«Эффект Кулешова» - фильм-хрестоматийное пособие кинематографиста

Ребенок, лежащий в гробу, сексапильная девушка на ложе, миска с горячим супом глазами артиста И. И. Мозжухина – это глубокая скорбь, вожделение, лютый голод. Вернее, не совсем глазами и не совсем актера - это эффект Кулешова. Лев Кулешов, великий виртуоз режиссуры и кинотеоретик, так, с помощью трех статичных планов, соединенных одним и тем же изображением лица Мозжухина, доказывает, что сущность следующего кадра в силах кардинально изменить смысл предыдущего.

эффект кулешова

Зритель судит с учетом контекста

Эту психологическую особенность приметил и первым зафиксировал, научно доказал основатель советской киноиндустрии Лев Кулешов (1899-1970 гг.). Поэтому данное явление, произведя настоящий фурор, получило наименование «эффект Кулешова». Преследуя цель доказать культурной общественности необходимость и важность монтажа в кино, он провел ряд экспериментов в 1910 году.

Лев Владимирович отснял 3 киноэтюда с участием именитого актера царского кино И. Мозжухина. На пленке было зафиксировано лишь лицо артиста, не выражающее абсолютно никаких эмоций, нейтральное. Далее Кулешов склеил кадры с крупным планом Мозжухина, вставив между ними кадры с изображением миски с горячим супом, соблазнительной девушки и умершего ребенка. Готовый мини-ролик кинематографист продемонстрировал коллегам по цеху.

эффект кулешова лев кулешов

Кинообщественность была в восторге

Согласно воспоминаниям очевидцев, публика пришла в неописуемый восторг от «искренней, задушевной игры Мозжухина», которая на самом деле заключалась в полном ее отсутствии как таковой. Справедливости ради стоит отметить, что эффект Кулешова был триумфально воспринят еще и потому, что кинематограф в тот период только зарождался, и его сила влияния на смотрящих была в разы большей, нежели в настоящее время, когда современный зритель привык к неослабевающим потокам видеоинформации.

Отдельные критики утверждают, что эффект Кулешова был сильно переоценен, и многие смотрящие воспринимают лицо Мозжухина как нейтральное. Возможно, в данном утверждении имеется толика здравого смысла. Лицо актера действительно остается хладнокровным. Но во время просмотра в силу вступает подсознание зрителя, из разрозненных элементов выстраивая единый образ. К примеру, эффект Кулешова был мастерски использован создателями киноленты «Стыд» (режиссера Стива МакКуина).

эффект кулешова семен райтбурт

Наследие

Для того чтобы зафиксировать ценное наследие, в 1969 году режиссер Семен Райтбурт, заслуженный деятель искусств СССР, обладатель кинопремий кинофестиваля в Венеции, по сценарию А. Коноплева снимает документальную биографическую картину о Льве Кулешове. Сюжет закручен вокруг личности основателя ВГИКа, содержит факты его биографии, описание экспериментальной деятельности и размышлений великого кинодеятеля. Документальный фильм «Эффект Кулешова» Семен Райтбурт, ученик Льва Владимировича, снимал в направлении научно-популярного кино.

Красной нитью через все повествование прослеживается идея Льва Владимировича о том, что для того, чтобы создать киноленту, постановщик должен суметь выверено скомпоновать отдельно отснятые эпизоды, несвязные и беспорядочные, в одно целое. Режиссер обязан сопоставить разрозненные кадры в идеально цельной, наиболее выгодной для замысла и ритмической последовательности, подобно ребенку, составляющему мозаику или складывающему кубики в целую фразу. Также в повествовании кинофильма Райтбурта упоминается книга Кулешова «Искусство кино» 1929 года, в которой описаны все изыски великого режиссера, ставшие впоследствии хрестоматийными толкованиями двух основополагающих функций кинематографического монтажа.

эффект кулешова значение

Советы от мэтра

В фильме Райтбурта Кулешовым озвучены очень важные слова, которые порой игнорируются начинающими киношниками. Мэтр режиссуры советует постановщикам при подготовке каждой сцены к съемке продумывать ее будущий монтаж. По словам Льва Владимировича, монтаж во время кинопроизводства должен учитываться повсеместно в сценарии, на репетициях, во время съемки, в противном случае смонтировать картину будет достаточно трудно. Основоположник советского кинематографа настоятельно советует всем последователям при съемке очередного эпизода всегда помнить, чем закончился предыдущий.

Начало эпохи монтажных изысков

«Эффект Кулешова» - фильм, важность которого трудно переоценить. Ведь способы работы с кинопленкой, изобретенные Кулешовым, хоть в чистом виде практически не использовались, но, несомненно, положили начало эре монтажных экспериментов. По учению Льва Владимировича режиссеры учились комбинировать приемы, подчинять их личным авторским методам.

А сам эффект Кулешова значение имеет фундаментальное - его изучали и продолжают изучать психологи, им восхищаются и поныне, ведущие постановщики современности Кубрик и Хичкок активно использовали его во время создания своих шедевров. Даже в современных триллерах и блокбастерах можно встретить его трепетную тень. По словам одержимого теорией монтажа Жана-Люка Годара, современный монтаж ничто в сравнении с тем, который творили режиссеры 1920-х гг.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.