В XX веке человечество смогло продвинуться в будущее больше, чем за всю свою историю. Были изобретены автомобиль и паровоз, открыты электричество и ядерная энергетика, человек поднялся в воздух и преодолел звуковой барьер, были изобретены компьютер, мобильная связь и иные чудесные вещи. Однако главным достижением человечества считается выход в космос. После полета Ю. А. Гагарина появилась новая наука – космонавтика.
Однако жизнь требует оплаты за все. И космонавтика отнюдь не исключение. Для раскрытия тайн Вселенной сотни смельчаков рисковали своими жизнями. После падения ракет катастрофы на транспорте можно вообще не считать серьезными.
Вашему вниманию предлагаются истории. Они про некоторые ракетные катастрофы (TOP), считающиеся самыми громкими за всю историю космонавтики.
Падение из космоса. Борис Волынов
Рассказ про самые известные ракетные катастрофы (TOP) нужно начать с этого события. Оно произошло 18 января 1969 года. За несколько дней до этого провели первую удачную стыковку "Союза-4" и "Союза-5". Экипаж "Союза-4" уже вернулся. Борис Волынов должен был спускаться один.
До момента отсоединения оставалось несколько минут. Раздался хлопок – это пиропатроны отстрелили спускаемый отсек. Вдруг люк вдавило внутрь, словно крышку консервной банки. Плановый спуск превратился в беспорядочное падение.
После 10 минут падения спускаемый аппарат начал хаотично вращаться. И в этот момент Волынов решил… провести прямой репортаж о происходящем. Это могло понадобиться космонавтам, последующим за ним. Каждые 15 секунд он передавал на землю показания приборов, всеми силами пытался как-то повлиять на ситуацию.
В 90 км от Земли спускаемую капсулу оторвало от основного корабля. Она освободилась от лишнего груза и… загорелась. Камера стала наполняться дымом. На высоте 10 км раскрылся парашют, но его стропы начали закручиваться. В конце концов это должно было привести к его складыванию. Но последнего не произошло. Раскручиваясь в разные стороны, аппарат приблизился к земле.
Двигатель мягкой посадки сработал с опозданием. Удар оказался такой силы, что у космонавта переломились корни верхних зубов.
Борис Волынов приземлился с не до конца раскрытым парашютом, весь побитый, но живой.
Неудачный старт. "Союз-18"
Это произошло 5 апреля 1975 года. В этот день для стыковки с орбитальной станцией «Салют-4» стартовал корабль «Союз-18». На его борту находились летчики-космонавты В. Лазарев и О. Макаров.
Частые катастрофы советских ракет преследовали науку. Описанная ниже – не исключение.
Неприятности начались уже на 289-й секунде полета, когда должна была подаваться команда на отключение двигателя второй ступени. Из-за поломки реле параллельно прошла команда сброса хвостовой части третьей ступени.
Нарушение процесса разделения ступеней привело к появлению вращения. На 295-й секунде оно привело к команде «Авария». Корабль разделился и стал спускаться. В процессе аварии система управления спуском потеряла ориентацию в пространстве. Попросту говоря, стала путать верх и низ, что привело к прохождению ряда неправильных команд. В частности, вместо снижения перегрузки последовало ее увеличение до опасных для жизни человека 21,3 g. И это при том, что максимальная перегрузка на тренажерах составляла 15 g.
С космонавтами стали происходить страшные вещи. Начало пропадать зрение. Сначала оно стало черно-белым, затем стало сужаться. По рекомендациям врачей космонавты старались громко кричать. Правда, их хрип был мало схож с человеческим. Однако продолжалось это сравнительно недолго. Спустя несколько минут перегрузки стали снижаться. Сработала парашютная система, и аппарат опустился на склон одной из гор Алтая.
Ракета «Р-16». Катастрофа Митрофана Неделина
В то время катастрофы ракет на Байконуре были редкостью, поскольку сам космодром появился совсем недавно. Произошедшую 24 октября 1960 года катастрофу считают самой страшной в истории космонавтики.
В тот день на стартовой площадке №41 шли работы по подготовке к запуску межконтинентальной ракеты «Р-16» конструктора Михаила Янгеля. После проведения полной заправки специалисты обнаружили неисправность в автоматике двигателя. Подобные случаи требовали полностью освободить ракету от топлива и лишь после этого приступать к устранению неполадок. Однако подобное задержало бы срок пуска ракеты, что непременно привело бы к «фитилю» от правительства.
Во избежание подобных неприятностей, маршал М. И. Неделин приказал устранить неисправность на заправленной ракете. Сказано – сделано. Никто не ожидал падения ракет, катастрофы на транспорте или чего-то подобного. Объект облепили десятки специалистов. Сам маршал стал наблюдать за ходом работ, устроившись на табуретке в нескольких десятках метров от корпуса ракеты. Катастрофы по-прежнему не ожидалось.
Однако все шло хорошо только до объявления 30-минутной готовности. На исправленный блок автоматики подали питание. И вдруг сработал двигатель второй ступени. С высоты вырвалась мощная струя горящего газа. Большинство людей, в том числе и сам маршал Митрофан Неделин, молниеносно погибли. Остальные рабочие бросились в рассыпную. Однако далеко убежать не удалось: ограждающий стройку ряд колючей проволоки оказался непреодолимым. Адское пламя испаряло людей, оставляя лишь очертания фигур, куски обугленных ремней да оплавленных пряжек.
Считается, что в этой катастрофе погибло 92 человека и было ранено 50. От маршала М. Неделина нашли лишь звезду «Героя Советского Союза». Конструктор Михаил Янгель в момент аварии отошел в бункер безопасности, что и спасло ему жизнь.
Гибель "Союза-11"
Этот случай также входит в список "Ракетные катастрофы: TOP-10", поэтому обойти его стороной невозможно.
Описанная ниже трагедия произошла 30 июня 1971 года. В этот день космонавты Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев, проработавшие на борту орбитальной станции «Салют-1» 23 дня, возвращались на землю. Рассевшись по своим местам и пристегнувшись ремнями безопасности, они приступили к проверке работы бортовых систем. Отклонений выявлено не было.
В атмосферу Земли спускаемый модуль «Союза-11» вошел в расчетное время. Раскрытие парашюта зафиксировали в 9 км от поверхности, но на связь экипаж не вышел. Радиоантенна, вшитая в его стропы, нередко отказывала при посадке, поэтому в ЦУПе не насторожились. Подобная неприятность часто сопровождала катастрофы советских ракет, но она была не фатальной. Через 2 минуты после приземления к спасательной капсуле подбежали люди. На стук в стенку никто не ответил. Открыв люк, они обнаружили космонавтов без признаков жизни. Их быстро вытащили наружу и приступили к реанимации. Попытки оживить экипаж продолжались более часа, но результатов не принесли – космонавты погибли.
Проведенное расследование показало, что гибель наших ребят наступила в результате несанкционированного открытия одного из воздушных клапанов, в задачу которого входило уравнивание давления воздуха внутри спускаемого модуля. Он произвольно открылся на высоте около 150 км. Воздух покинул кабину за несколько секунд.
Положение тел космонавтов свидетельствовало о наличии попыток найти и ликвидировать неисправность. Но в тумане, заполнившем кабину после разгерметизации, сделать это было затруднительно. Когда Г. Добровольский (по иным данным, В. Пацаев) обнаружил открытый клапан и пытался закрыть его, ему просто не хватили времени. Весь воздух уже вышел.
"Союз-1". Гибель Владимира Комарова
Частые катастрофы ракет в СССР продолжались с прежней интенсивностью. Вот еще один пример.
Корабль «Союз-1» был запущен в ночь на 23 апреля 1967 года. Наутро все газеты Советского Союза сообщили об этом на первых страницах, разместив на них, помимо информации, фото космонавта Владимира Комарова. На следующий день оно вновь появилось на прежнем месте, но уже облаченное в траурную рамку – космонавт погиб.
Взлет «Союза-1» не вызвал нареканий. Ракетоноситель доставил корабль на орбиту без проблем. Они начались позднее. Неполное открытие дублирующей антенны телеметрической системы и отказ системы ориентирования по звездам были самыми мелкими из них. Не открылась вторая панель солнечных батарей – вот где беда. Попытка сориентировать работающую панель на Солнце оказалась безуспешной, была нарушена балансировка. Корабль стал терять энергию, что грозило его гибелью. Но в ручном режиме В. Комаров смог сориентировать корабль, сойти с орбиты и приступить к посадке.
Очередная авария произошла в 9,5 км от земли, когда датчик подал команду на выпуск парашюта. В «Союзе-1» их три: вытяжной, тормозной и основной. Первые два вышли успешно, а третий застрял. Спускаемый модуль начал быстро вращаться. Космонавт решил активировать запасной парашют. Он вышел нормально, но при раскрытии его стропы обмотались вокруг болтающегося тормозного. Они-то и погасили купол.
Комаров погиб мгновенно. От удара модуль ушел на полметра под землю. Возникший пожар удалось погасить не сразу, поэтому хоронить в Кремлевской стене пришлось лишь обгоревшие останки космонавта.
Падение ракеты в Плесецке
23 апреля 2015 года российские и зарубежные СМИ поспешили сообщить о неудачном запуске экспериментального ракетоносителя. Следует заметить, в западной печати такие слова, как "очередная катастрофа", "взрыв ракеты", "космодром Плесецк", проходили через все сообщения. Однако они забыли важную вещь. Катастрофы ракет в России не так часты, как в СССР. Так что же произошло?
По сообщению пресс-службы правительства РФ по Архангельской области, запущенная с космодрома г. Плесецка экспериментальная ракета была обнаружена в 7-ми километрах от места старта. Как сообщают специальные службы, место происшествия принято в разработку специалистами испытательного полигона. Угроза находящимся неподалеку населенным пунктам отсутствует.
Ракета использовалась для вывода на орбиту спутника, оснащенного измерительной аппаратурой. Командование ракетных войск стратегического назначения заявило, что никакого отношения к данному инциденту не имеет и о пуске ничего не знает. После долгих выяснений стало известно, что аппарат принадлежит одному из предприятий оборонки, а точнее заводу, занимающемуся разработкой ракет «Ярс» и «Тополь». Так что из трех постоянно высказываемых выражений, как то: "катастрофа", "взрыв ракеты", "космодром Плесецк", истинным можно считать только последнее.
Гибель перед стартом. "Аполлон-1"
Оказывается, катастрофы ракет на старте преследовали не только советскую космонавтику. Описанную ниже историю вообще-то нельзя считать до конца таковой, все-таки ракета не взлетела.
Название «Аполлон-1» (Apollo-1) было постфактум присвоено несостоявшемуся старту корабля Apollo и ракетоносителя Saturn IBA204. Это должен был быть первый пилотируемый полет. Его планировали на 21 февраля 1967 года. Однако 27 января во время проведения наземных испытаний в 34-м стартовом комплексе на борту корабля произошел сильный пожар, в результате которого весь экипаж в составе В. Гриссома, Э. Уайта и Р. Чаффи погиб.
В качестве атмосферы в корабли серии Apollo закачивался чистый кислород под пониженным давлением. Его использование давало не только экономию в весе, но и возможность облегчить систему жизнеобеспечения. К тому же упрощалась операция по выходу в открытый космос, ведь в полете давление в кабине должно было составить всего 0,3 атм. Однако на земле подобные условия воспроизвести нельзя, поэтому использовался чистый кислород с избыточным давлением.
На тот момент специалисты еще не знали, что некоторые материалы при использовании их в кислородной среде являются пожароопасными. Одним из таковых оказалась застежка-липучка. В кислородной среде она стала источником множества искр. В данном случае для возникновения пожара хватило бы и одной.
Огонь распространился по кораблю за несколько секунд, повредив скафандры космонавтов. К тому же сложная система не позволила экипажу быстро открыть люк. Согласно выводам комиссии, астронавты погибли уже через четверть минуты после появления искры.
После пожара программа пилотируемых полетов была приостановлена, а 34-й стартовый комплекс демонтирован. На его остатках установили мемориальную табличку.
Неудачная миссия "Аполлона-13"
Неудачная миссия космического корабля «Аполлон-13» (Apollo-13) тоже входит в ракетные катастрофы. TOP наш не может без него обойтись. Его история не лучше и не хуже предыдущих и последующих. Просто она другая.
Космический челнок «Аполлон-13» оторвался от поверхности Земли 11 апреля 1970 года, чтобы доставить землян на Луну. Его пилотировали Джим Ловелл (капитан), Фред Хейз и Джон Суайгейт. Двое суток полета прошли в штатном режиме. Все началось 13 апреля. И ведь день почти закончился. Осталось только смешать топливо, дабы узнать его остатки. И тут…
Сначала раздался громкий хлопок, после чего по кораблю прокатилась настоящая взрывная волна. Оказалось, что это разрушился один из баков с жидким кислородом. На приборной панели стали загораться сигнальные лампы. Через толстое стекло иллюминатора астронавты увидели, как из служебного модуля в открытый космос бьет сильная струя газа. Оказалось, что взрывом был полностью уничтожен первый кислородный бак и поврежден второй. Несмотря на все усилия, повреждение исправить не удалось. Вскоре корабль остался без воды, электричества и кислорода. Затем «скончались» химические батареи, установленные в командном модуле. Дабы протянуть еще какое-то время, было решено перебраться в лунный модуль. Но что дальше?
Руководитель американского ЦУПа Джин Кранц решил развернуть «Аполлон», используя силу притяжения Луны. Астронавты включили двигатель лунного модуля, но корабль начал вращаться. Два часа потребовалось Джиму Ловеллу, чтобы научиться маневрировать кораблем в новых условиях и направить его в нужном направлении. Облетев Луну, «Аполлон-13» помчался к Земле.
После многочисленных приключений, выпавших астронавтам, они приводнились в заданном районе. Домой вернулись три измотанных, продрогших и не выспавшихся человека.
Катастрофа «Челенджера»
В 80-х годах прошлого века катастрофы космических ракет преследовали космонавтику Америки. Один из примеров описан ниже.
Эта катастрофа случилась 28 января 1986 года. В этот день многочисленные собравшиеся на космодроме мыса Канаверал, что в штате Флорида (США), могли наблюдать в чистом небе апельсиново-белый огненный шар. Он появился через 73 секунды после старта, когда в результате недостаточной герметичности уплотнительной резины на одном из твердотопливных ускорителей взорвался космический челнок «Челленджер». Американская космонавтика потеряла Френсиса Скоби, Майкла Смита, Рональда Макнейра, Эллисон Онизуку, Грегори Джарвиса и Кристи Маколифф. Последняя не была профессиональным космонавтом – она работала учителем в одной из средних школ г. Лэнема. Ее включили в команду по настоянию самого Рональда Рейгана.
Ночью перед стартом воздух во Флориде охладился до -27°С. Все окрестности, в том числе и корпус корабля, обледенели. Пуск следовало отложить, тем более что об этом предупредил один из инженеров компании Rockwell, отвечающий за старт. Однако его не послушали. Корабль упорно вели к гибели.
Через 16 секунд после старта челнок выполнил грациозный поворот и направился за пределы атмосферы. Вдруг между днищем корабля и его топливным баком появился мерцающий огонек. Спустя мгновение раздалась серия взрывов. Корабль развалился на куски и упал в воду. Все космонавты погибли почти мгновенно.
Словами "Челленджер", "ракета", "катастрофа" описывали произошедшее американские газеты. Нация скорбила. Развитие космической программы было приостановлено на три года. Однако полностью ее все же не закрыли.
Гибель «Колумбии»
Катастрофу «Колумбии» (Columbia) считают одним из наиболее значительных событий в истории космонавтики. Она случилась 1 февраля 2003 года. Это связывают не только с числом одновременно погибших астронавтов, но и с влиянием, которое было оказано на развитие космической науки.
Старт «Колумбии» откладывался несколько раз. Первый полет планировался еще 11 мая 2000 года. Был момент, когда его вообще исключили из графика, однако вмешался американский конгресс. Правда, полет состоялся спустя более чем два года.
И вот он старт. На борт корабля поднялись командир Рик Дуглас Хазбанд, пилот Уильям К. МакКул, специалисты Дэвид М. Браун, Калпан Чавл, Майкл Ф. Андерсон, Лорелл Б. Кларк и израильский астронавт Иллан Рамон. Старт снимался несколькими телекамерами. Такие меры предосторожности помогают более подробно рассмотреть различные отклонения, в случае их возникновения. Именно с их помощью на 82-й секунде полета и был зафиксирован небольшой светлый объект, ударившийся в левое крыло челнока. Впоследствии оказалось, что это был кусок монтажной пены, ударивший в левое крыло корабля и пробивший в нем полуметровую дыру. Проведенное в НАСА моделирование не выявило возможных негативных последствий, поэтому полет продолжили.
Первый признак неисправности заметили при посадочном маневре в 16 ч 59 мин по Вашингтону. Аномальные показания датчиков давления заметили все. Сбой списали на плохую связь. Но именно в это время началось разрушение корпуса корабля. Он рассыпался на куски менее чем за минуту. Все астронавты погибли.
Многие тайны ракетных катастроф еще не рассекречены. Когда их откроют – неизвестно. Но кое-что вы все-таки узнали. Вам понравилось?