Яншин Михаил Михайлович – режиссер, выдающийся советский актер и народный артист Советского Союза. Он сыграл множество ролей, сумев оставить о себе вечную память в сердцах поклонников его творчества. Он работал в московском академическом театре, возглавлял драмтеатр имени Станиславского. Награжден Государственной премией Советского Союза.
Рождение актера
Михаил Михайлович Яншин родился второго ноября 1902 года в г. Юхнове, находящемся под Калугой. Как рассказывала ему бабушка, на свет он появился под популярную в то время песню. Будильник заиграл ее в тот момент, когда Михаил «выбирался» из материнской утробы.
Вокруг роженицы стояла суматоха. Будильник, вместо того чтобы просто выключить, сунули под подушку. Но он настырно продолжал играть и там. В результате даже первый крик Яншина прошел в музыкальном сопровождении. Как ни странно, но именно эту популярную песню Михаил напевал и сам, даже через шестьдесят с лишним лет, когда играл в своих последних спектаклях.
Семья
Отца Яншина звали Михаилом Филипповичем. Он работал бухгалтером. Мать, Александра Павловна, – домохозяйка. У Михаила Михайловича была сестра Евдокия. Родители его очень любили искусство, хотя и работали абсолютно в другой сфере. Предпочитали часто слушать музыку, периодически посещали театр, оперу. Знали многих певцов и актеров. Соответственно, старались приобщить к миру искусства и своих детей. Тем более что у Яншиных были постоянные абонементы в Художественный и Оперный театры, в которых в то время блистал сам Федор Шаляпин.
Детские годы
Детство Михаил провел в Москве. Благодаря родителям он с ранних лет полюбил театр. Самое сильное впечатление на юного Яншина произвел Иван Москвин, сыгравший Царя Федора в одном из спектаклей. Михаила просто заворожила его игра, настолько чувствовалась в ней внутренняя чистота, прозрачность и яркость.
С тех пор театр практически стал его жизнью. В школе Михаил записался в струнный оркестр и в драматический кружок. Так как Яншин был курносенький и круглолицый, ему все время доставались только женские роли. Самыми лучшими из них были Агафья Тихоновна в «Женитьбе» и Антоновна в «Ревизоре». Но его актерский талант почему-то не замечали. После окончания школы Михаил поступил в Ольховское городское училище, расположенное в Благовещенском переулке.
Юность
Окончив Ольховское училище, Яншин поступил в Московский Комиссаровский технический ВУЗ. Затем – в Высший технический (сейчас он называется МГТУ им. Баумана). Может, Яншин и не стал бы актером, продолжая просто любить театр. Он думал, что будет инженером, специалистам по двигателям.
Но революция и война изменили его судьбу. В 1919 г., не успев окончить даже первый курс, Михаил ушел на фронт, записавшись добровольцем. Около двух лет служил во внутренней охране рядовым. Принимал участие в подавлении восстания в Тамбове. Был ранен. В армии Михаил Михайлович Яншин участвовал в кружке самодеятельности.
Правда, как актер он не выступал, но занимался декорациями, афишами и занавесом. Сам Яншин часто вспоминал случай, когда забыл опустить занавес, увлекшись спектаклем. А потом опять «не в тему» открыл шторы на сцене, когда суфлер выбирался из своей будки. Весело было только зрителям. В зале стоял громкий хохот. А Яншин чувствовал себя опозоренным.
Выбор жизненного пути
В 1921 г. Яншина демобилизовали из армии. Именно тогда он определился с выбором пути, решив связать свою жизнь с творчеством и театром. Правда, предварительно он поделился своей мечтой и планами с другом. На что товарищ просто расхохотался, сказав, что актер из Михаила не получится. Но Яншин решил рискнуть и попробовать поступить в театральное учреждение.
В результате в 1922 г. Михаил направился во 2-ю студию МХТ. Он видел себя только как актера трагедий, поэтому прочел на экзамене специально подобранные стихи. Читал их перед комиссией с пафосом, самозабвенно. Во время выступления со стороны прослушивающих раздавались сдавленные смешки.
Когда он закончил, оказалось, что его выступление вызвало смех до слез. Лужский, председатель комиссии, вытирая мокрые глаза с искрящимся в них смехом, посоветовал Яншину лучше почитать басни. Михаил думал, что провалился, но на следующий день с большим изумлением узнал, что принят.
Путь к славе
Два года Яншин Михаил Михайлович (фильмы с его участием стали выходить гораздо позже) обучался в студии. Сначала находился в массовках спектаклей. Затем в двадцать четвертом году Михаила приняли в труппу МХАТа, где он и трудился до конца жизни. С первых ролей Яншин обнаружил в себе неугасающее чувство юмора, которое не оставляло его и всю последующую жизнь. Иногда он сдабривал драматические роли комедийными нотками, и наоборот. Сначала Яншину давали лишь эпизодические роли. В 1926 г. все кардинально изменилось.
Взлет, признание и известность
Михаилу дали роль Лариосика в знаменитом спектакле тех лет «Дни Турбиных». Это стало для Яншина прорывом в карьере. Лариосик в студенческой тужурке, с черным галстучным бантом был «взлетной» ролью Михаила. Пятого октября 1926 г., еще до спектакля, Москвин предсказал Яншину, что после премьеры артист станет знаменитостью.
Так и случилось. Его заметили, он стал известен. Даже Станиславский прослезился и высоко оценил игру Яншина. Мало того, что роль принесла Михаилу много денег, она привлекла к нему еще и множество поклонниц. Его узнавали на улицах, здоровались. А в магазинах для него находилось все, даже если этого товара не было на прилавках.
Все последующие годы он трудился очень упорно, сыграв множество ролей. В «Трех толстяках» актер Яншин Михаил Михайлович, фото которого можно увидеть в данной статье, вжился в образ доктора Гаспара Арнери. Причем был единственным исполнителем, за два года сыграв ее девяносто один раз.
Творческий рост Яншина
Для многих увлечения или работа становятся смыслом жизни. Таким оказался и Яншин Михаил Михайлович. Личная жизнь у него, конечно, была, но всегда стояла на втором плане. Для Яншина театр стал самым важным в жизни.
В 1931 г., работая в МХАТе, Михаил начал практиковать режиссерскую деятельность. Дебютом стал поставленный им спектакль «Шестая мира». В 1932 г. Яншин поставил второй спектакль – «Мстислав Удалой». А в 1937 г. – «Мелкие козыри». Многие последующие спектакли под режиссурой Яншина были поставлены также в МХАТе.
Еще до войны Михаил работал некоторое время художественным руководителем в нескольких московских театрах. Несмотря на эту деятельность и режиссуру, Яншин работал без отрыва от актерской работы в МХАТе.
Одна из ступеней творчества – кинематограф
До войны Яншин Михаил Михайлович (фильмы его до сих пор помнят и любят многие) снимался мало. В основном у него были маленькие роли рабочих, солдат и т. д. Самыми заметными стали две: в «Поручике Киже» и в «Последнем таборе».
После войны Яншин продолжил заниматься режиссурой. Лучшие спектакли им были созданы по классическим произведениям. В некоторых постановках он задействовал сразу несколько известных актеров (Раневскую, Абдулова, Федорову, Гарина, Мартинсона).
Военные годы
Первый год войны Яншин находился на Кавказе. Там он организовывал кружки художественной самодеятельности среди солдат и небольшие концертные программы. Летом 1942 г. уехал в Свердловск и вместе с ранее эвакуированной труппой МХАТа вернулся в Москву. Снова Яншин сыграл несколько ролей в театре и за свою деятельность получил медаль «За доблестный труд в ВОВ».
Театральная деятельность
В МХАТ за все время работы Яншин Михаил Михайлович, биография которого тесно связана с театральной деятельностью, сыграл пятьдесят различных ролей. У актера был настолько многогранный талант, что он удачно воплощал любые образы – и комические, и трагические. Некоторые вошли в золотую летопись МХАТа. Например, драматическая роль Маргаритова из «Поздней любви» Островского была сыграна Яншиным 440 раз.
В составе труппы МХАТа Михаил посетил Чехословакию, Польшу, Болгарию, Финляндию, Францию, Англию. Во всех этих странах он завоевал такую же горячую любовь зрителей, как и дома, в Советском Союзе.
Карьера в мультипликации
Голос Михаила Яншина всегда являлся настолько колоритным, что забыть его было невозможно, даже услышав всего один раз. Для мультипликационной деятельности это было просто находкой. Поэтому Яншина очень часто приглашали на озвучку различных персонажей. Режиссеры нередко предлагали Михаилу озвучивать бегемотов. Актер был плотного телосложения, и, возможно, поэтому происходила ассоциация с крупными животными. Яншин Михаил Михайлович озвучил бегемотов в большом количестве мультфильмов.
К этой работе актер подходил очень серьезно, образ выстраивал полностью. Например, случай с огурцом характеризует его творчество и подход очень ярко. Когда ему предложили озвучить этот овощ, Яншин поинтересовался у создателей мультфильма о характере и судьбе огурца.
У актера поинтересовались, зачем ему это, ведь предстояла простая озвучка текста. На что Михаил ответил, что когда овощ растет на грядке, у него будут одни разговоры, ощущения и настроение, а когда его собираются замариновать – другие. Для наглядности он продемонстрировал озвучку обоих вариантов, настолько искусно меняя голос и интонацию, что изумленным художникам после этого все же пришлось несколько изменить образ огурца.
С тех пор, как только становилось известно, что озвучку в мультипликационном фильме будет проводить Яншин, художники старались придать его герою черты характера самого артиста.
Личная жизнь
Михаил Михайлович Яншин, фото которого представлены в данной статье, женился три раза. Несмотря на свои обычные внешние данные и полноту, успех у женщин актер имел огромный. В результате все три раза его жены были красавицами. Работали они в разных театрах.
Первое бракосочетание состоялось в ноябре 1926 г. Его супругой стала В.В. Полонская. Она являлась в то время ученицей МХАТа. Там и познакомились. Ей было всего восемнадцать лет, а Яншину – двадцать четыре года. Они оба не только любили, но и боготворили театр. Прожили они вместе долго – почти семь лет. Жена Яншина изменяла ему с Маяковским. Сначала Михаил принимал это за дружбу, а потом все-таки узнал правду. Поэтому в 1933 г. Яншин и Полонская развелись.
Михаил недолго оставался один, встретив свою вторую любовь – Лялю Черную. Она была знаменитой актрисой театра «Роман». Настоящее имя Ляли – Надежда Киселева. Ее мать была танцовщицей-цыганкой, вышедшей замуж за москвича из богатой семьи. Будучи еще школьницей, Надежда начала выступать в цыганском хоре. А как только открылся театр «Ромэн», она сразу стала в нем основной актрисой. Яншин женился на Надежде, и их брак просуществовал до 1942 года. Затем они расстались, Киселева вышла замуж за Хмелева.
Яншин Михаил Михайлович, жена которого поддерживала его до последнего вздоха, все же вступил в брак третий раз. Этот союз оказался удачным. Именно последняя супруга оставалась с ним до конца жизни. Ею стала Нона Мейер, игравшая в Драматическом театре Станиславского. Они поженились в 1955 году и никогда уже не разлучались.
Яншин Михаил Михайлович (дети у него так и не появились, во всяком случае, о них не упоминается в официальных источниках) смог стать счастливым. Наконец он встретил женщину, любовь к которой не угасла и до конца его дней. При этом он почти полностью посвятил себя искусству и театру, растворяясь в творчестве и не оставляя себе много свободного времени.
Характер
Актер Яншин Михаил Михайлович обладал располагающей к своей личности внешностью с обаятельной и простодушной улыбкой. В разговоре его часто присутствовали задушевные интонации. А движения, несмотря на полноту, были плавными и даже, как отмечали его современники, несколько грациозными. Он на всех производил впечатление понимающего и добродушного человека. Любил играть таких же персонажей в театре и кино.
Близкие и родные описывают Яншина как очень доброго, отзывчивого и талантливого. Например, Евгений Весник рассказывал о нем как о человеке, созданном для юмора и улыбок, притягивающем к своей персоне как магнит. Так же он отмечал, что Яншин несколько незащищенный духовно, сентиментальный, очень темпераментный, обаятельный и немного ленивый в повседневной жизни.
Евгений Весник добродушно заметил, что Михаил любил вкусно покушать и немного пригубить вина, попеть романсы и сделать ставку-другую на скачках. Яншин болел за футбольную команду «Спартак», был не способен строчить кляузы и плести интриги и являлся, несомненно, любимцем публики не только в Советском Союзе, но во многих зарубежных странах, где успел побывать не гастролях.
Навеки оставил о себе память Яншин Михаил Михайлович. Личная жизнь его складывалась не совсем в традиционном ключе. Но это и понятно. Для него всегда на первом месте был театр, работа. Даже его жены были театральными актрисами. Яншин Михаил слыл настоящим чеховским актером. У него была мягкая манера исполнения, богатая голосовая палитра. Он мог моментально менять настроение и изображать любые оттенки чувств.
В жизни Яншин Михаил Михайлович был очень неутомимым и подвижным человеком. А на сцене становился противоположностью – неторопливым, с плавными движениями. Яншин любил открывать новые таланты. У него было на таких людей особое чутье. Всегда с удовольствием делился с новичками своим опытом и помогал при необходимости.
Среди его увлечений – футбол, шахматы. Любил конный спорт и часто выигрывал призы на соревнованиях. Любил петь под гитару. И его голос завораживал, как и манера исполнения. Гитар в его собственности было много. И впоследствии они переходили к его поклонникам как раритет. Многие семьи до сих пор их хранят как реликвию.
Последний отрезок жизни актера
Яншин Михаил, биография которого тесно связана с творческой деятельностью, работал до последних дней своей жизни. В 1974 г. вышел его заключительный спектакль. Он в последний раз играл на сцене. Как впоследствии выразился Олег Ефремов, сыграл Яншин исповедально. За эту роль в следующем году Михаил Михайлович получил Государственную премию Советского Союза. В 1975 году состоялась премьера его книги, которая через некоторое время была озвучена на радио.
В последние годы, когда Яншин работал на сцене МХАТа, там произошли крупные перемены. В театре появился Олег Ефремов, который возглавил коллектив. Яншин стал одним из немногих пожилых актеров, которые поверили, что изменения к лучшему. Он поддержал Ефремова в его начинаниях. Олег Николаевич затеял в театре большую реконструкцию. Яншин, сильно располневший, с тяжелой одышкой и плохим зрением, увлеченно и с упоением осмотрел все новые театральные сценические конструкции.
Девятнадцатого февраля 1976 г. великий актер в последний раз появился на сцене МХАТа. После этого он тяжело заболел и подняться с постели уже не смог. Яншин Михаил Михайлович, актер театра и кино, режиссер, любимец публики, талантливый художественный руководитель, «сгорел» быстро. Он ушел из жизни шестнадцатого июля 1976 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, на седьмом участке.
Признание таланта
За всю свою жизнь Яншин не раз удостаивался самых разнообразных наград и премий. В 1975 году он получил Государственную премию Советского Союза за роли Абеля и Мамаева. В 1970 г. ему торжественно вручили Госпремию РСФСР за роль Кузовкина. В 1971 и 1973 гг. удостаивался Орденов Трудового Красного Знамени и «Знака Почета». В 1946 г. получил медаль за доблестный труд во время Великой Отечественной войны.
Фильмография
Яншин Михаил Михайлович, фильмография которого насчитывает не один десяток ролей, был ярким и талантливым актером. Например, никогда не забудется фильм «Большая перемена» и множество других кинолент. Часто он играл второстепенные роли.
В кино Яншин Михаил Михайлович начал сниматься с 1928 г. Кинодебютом стала кинолента «Каторга». В ней он играл телеграфиста. Потом вышли на экраны «Комета», «Простые сердца», «Праздник святого Йоргена» и многие другие.