Сочинение-рассуждение – тот вид творческой работы, который необходимо выполнить при сдаче обязательного экзамена по русскому языку в 9-м и 11-м классах. Это задание помогает понять, насколько хорошо учащиеся владеют письменной речью, как они умеют размышлять на общечеловеческие или лингвистические темы, ориентироваться в прочитанном тексте и делать выводы по нему. Именно поэтому, начиная с 5 класса, ребята знают, что представляет собой план сочинения-рассуждения по русскому языку. Конечно, в зависимости от возрастных особенностей, части немного разнятся между собой, однако основа одна. Разберемся, какой он, план сочинения-рассуждения по русскому языку, которое выносится на школьный выпускной экзамен.
Что такое сочинение-рассуждение?
Для начала разберемся, что такое сочинение-рассуждение. Это тот вид работы, когда необходимо доказать или опровергнуть какую-либо мысль. Кроме того, в подобном сочинении размышляют о каком-либо явлении, деятеле, историческом событии.
Что же отличает сочинение-рассуждение от других творческих письменных работ? Особая структура. Дело в том, что, составляя текст-описание или повествование, можно идти различными путями, применять, например, кольцевую композицию, менять структурные элементы местами. План сочинения-рассуждения по русскому языку всегда неизменен. Не допускается перестановка его элементов. В этой работе, вне зависимости от темы, всегда должны присутствовать выдвижение некоего постулата, тезиса. После этого следует его доказать, приводя весомые аргументы. Вывод является заключительной частью, в нем кратко излагается вся основная мысль.
Сочинение формата ЕГЭ
Хоть тексты сочинений-рассуждений схожи по своей структуре, однако они отличаются на экзаменах в 9-м классе и в 11-м (ГИА и ЕГЭ соответственно).
Что касается творческой работы части С на ЕГЭ, то тут она более объемна. План, хоть он и структурно схож с классическим, все же претерпевает некоторые изменения. Все исходит из типа работы. Что же выпускникам предлагается выполнить?
Их вниманию представляется текст, где нужно не только выявить авторскую позицию, сформулировать идею текста, но и выдвинуть свой тезис. Согласие и несогласие необходимо подкреплять с помощью аргументов. Причем больше всего оцениваются те, которые приведены не из своего жизненного опыта, а из произведений литературы.
Итак, план сочинения-рассуждения по русскому языку ЕГЭ выглядит следующим образом:
- Выдвижение проблемы прочитанного текста.
- Комментарии учащегося.
- Основная мысль прочитанного текста.
- Выдвижение собственной позиции учащегося по данной проблеме (соглашение с автором либо полемика с ним).
- Аргумент № 1 (лучше из произведений художественной литературы).
- Аргумент № 2 (из собственного жизненного опыта).
- Вывод.
Самые сложные пункты плана, от которых зависит вся творческая работа, касаются определения проблематики текста и отражения его идеи. Так, многие выпускники начинают в третьем пункте пересказывать действия героев, таким образом, формулируя тему. Задача же состоит в другом: определить то, что является авторской мыслью, формулировка основной идеи. И здесь без навыков читателя не обойтись.
Сочинение формата ГИА
План сочинения-рассуждения по русскому языку ГИА немного отличается, он упрощен. Девятиклассникам предлагается на выбор один из трех видов творческой работы в части С.
Задание 15.1 подразумевает написание сочинения, раскрывающего какое-либо языковое явление. Выпускникам предлагается поразмышлять, так ли необходимы нам пунктуационные знаки, насколько богат наш язык и другие. Тезис здесь уже выдвинут авторами экзамена: можно либо с ним согласиться, либо его опровергнуть. Естественно, свою точку зрения необходимо подтверждать двумя аргументами.
Это достаточно сложный вид работы, ведь ребята не слишком подкованы в лингвистике. Именно поэтому еще в начале обучения в средней школе они вникают в план сочинения-рассуждения по русскому языку (5 класс). Учащиеся знакомятся с данным видом текста, узнают его составные части. Далее, из года в год, навыки написания рассуждений на лингвистическую тему совершенствуются.
Задание 15.2 подразумевает ответ на вопрос по прочитанному тексту. Здесь варианты заданий сводятся к следующему: пояснить смысл названия либо одного из предложений, отражающих основную мысль текста. Составители также могут попросить обоснованно разъяснить концовку отрывка.
Задание 15.3 наиболее приближено к работе ЕГЭ. Здесь необходимо раскрыть какое-либо общечеловеческое понятие: дружба, доброта, милосердие, отвага и другие. Причем аргументы необходимо брать как из прочитанного текста, так и из жизни, художественной литературы.
Таким образом, план сочинения-рассуждения по русскому языку на экзамене в 9-м классе таков:
- Вступление.
- Тезис.
- Аргумент № 1.
- Аргумент № 2.
- Вывод.
Основные составные части: тезис
Как писалось выше, учащимся уже знаком план сочинения рассуждения по русскому языку. 9 класс – это не отправная точка его изучения. Работа должна вестись планомерно и последовательно. Разберем основные составляющие элементы.
Как и у любого сочинения повествовательного, описательного характера, у рассуждения обязательно должно быть вступление. Не нужно писать много, достаточно одного-двух предложений, в которых заключается осознание проблематики, ее злободневность, а может, и вовсе сведения об авторе. Последнее – характерная черта сочинений формата ЕГЭ.
Далее – тезис. Это предложение, в котором заключена точка зрения самого учащегося. Ею он подтверждает или опровергает сказанное в авторском тексте. Правильно выдвинутый тезис – это залог успеха всей работы, ведь от него зависит дальнейший подбор аргументации.
Правильные аргументы - залог успеха
Что касается аргументов, то и в сочинении ГИА, и в ЕГЭ их требуется не менее двух. Отметим, что они должны не просто отражать суть текста, а комментировать, доказывать именно тезис, с которым неразрывно связаны.
Что касается работы ГИА, то здесь приводятся аргументы из прочитанного текста либо из своего личного жизненного опыта. Причем максимальное количество баллов можно получить именно за корректно приведенные аргументы.
Что касается сочинения-рассуждения ЕГЭ, то здесь придется вспомнить произведения классиков, для того чтобы заработать максимум баллов за аргументацию.
Вывод
Вывод – это итог всей работы. В принципе, он сильно перекликается с тезисом. Ведь здесь говорится о том, что удалось сочинением доказать.
Кроме баллов за содержание работы, учащиеся получают дополнительную оценку за грамматическую и речевую составляющие, достоверность изложения сведений (фактические ошибки). Ну и конечно, оцениваются орфографическая и пунктуационная грамотность.