Всем известен тот факт, что ребенок получает все задатки развития в раннем детстве. И насколько он будет успешен в будущем, зависит от того, как занимались с ним в дошкольном возрасте.
Поэтому не стоит удивляться, увидев в расписании занятие по экологии в старшей группе, ведь новые стандарты для детского сада предусматривают развитие детей с разных сторон образовательного процесса.
Целеполагание занятий по экологии
Безусловно, каждая деятельность, проводимая в ДОУ, должна иметь свою основную цель, не исключение и экология. Занятия в детском саду по данному направлению должны способствовать развитию у дошкольников любви к родине и бережливого отношения к природе.
Чтобы был получен результат на выпуске, воспитателю необходимо выстроить цепочку более мелких целей (задач) и на каждом занятии с детьми стремиться к их достижению. Они могут быть следующего плана:- помогать дошкольникам увидеть сезонные изменения природы;
- объяснить детям, что в природе все взаимосвязано (через построение экологических цепочек);
- закрепить имеющиеся знания у детей о птицах (животных, рыбах);
- развивать у детей любовь к природе, способствовать умению видеть прекрасное (через оформление цветников на участке группы).
Это, конечно, далеко не все задачи. Занятие по экологии в старшей группе может носить различный тематический характер, поэтому и цели будут более конкретные.
Типы занятий по экологии
Первичные навыки общения ребенка с природой дает экология. Старшая группа занятие может построить по одному из нескольких типов. К ним относят:
- первично-ознакомительное;
- углубленно-познавательное;
- обобщающее;
- комплексное.
Самое главное при построении занятий – это соблюдение следующих требований:
- эмоциональность;
- яркость;
- возможность принятия участия;
- познавательность;
- доступность;
- заинтересованность.
Кто должен вести занятия по экологии?
Любые занятия в детском саду – это часть образовательного процесса, ответственные за него воспитатели групп. Кроме того, воспитанники чаще всего очень доверяют им и стараются подражать во всем.
Поэтому занятие по экологии в старшей группе должен проводить именно воспитатель. Он доступно объяснит значимость природы в жизни каждого человека и то, как нужно бережно к ней относиться.Занятие по экологии средняя группа расценивает как один из способов познания окружающего мира. Дети знакомятся с его многообразием и учатся общению с ним.
Каким может быть занятие?
Множество форм образовательного процесса позволяет воспитателям сделать его интересным, необычным, эмоциональным. В данном случае это могут быть:
- занятие-сказка;
- занятие-путешествие;
- интегрированное занятие по экологии;
- открытое занятие.
Самое главное - педагогу необходимо осуществить творческий подход и построить процесс так, чтобы у воспитанников появилось желание принимать участие в данном мероприятии.
Например, есть такая тема занятия по экологии - «Деревья», его можно проводить в виде экскурсий с ребятами старшей группы в парке. Особенно оно может запомниться в осенний период, когда дети совместно с воспитателем смогут собрать яркие листья, опавшие шишки и сделать из них в последующем поделки.Что такое открытое занятие?
Открытое занятие по экологии предусматривает присутствие на нем посторонних лиц – это могут быть другие воспитатели, дети из параллельных групп, родители, участники образовательного процесса из соседних детских садов.
Данное занятие является чаще всего показательным, и ребята совместно с педагогом-воспитателем к нему заранее готовятся. Самая грубая ошибка организатора в данном случае – это то, что он всецело репетирует процесс проведения несколько раз, и у детей пропадает интерес.
Безусловно, репетировать надо, но только наиболее сложные элементы хода мероприятия, а само оно для ребят тоже в период проведения должно быть новым. Именно такой подход позволяет получить наилучший результат.Считается большим плюсом, если в ходе открытого занятия будет выделено время для того, чтобы дети смогли высказать свое мнение по теме или задать интересующие их вопросы. Нужно помнить о том, что ребенок-дошкольник не умеет долгое время заниматься одним и тем же делом, поэтому мероприятие не должно быть затянутым и в процессе его должна быть продумана смена деятельности.
Экологический проект
Если рассматривать занятие по экологии, средняя группа может избрать творческий проект. Ребята обычно очень любят участвовать в различного рода исследованиях, данный метод является и познавательным, и воспитательным.
Экологический проект может быть краткосрочным (длиться от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочным (месяц и более). Временной промежуток в данном случае зависит от выбранной темы исследования.Работа с экологическим проектом строится на интегрированном подходе – данный вид предусматривает участие детей в различных видах деятельности:
- наблюдение;
- чтение тематических произведений;
- рисование;
- постановка тематического танца;
- лепка;
- сочинение сказок и рассказов по теме.
Данная форма работы может как быть самостоятельной, так и являться дополнением к образовательному процессу.
Родители как участники экологического воспитания детей
Не стоит забывать о том, что воспитанием детей занимается не только дошкольное образовательное учреждение, но и социум, в котором живет ребенок, а именно его семья.
Родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателем, поскольку цели образования должны быть едины. Для этого воспитатель проводит родительские собрания, рассказывая на них о том, что должен знать и уметь ребенок в данном возрасте. И чаще всего просит о помощи родителей, например, папы могут сделать стенд для календаря природы, а мамы - оформить цветник, создать огород на окне.
Занятие по экологии в старшей группе можно провести в совместном с родителями походе. Данные мероприятия проходят всегда весело и способствуют сплочению, а кроме того, детям можно наглядно продемонстрировать бережное отношение к природе через личный пример.Кроме того, занятие по экологии в старшей группе может быть открытым, то есть проведено совместно с родителями. В данном случае воспитатель показывает выдвигаемые учебной программой требования к детям. А ребята с большим удовольствием могут похвастаться родителям своими успехами в данной области знаний.
«Домашние животные»
Домашний питомец есть практически у каждого ребенка. Поэтому занятие по экологии «Домашние животные» можно провести в виде фотовыставки.
Для этого необходимо заранее попросить ребят принести фотографии своих животных, а на занятии - рассказать о них. Кроме того, воспитатель должен обязательно дополнить знания детей новыми сведениями. Например, что кошек и собак можно дрессировать и они способны выступать даже в цирке, а мыши и крысы – это грызуны, и живут они в норах.
Дошколятам очень нравится рассказывать о своих питомцах, таким образом, кроме знаний по экологии, они приобретают навыки распространенной речи.
Экологическое воспитание – это основной способ развития чувства ответственности у детей. Кроме того, такого рода занятия всегда вызывают повышенный интерес у малышей.