В статье рассказывается о том, что такое ватерлиния, для чего она нужна и когда впервые был введен закон об обязательном использовании одной из ее разновидностей.
Корабли
Очень долгое время единственным и относительно быстрым способом путешествия оставались корабли. Конечно, их использование влекло за собой целый ряд ограничений, но более удобных и безопасных альтернатив попросту не было.
Со временем, когда были изобретены более-менее надежные навигационные приборы, люди смоги путешествовать между континентами, что было настоящим прорывом. Постепенно, когда кораблестроители смогли усовершенствовать конструкцию судов, на них стали в обязательном порядке появляться отметки ватерлинии. Но что такое ватерлиния и зачем она нужна? В этом мы и разберемся в данной статье.
Определение
Слово это происходит из нидерландского языка, что вполне логично. Ведь именно это королевство было одним из первых, которое отличалось высоким качеством своего флота.
Ватерлиния – это линия, по которой происходит соприкосновение спокойной поверхности воды с корпусом корабля или иного плавающего судна. Если рассматривать этот термин с точки зрения проектирования кораблей, то ватерлиния – это сечение корпуса горизонтальной плоскостью на чертеже. Так что теперь мы знаем, что такое ватерлиния.
Виды ватерлиний
Ватерлиния бывает следующих видов:
- Конструктивная - это линия, которая берется за основу при построении теоретического чертежа. На основе предварительный расчетов, она показывает различные типы водоизмещения корабля.
- Грузовая ватерлиния создана для определения максимально допустимой просадки судна из-за его загруженности. Обычно подобная ватерлиния судна совпадает с конструктивной.
- Расчетная показывает осадку, по которой определяются теоретические характеристики судна.
- Действующая не наносится на корпус судна, это понятие, которое определяет текущий уровень просадки корабля в зависимости от его загруженности или типа воды.
Если говорить о ватерлинии действующей, то она определяется в зависимости от множества факторов, к примеру, формы корпуса судна, плотности материала, из которого оно построена, веса, волнения воды и прочего.
Площадь ватерлинии может служить для вычисления коэффициента полноты корпуса. Однако, в зависимости от нагрузки, погоды, плотности воды и остальных факторов, площадь ватерлинии может сильно варьироваться, а вместе с ней крен и устойчивость судна. Если говорить о ее длине, то она служит в качестве линейного размера при определении числа Фруда для судов с водоизмещением, а значит, и их скорости в теории. Теперь мы знаем, что такое ватерлиния.
Однако более подробно разберем такую ее разновидность, как грузовая марка.
Грузовая марка
В 1890 году подобная отметка стала обязательной на всех грузовых суднах. В отличие от иных разновидностей ватерлинии, ее назначение имеет более практичную роль.
Дело в том, что до введения подобной ватерлинии многие торговые суда тонули из-за перегруза, сказывалась разница плотности воды, в зависимости от региона, времени года, ее солености и прочего. Тогда была введена грузовая ватерлиния. С ее помощью человек, ответственный за погрузку, рассчитывает максимально допустимую нагрузку на судно, сверяясь с маршрутом, погодными условиями, типом воды и другими параметрами. Пример таких отметок можно увидеть на фото ниже.
Проще говоря, грузовая марка была введена для того, чтобы следить за загруженностью судна, и если вода ниже ватерлинии, то все в порядке. Но как уже говорилось, зависит это от типа воды, времен года и прочих параметров. В 1890 году в Британии был принят закон об обязательном использовании грузовой марки.