Крупный деятель театра и кино, обладатель собственного авторского видения и метода Фоменко Петр Наумович оставил значительный след в искусстве России. Его киноработы вписаны в список лучших экранизаций литературной русской классики. Творческий путь режиссера складывался непросто, ему пришлось многое преодолеть, прежде чем достичь самореализации.
Детские годы и семья
Родился Петр Наумович Фоменко в Москве 31 июля 1932 года. Папа мальчика погиб во время Великой Отечественной войны, есть лишь несколько фото отца с сыном. Главная забота о ребенке лежала на плечах матери, она очень любила Петю и старалась сделать его детство максимально счастливым. Александра Петровна происходила из очень интеллигентной, образованной семьи из Новороссийска. Ее отец был заместителем начальника грузового порта. Во время гражданской войны семья укрывала раненых и со стороны красных, и со стороны белых. Так в их дом попал красный командир Наум Фоменко, в которого девушка страстно влюбилась и уехала за ним в Москву. После войны Александра Петровна работала экономистом по международным связям в ведомстве Анастаса Микояна. Она очень любила искусство, это чувство она передала сыну, который всю жизнь больше всего любил именно музыку, она стала его путеводной звездой в жизни и основой его творческого метода как режиссера.
В детстве Петр занимался самыми разными видами спорта: конькобежным, футболом, теннисом. Эти увлечения также остались с ним на всю жизнь.
Путь в профессию
С детства Петр занимался игрой на скрипке, он окончил училище имени Гнесиных, музыкальное училище Ипполитова-Иванова. Мама мечтала, что сын станет выдающимся музыкантом, но в определенный момент и мать, и сын поняли, что большой карьеры в исполнительском искусстве ему не сделать, и юноша стал искать себе иную стезю. И в 1950 году он с первого раза поступает на актерское отделение школы-студии МХАТ. В это время студия была оплотом классического театра, и Фоменко с его хулиганством и бесконечной иронией никак не вписывался в ее концепцию выпускника. За 2,5 года учебы Петр смог не только подружиться со многими однокашниками, но и восстановить против себя почти весь педагогический состав, кроме Вершилова, который продолжал заниматься с Фоменко, несмотря ни на что.
Будущий режиссер постоянно участвовал в розыгрышах и затевал множество проказ, порой совсем не безобидных, и поэтому с третьего курса его отчислили с формулировкой «за хулиганство». Фоменко очень переживал это изгнание, к тому же перед ним остро встал финансовый вопрос, и ему пришлось искать самые разные способы заработка. Но главное, что ему нужно где-то учиться, чтобы получить профессию, и он поступает на филологический факультет МГПИ, где знакомится с целой плеядой замечательных людей. Это Ю. Визбор, Юлий Ким, Юрий Коваль, Владимир Красновский, с которыми он будет дружить всю жизнь и которые помогли ему окончательно определиться с будущей профессией.
Дело жизни
Еще в МГПИ Фоменко ставит капустники, занимается в студенческом театре, репетирует «Каменного гостя» и понимает свое истинное предназначение.
По окончании филфака Фоменко Петр Наумович поступает на режиссерский факультет ГИТИСа, где во время учебы ставит свой первый полноценный спектакль «Беспокойное наследство» по пьесе К. Финна. Его педагогами были Н. Горчаков, Н. Петров, А. Гончаров.
Он окончил институт в 1961 году и жаждет работать, он уверен, что нашел свое предназначение, у него полно творческих идей и замыслов, теперь ему нужен только театр.
Театральные скитания
После выпуска из института Фоменко начинает настоящие мытарства в поиске работы. Он трудится в нескольких театрах, ведет студию в Доме культуры, сотрудничает со студенческим театром МГУ. Петр Наумович ставит спектакль в театре им. В. Маяковского «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина. Постановка отличается остротой, иронией, хлесткой сатиричностью и незаурядностью, все это было чрезмерным для советского театра, и спектакль запретили после 50 показов, несмотря на оглушительный успех у зрителей. Постановка «Новая мистерия-буфф» в театре Ленсовета подверглась жесткой цензуре, спектакль сдавали пять раз, но его так и не допустили к показу.
После этого Фоменко стало еще труднее найти работу. Он берется за любой труд, но это не дает финансовой стабильности. В поисках постоянного места занятости Петр Наумович уезжает в Тбилиси, где работает в театре им. Грибоедова два года.
В 1972 году он переезжает в Ленинград, где работает в театре комедии до 1981 года. Здесь он ставит 14 успешных спектаклей, параллельно сотрудничает с театрами Москвы. Петр Наумович Фоменко, фото которого помещено на стендах театров обеих столиц, берется за любое дело, в год у него выходит 1-2 спектакля. В 1982 году он ставит спектакли в театре им. Маяковского в столице, с 1989 года работает в театре им. Вахтангова.
Режиссер Фоменко Петр Наумович много работает и в других театрах, всего за свою творческую жизнь он поставил около 50 спектаклей в разных театрах мира, не считая постановок в своей мастерской.
Большое кино
В 1973 году советский кинематограф обогатился еще одним мастером, именно тогда приходит в кинорежиссуру Фоменко Петр Наумович. Настоящая фамилия творца стала синонимом киноталанта. Выступив одновременно в роли сценариста и режиссера, Фоменко в 1973 году делает фильм «Детство. Отрочество. Юность» по произведению Л. Н. Толстого.
В 1975 году он снимает картину по пьесе В. Пановой «На всю оставшуюся жизнь». Здесь он также выступает как соавтор сценария. Четырехсерийная картина о тяжелой работе военных медиков в годы Второй мировой войны построена на уникальной методике Фоменко по работе с актерами, они у него не играют, а живут и импровизируют в кадре. Лента получила много хвалебных рецензий и приз на кинофестивале в Грузии.
В 1977 году Фоменко Петр Наумович, известный режиссер к тому времени, снимает лирическую картину «Почти смешная история». В фильме звучит очень атмосферная музыка и песни на стихи Ю. Мориц, Н. Матвеевой, А. Величанского. Здесь режиссер смог показать свою новую грань, он дает понять, что может быть добрым, мягким и даже немного романтичным.
В 1985 году выходит очередной фильм Фоменко – «Поездка на старом автомобиле». Эта светлая комедия по сценарию Э. Брагинского вновь показала зрителям мягкого и лиричного режиссера и стала последней его работой в большом кинематографе.
Телетеатр Фоменко
Фоменко Петр Наумович смог создать свой уникальный формат, снимая телефильмы. Его экранизации классических произведений русской литературы стали образцом бережного и почтительного отношения к материалу. При этом данные постановки – это не скучный пересказ, а творческое переосмысление произведений. Фильмы отличает необыкновенная музыкальность и вдохновенная игра актеров. Всего Фоменко снял 16 телефильмов. Среди них - «Этот милый старый дом» по Арбузову, «Таня-Таня» по пьесе О. Мухиной, «Любовь Яровая» по Треневу и, конечно, великолепные экранизации Пушкина.
Пушкин и Фоменко
Проза Пушкина стала для режиссера материалом для бесконечных размышлений и творчества. Петр Наумович Фоменко, биография которого в течение многих лет была связана с экранизациями повестей Пушкина, находил огромное вдохновение в литературном материале. Он дважды снимает фильмы по «Пиковой даме», и они отличаются не только трактовкой, но и режиссерскими решениями. Знаменитый фильм «Выстрел» со звездами кино Леонидом Филатовым и Олегом Янковским стал фирменным знаком Фоменко-кинорежиссера. В 2012 году он снимает последний телеспектакль по Пушкину «Триптих», в котором соединил «Графа Нулина», «Каменного гостя» (которого так и не смог показать зрителю в юности) и «Сцены из Фауста», здесь в полной мере проявилось новаторство режиссера и его глубочайшее почтение к исходному материалу.
Педагогическая деятельность
Фоменко Петр Наумович кроме режиссуры более 20 лет отдал педагогике. Он выпустил четыре курса в Российской академии театрального искусства. Ученики говорят, что Фоменко обладал исключительным талантом учителя, он вдохновлял и студентов, стимулировал их к поиску, импровизации, росту. Не напрасно они всегда имеют свое лицо, их ни с кем не перепутаешь. С учениками он ставит любимую классику Гоголя, Пушкина, Островского, Чехова, учит их не только преклонению перед материалом, но и способности переосмыслять тексты, создавая современные образы.
Мастерская П. Н. Фоменко
Из числа верных учеников режиссера сложился самобытный, авторский театр его имени. Мастерская Фоменко в 1993 году получает официальный статус театра, в репертуаре которого - одна классика. Но режиссер с командой единомышленников всегда находит новый подход к традиционной истории, поэтому постановки театра отличаются новаторством и актуальностью. Многие из них отмечены самыми высокими наградами и премиями. После ухода режиссера из жизни в 2012 году театр возглавил Евгений Каменькович, и труппа продолжает традиции мастера, продолжает жить.
Частная жизнь
Фоменко Петр Наумович, личная жизнь которого отличалась разнообразием и сложностью, был дважды женат и имел один большой роман, от которого у него родился единственный сын. Первый раз он женился в Тбилиси на театральном художнике Лали Бадридзе. Второй и последний брак с Майей Тупиковой продлился почти 50 лет. Несмотря на это, Фоменко Петр Наумович, семья для которого была крепким тылом, позволял себе многочисленные увлечения. Но его жена, мудрая женщина, понимала, что это издержки творческого характера мужа, и прощала ему его слабости.
Интересные факты из жизни Петра Фоменко
В школьные годы Фоменко увлекся футболом, он гонял мяч вместе Толей Ильиным, который много лет спустя станет знаменитым футболистом. Петр Наумович футболистом не стал, но был страстным болельщиком всю жизнь.
Фоменко Петр Наумович, национальность которого неоднократно становилась предметом его шуток и баек, всю жизнь считал себя русским режиссером. Хотя в советские времена ему приходилось ощущать негативное влияние своего происхождения. Он со свойственной ему иронией рассказывал, как во время прохождения практики в Малом театре строгий начальник отдела безопасности был благорасположен к начинающему режиссеру ровно до тех пор, пока не услышал отчество Фоменко. Как только он узнал, что он Петр Наумович, то сразу сделал соответствующие выводы и начал истово исполнять свои обязанности, ограничив временный пропуск в театр только 1 месяцем.
В годы безработицы, после отчисления из школы-студии, Фоменко много работает в подмосковных домах культуры, где ставит классические произведения. Он и там нашел возможности для собственной трактовки. Так, он поставил пьесу «Сирано де Бержерак» Ростана, в котором главный герой передвигался на инвалидной коляске, а красавица Роксана весила больше центнера.