Конструирование – это что такое? Основы конструирования

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.

Техническое конструирование

Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном.

конструирование это

К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов:

  • строительных элементов,
  • деталей конструктора,
  • крупногабаритных модулей.

Используем строительные материалы

Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы.

детское конструирование

Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты).

Конструирование из деталей конструктора

Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.

Конструирование из крупногабаритных модулей

Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр.

конструирование материалы

Художественное конструирование

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида.

Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

конструирование из бумаги

Для конструирования из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Формы организации обучения

  • Конструирование по образцу. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.
  • Конструирование по модели. Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.
  • Конструирование по условиям. В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей.
  • Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.
  • Конструирование по схемам и чертежам. Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление.
  • Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами.
    занятие по конструированию

При любой форме организации обучения детей нужно стимулировать соблюдать законы архитектуры: полезность, прочность, красота. Конструирование, материалы для которого должны быть тщательно подготовлены воспитателем, является неотъемлемой частью процесса обучения. Его практикуют как в детских садах, так и в школах.

Детское конструирование в последнее время становится все более популярным. В программах по дошкольному воспитанию этот вид деятельности считается одним из основных. В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
спасибо
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.