Слова с двойными согласными – одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность – невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.
В корне
Слова с двойными согласными в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс.
Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить – они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что корни с чередованием согласных –зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч. ) – ты визж[жж]и.
Что касается сочетания -сс-, то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться). Также следует писать -сс- в корне -росс-: Россия, западно-российский, Малороссия.
Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной –с-, если после не стоит суффикс -ск-: русовед, но русский. Исключение – Белоруссия.
Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н. Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).
На стыке приставки и корня
Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.
Во-первых, если первый звук корня звонкий – на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие.
Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.
И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница, рассредоточить, бессовестный, иссякнуть. Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если способ словообразования предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом – одна из них усекается.
Разберем пример: рассорились. Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас-. Соответственно, в ряд должно стоять три с: две от корня ссориться и одна от приставки рас-. Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.
Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный.
В суффиксе
Слова с двойными согласными в суффиксе – это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н. Все дело в суффиксах –енн- и -онн-.
Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный. Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на –ция: конституция, позиция, революция.
Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
В прилагательных на –ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной –н- (слова исключения – кованый, жеваный): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно),
Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс –нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами страдательное причастие, стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные слова сложно отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н.
Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга (отглагольное прилагательное) – читанная весь вечер книга (причастие) – прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) – раненный в тяжелом бою солдат (причастие) – израненный солдат.
Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат.
На границе корня и суффикса
Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.
Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман – туманный – туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на –н-. отсюда – двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного – туманно.
Сон – сонный – сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный). Причем, двойная н присутствует и в наречии.
Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса – слова с корнем -ск-. Только в данном варианте будет писаться -сс-. Например: Одесса – одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес – гудермесский; Русь – русский, Котлас – котласский. Как видим, правило касается всевозможных топонимов.
Словарные заимствованные слова
Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.
Приведем несколько примеров:- группа – групповой;
- компромисс – компромиссный;
- балл – десятибалльный;
- тонна – двухтонный;
- коррозия – антикоррозийный;
- масса – массивный.
Алгоритм написания и переноса
Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:
- Определить, в какой части слова оно находится.
- Выяснить способ образования данного слова.
- Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
- Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
- Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) – и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором – приставка по-. Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) – обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о-, во втором – об-
Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться.
Место в школьном курсе
В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.
Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).
Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.