Жоховская система обучения основывается на очень давнем опыте классических знаний в области образования и на применении результатов новейших исследований в педагогике, психологии, физиологии ребенка. Для эффективности образовательного процесса широко используются современные средства обучения и технические достижения. В системе концепция образования представляет собой детально сформированную технологию работы преподавателя, метод гарантирует уровень получения знаний, требуемый общеобразовательными стандартами государства.
Автором системы является методист с полувековым стажем работы, заслуженный учитель России, автор математических учебников и пособий – Владимир Иванович Жохов. Он преподавал в Институте усовершенствования учителей и в Педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. Более 300 публикаций с различными научными изысканиями в области педагогики изданы им для обозрения заинтересованными слоями общества.
Особенности образовательной системы
В каждом ребенке от природы заложен огромный потенциал, который легко реализовывается, если изначально не загонять личность в стандартные жесткие рамки, существующие в современных первых классах. Дети к начальному периоду обучения отличаются значительной двигательной активностью, которую подавляет существующая система, заставляя ребенка высиживать несколько часов неподвижно за партой. Это приводит не только к застойным явлениям в опорно-двигательном аппарате, но и вызывает нарушение работы нервных окончаний, ухудшая здоровье.
Жоховская система обучения в начальной школе изменяет привычный стиль отношений учителя и ученика. Обычный урок с одергиванием любого действия ребенка превращается в активное обучение, когда в процессе несколько раз меняется направление деятельности. Привычного строгого сидения за партой нет, дети свободно ходят по классу, задают учителю интересующие их вопросы, обсуждают решение примеров или задач.
Механизмом, позволяющим получать высокие результаты обучения, служит разработанная система упражнений, которые исследуются в современных психологических и физиологических тестах. Движения и упражнения обеспечивают наилучшие образовательные результаты, так как равномерно развивают участки головного мозга, особенно правого полушария. На уроках расслабляются мышцы, тренируется зрение, осязание и слух, с помощью логопедических приемов очищается речь, развивается голос.
Возраст детей
В процессе разработки методик обучения выявляется, что в период с 5 до 6,5 лет ребенок наиболее активно и полноценно впитывает информацию и знания. Поэтому в классы по Жохову берут ребят, которым бы исполнилось 6 лет до окончания первого года обучения. Для этого стараются записать детей, которым на момент поступления исполняется приблизительно 5 лет и 3-4 месяца.
Эти сроки больше служат рекомендацией, на практике в классе обучаются ребята в возрасте от 5,2 до 7 лет. После этого следующий период активности восприятия определяется в пределах до 12 лет, но не характеризуется повышенной эффективностью впитывания информации. Отличным итогом выступает то, что дети легко проходят тестирование и хорошие показывают результаты ФГОС.
Отношения учеников и родителей
Перед началом обучения ребенка в школе родители проходят информационные семинары в течение двух недель, на которых разъясняется, что такое Жоховская система обучения, и какова роль опеки взрослых в данном случае. Рекомендации сводятся к убедительной просьбе не вмешиваться в решение ребенком домашних задач. Роль родителей заключается только в контроле за тем, начал ли ученик выполнять домашнее задание. Родители в свое время обучались в стандартной школе, и их методы решения примеров отличаются от современной школы Жохова.
Результаты перспективной методики
Эффективность методики определяется тем, что все приемы обучения являются естественными в детском развитии, объединяют в своей основе духовные, интеллектуальные, физиологические и психомоторные составляющие. Каждый метод рассчитан на отдельный временной и пространственный фактор использования. Для ребенка применение системы дает высокие перспективы полного усвоения всего объема знаний в непринужденной обстановке:
- дети с радостью посещают школу и самостоятельно выполняют несложные домашние задания;
- первые заметные отличия от стандартного обучения в усвоении информации заметны уже после двух месяцев посещения школы;
- к концу первого года обучения дети легко осваивают счет до миллиона, работают с таблицей умножения, осмысленно читают и воспринимают текст;
- отмечается уменьшение заболеваний, легкое течение сезонных простуд, ускорение роста;
- класс по системе Жохова отличается дружеской атмосферой, отсутствием ненужных противостояний сил и выяснения отношений посредством драк.
Роль учителя в новой методике преподавания
Образование по Жохову отличается тем, что присутствует собственная система отметок, выражающаяся в десятибалльной системе. Главным в системе считается рейтинг, который является показателем активности ребенка.
В классе трудятся учителя, которые преодолели шаблоны общепринятого образования. Для работы в системе обучения достаточно пройти курс обучения с применением видеоматериалов. После этого учитель становится режиссером урока и по строгим рекомендациям разрабатывает приемы усвоения ребенком знаний. Преподавателю предлагается самостоятельно определить смысловую нагрузку и количественную составляющую, которую содержит система Жохова. Представитель из состава учителей без труда составит сценарий и разыграет его в группе детей. Для преподавателей, работающих по системе, обеспечиваются:
- детально разработанные планы уроков по 4 класс;
- поддержка в онлайн-режиме каждую неделю;
- гарантированный результат проверки знаний учащихся по ФГОС;
- курсы повышения квалификации;
- повышенный авторитет в среде учащихся и их родителей.
Методическая система В. И. Жохова «Уник» для директоров школ
Система предназначена для учащихся начальной школы, и многие интересуются, рекомендуется ли она официально Министерством образования. У технологии Жохова такой рекомендации нет, но, ссылаясь на разъяснения ФГОС, становится очевидным, что каждый преподаватель выбирает ту методику, которую считает результативной для получения знаний учениками. В Конституции России прописано, что каждому гарантируется выбор способа преподавания. Делается упор на недопустимость ограничений и устройства преград в образовательной сфере для устранения конкурентов.
В законе "Об образовании" говорится о свободном выборе образовательной системы согласно потребностям человека в знаниях и его склонности к усвоению наук. Отмечается беспрепятственное развитие способностей, создание необходимых предпосылок для самореализации, предоставление возможности выбирать способ образования и проводить обучающую деятельность.
Жоховская система обучения собирает конкретные приемы обучения в стройную гармоничную систему, эффективно применяющую более полутора тысяч факторов, активно влияющих на детское развитие. Учитель имеет право выбора системы обучения по любой методически оформленной системе, если полученные знания по результатам соответствуют требованиям современного образования.
Закон поощряет тех педагогов, которые самостоятельно разрабатывают новые методики преподавания и оставляют за собой ответственность за уровень полученных учащимися знаний. Если профессиональные интересы дирекции и преподавателя не совпадают, создается специальная комиссия, регулирующая возникший спор в рамках законности. Отсюда следует вывод, что заставить преподавателя работать по какой-то методике невозможно, как невозможно и запретить использовать обоснованную систему образования.
Технологические приемы системы
При просмотре методических видеоматериалов становится очевидным, что ребята на уроке не сидят в строгой позе, сложив руки на поверхности парты, а откидываются на спинку и свободно складывают руки сзади. Такое положение постепенно излечивает детскую сутулость. Система Жохова разрешает детям свободно проходить по рядам к учителю во время занятия для того, чтобы задать интересующий вопрос или размять ноги после сидения. Но это никак не мешает получению знаний, поскольку учеба становится ярким развлечением и не требует усилий со стороны преподавателя или ученика.
В начале математического занятия детям обязательно показывают интересный фильм, в котором есть что обсудить с точки зрения размеров или глубины на простом примере. Каждый урок сопровождается музыкой или песней, иногда танцем. Читают ребята по буквам, фонетические определения отсутствуют. Развитие речи происходит в словесном выражении, счет предметов, математические действия выполняются в уме. На летние каникулы и выходные дни ребятам не дают домашнее задание.
В системе обучения отсутствует разделение программы на отдельные предметы, такая целостность более близка к природному проявлению действительности окружающего пространства. Все понятия в глазах детей имеют опыт непосредственного применения, например, математика. В стандартном классическом образовании математические законы носят образ, абстрагированный от действительности.
Пение на уроке решает двойную задачу - позволяет расслабиться для более эффективного впитывания знаний и регулирует деятельность двух мозговых полушарий. Все разрозненные понятия каждого предмета увязывает в единое целое система Жохова. Отзывы родителей, побывавших на уроках детей в школе, положительные. Некоторые отмечают, что и сами бы с радостью обучались по прогрессивной методике.
Учитель получает в сети Интернет разработанные еженедельные занятия по системе, участвует в обширных семинарах. Основные принципы занятий следующие:
- каждый день ребенок получает развивающую зарядку для ума и упражнения для тела;
- на уроке обязательно звучит хорошая песня и мелодичная музыка;
- каждая тема предлагается для восприятия посредством визуальных образов, при помощи разработанной технологии;
- ребенок воспринимается как самобытная личность с яркими проявлениями характера, достойная уважения;
- изучение любой книги вносит предпосылки для становления нравственной позиции и воспитания личности;
- часто устраиваемые праздники служат отправной точкой для самовыражения ребенка и раскрытия его талантов;
- рисунки служат для отражения внутреннего мира детей;
- дома и на каникулах подразумевается полноценный отдых без обязательной зубрежки;
- система рассчитана на одновременное обучение в классе от 15 до 45 человек;
- предпочтительно равное количество девочек и мальчиков.
Дисциплина на уроках
Вопросы дисциплины волнуют тех родителей, которые только знакомятся с основами системы преподавания. Немало проблем и у обучающихся на семинарах новых преподавателей. На встречах, разъясняющих положение вещей, последователи говорят о том, что Жоховская система обучения с первых дней устанавливает в классе саморегулируемую дисциплину. Дети настолько поглощены интересным обучающим процессом, что преподаватель становится авторитетным лицом, которому ребята доверяют и подчиняются беспрекословно. На уроках отсутствует школьная муштра, природное поведение ребенка на занятии делает процесс интересным и познавательным.
Что касается дисциплины дома, при выполнении заданий, то здесь нужна поддержка родителей в вопросе своевременности выполнения на первых порах обучения. В дальнейшем процесс переходит в категорию поощряющего действия и становится желанным для детей. Практика домашних заданий в системе предполагает легкие домашние примеры, иногда они отсутствуют вовсе, так как на уроке ребята усваивают огромное количество материала, знания глубоко запоминаются.
Мнение родителей о системе
Сторонники описываемого типа обучения активно агитируют еще не определившихся родителей отдать ребенка на обучение в классы с этой методикой. Владимир Иванович Жохов потратил немало времени и сил на создание системы, которая заменит классическое обучение и обеспечит ученику успешные школьные годы. Но даже легковерные родители нуждаются в разъяснении особенностей такого типа обучения. В свободном доступе зачастую нет конкретных сведений о действии приемов и методик на организм ребенка, его мозг и психологию, - приводятся только обобщенные данные. Многие родители считают, что утверждения о принципах природности и сбережения здоровья явно недостаточно, ведь такие понятия использовались в системе образования еще много лет назад.
После общения с родителями по вопросу системы обучения Жохова становится очевидным, что взрослые люди хотят более подробных объяснений. Даже на познавательных конференциях и встречах с мамами и папами будущих первоклассников не всегда удается донести истину. Многие родители и сами практикуют такие методы воспитания интуитивно, без знания основ технологии преподавания. Большое число вопросов вызывает дисциплина, взрослые современные родители согласны предоставлять свободу детям, как рекомендует Жоховская система обучения. Отзывы говорят о дозированном предоставлении вольности детям, так как их психика не настолько развита и укреплена, чтобы правильно оценить полученную свободу.
Разговаривая с родителями детей, обучающихся в классе по системе Жохова, можно получить представление о том, что нарушения дисциплины и противостояние детей все равно имеют место. Некоторые папы и мамы вынуждены забирать своих чад из класса по этой причине. Если авторитет преподавателя для детей недостаточен, то решить вопрос дисциплины становится трудно. Жоховская система обучения в Москве собрала много отзывов, которые не всегда положительные.
Отрицательные стороны
Многие критики считают, что данная технология не совсем подходит для семейного образования. Роль родителей сводится к минимуму, им предлагается взаимодействовать с ребенком по некоторой утвержденной схеме, иначе это может нарушить стойкий процесс образования. Отец и мать могут вмешиваться только по вопросам дисциплины, при этом исключается их право передать ребенку собственный опыт и объяснить материал своим языком. Такое положение практикует Жоховская система обучения. Минусы, как видите, нельзя назвать несущественными.
Современные семьи с уверенностью объясняют ребенку все вопросы 1-4 класса без проблем и воспринимают ограничение такого вмешательства в штыки. Образование собственного ребенка для многих из них является главным жизненным приоритетом, и обеспечить его они могут без применения очень жестких методов. Дети чувствуют поддержку родителей, они, как и раньше, по любому вопросу обращаются к маме и папе.
К сожалению, организовать и творчески держать весь класс в рамках интересных для детей действий может только харизматическая личность. Наверняка основатель системы это глубоко прочувствовал, так как дает еженедельные видеоинструкции для учителей, работающих по его методике. Свобода выбора педагога очень ограничена, авторитарность создается путем повторения реплик из видеоматериалов или следования общей концепции. Инициатива преподавателя не приветствуется, именно это обуславливает некоторый отток учителей из классов обучения по системе Жохова.
Нагрузка, несмотря на игровые формы обучения, дается детям огромная. Одни ребята после проведенного дня в школе выглядят уставшими. Другие возбуждены и трудно переходят к спокойной домашней обстановке. Душа ребенка мало учитывается в методических занятиях, маленький человек рассматривается, скорее, как емкость, в которую по определенной технологии загружается большая часть учебного материала. Дети выступают объектом ориентации для приложения конкретных методов. Достижения обучающихся детей налицо, но некоторые первоклашки получают ответ к задаче, так и не поняв, откуда он берется.
При переводе учеников в пятый класс после полученного начального образования по системе Жохова у некоторых возникают трудности. Родители считают, что подобная технология должна была разрабатываться не только для начальных классов, но и для всех последующих.
В заключение следует отметить, что обучение системе Жохова подходит не всем ученикам. Например, дети с заторможенным восприятием действительности не попадают в такие классы. Сама по себе система игрового воспитания не нова и дает действенные результаты. Отдавать ребенка в такой класс или оставить на принятом стандартном обучении, решать только родителям.
Для преподавания по системе Жохова нужно приобрести компакт-диск с материалами, арендовать помещение и собрать группу. Даже не требуется педагогическое образование.