, — х]; [ц, ч,, ш, щ,] — глухие непарные согласные звуки.
Артикуляция
Сочетание всех работ отдельных органов речевого аппарата, задействованных при произнесении фонем, называют артикуляцией.
Чтобы речь была понятной, надо уметь четко проговаривать звуки, слова, предложения. Для этого требуется тренировать свой речевой аппарат, отрабатывать произношение фонем.
Поняв, как образуются глухие согласные звуки, как их правильно произносить, ребенок или взрослый гораздо быстрее овладеет речью.
Звуки [к — к,, х — х,]
Опустить конец языка, слегка отодвинуть от резцов нижней челюсти. Рот приоткрыть. Заднюю часть языка поднять так, чтобы она соприкоснулась с пограничной зоной приподнятых мягкого и твёрдого нёба. Посредством резкого выдоха воздух преодолевает преграду — [к].
Прижаться концом языка к нижним передним зубам. Среднюю и заднюю часть языка сблизить со средне-задней областью твёрдого нёба. Выдохнуть — [к,].
При производстве фонем [х — х,] органы речи располагаются аналогично. Лишь между ними остается не смычка, а щель.
Звуки [п — п,]
Сомкнуть губы, язык оставить свободно лежать, кончик его чуть отодвинуть от нижних резцов. Выдох. Воздушная струя прорывается сквозь губы — [п].
Губы располагаются так же. Конец языка прижать к резцам нижней челюсти. К твёрдому нёбу приподнять середину языка. Резким толчком воздуха преодолевается губная преграда — [п,].
Звуки [с — с,]
Губы растянуть, зубы почти сомкнуть. Концом языка коснуться передних зубов нижней челюсти. Выгнуть язык, приподняв среднюю спинку к нёбу. Его боковые края прижимаются к верхним жевательным зубам. Воздушный поток проходит по канавке, образующейся в середине языка. Преодолевает щель между альвеолярной дугой и передней спинкой языка — [с].
Фонема [с,] произносится аналогично. Лишь середина язык поднимается повыше, а передняя больше выгибается (канавка исчезает).
Звуки [т — т,]
Приоткрыть губы. Конец языка упереть в резцы верхней челюсти, образовав смычку. Струя выдыхаемого воздуха с силой прорывается через преграду — [т].
Положение губ такое же. Кончиком языка прижаться к нижним резцам. Передней частью языка коснуться верхней альвеолярной дуги, создав смычку. Под напором воздушной струи преодолевается преграда — [т,].
Звуки [ф — ф,]
Нижнюю губу чуть втянуть и прижать к ней верхние резцы. Заднюю часть языка приподнять к задней области мягкого нёба. На выдохе воздух проходит через плоскую щель, образованную губой и зубами — [ф].
Губы и зубы в том же положении. Кончик языка придвинуть к нижним резцам. Среднюю часть языка приподнять к нёбу. Поток воздуха проникает сквозь губно-зубную щель — [ф,].
Звук [ц]
Звук производится в два этапа:
- Растянуть немного напряженные губы. Конец языка притиснуть к передним нижним зубам. Приподнять переднюю часть языка, сомкнув с твёрдым нёбом (сразу за альвеолярной дугой).
- Воздушный поток поступает в ротовую полость. Язык чуть изогнуть — среднюю часть приподнять, заднюю опустить, боковые края прижать к жевательным зубам. Смычка превращается в щель и воздух выходит наружу — [ц].
Звук [ч,]
Образование фонемы состоит из двух фаз:
- Чуть округлить и выдвинуть губы. Концом и передней частью языка прижаться к твёрдому нёбу и альвеолярной дуге, создав преграду.
- Вытолкнуть воздух: на месте смычки между языком и нёбом получатся щель. Одновременно надо приподнять середину языка — [ч,].
Звук [ш]
Слегка округленные губы выдвинуть. Конец языка приподнять до образования узкого прохода с нёбом и альвеолярной дугой (1-я щель). Опустив середину языка, поднять его заднюю часть (2-я щель). Края прижать к жевательным зубам, образовав чашу. Плавно выдохнуть — [ш].
Звук [щ,]
Губы немного выдвинуть и округлить. Конец языка поднять к альвеолярной дуге, не прижимая, чтобы остался просвет. Язык приподнять к твёрдому нёбу (кроме передней части), краями прижаться к коренным зубам верхней челюсти. Выдохнуть медленно. Центральная часть языка уходит вниз, создавая желоб, по которому проходит воздушный поток. Язык напрягается — [щ,].
В речевом потоке глухие согласные звуки соседствуют с другими фонемами (гласными и согласными). Если после шумной фонемы следует гласная, то губы принимают положение для артикуляции последней.
Сопоставление шумных глухих и звонких фонем
Звонкими являются фонемы, в образовании которых участвует одновременно голос и шум (последний преобладает). Некоторые звонкие имеют парные звуки из числа глухих.
Парные глухие согласные звуки и звонкие: [к — г], [к, — г,], [п — б], [п, — б,], [т — д], [т, — д,], [с — з], [с, — з,], [ф — в], [ф, — в,], [ш — ж].
Звонкие и глухие непарные согласные звуки:
- [й, л,, м,, н,, р,, л, м, н, р] — звонкие (сонорные);
- [х,, ч,, щ,, х, ц] — шумные глухие.
Обозначение шумных фонем буквами
Умение грамотно писать не менее важно, чем говорить. Овладение письменной речью сопряжено с ещё большими трудностями, так как некоторые звуки на бумаге могут записываться разными буквами или буквосочетаниями.
Глухие согласные звуки при написании передаются аналогичными буквами, если находятся в сильных позициях.
По глухости-звонкости: перед гласным, сонорным согласным, [в — в,], другими шумными (применимо к парным глухим!).
По твёрдости-мягкости: перед гласным, [б, м, г, к, п, х, б,, м,, г,, к,, п,, х,] — для звуков [с, с,, т, т,], в конце слова.
В остальных случаях для определения верной буквы (либо сочетания букв) для глухой согласной фонемы надо применять определенные правила русского языка. А иногда необходимо просто запоминать верное написание слов (словарных).