Победоносный великолепный и величественный крейсер "Громобой" некогда покачивался на волнах Тихого океана и охранял рубежи имперской России. Даже имя ему досталось особенное, мощь и сила будто заложены были в этом изумительном судне.
Общие сведения
По первоочередной задумке этот корабль должен был стать достойным последователем крейсера "Россия". На тот момент никто еще не мог предположить, что именно "Громобой" – это самый последний броненосный крейсер в стране. Судно получилось мощным и соответствовало всем требованиям своего времени. После урегулирования всех документационных нюансов, а также после того как корабль прошел все запланированные испытания, его направили на Дальний Восток, для того чтобы оно дополнило Российскую тихоокеанскую эскадру. Только вот крейсер "Громобой" словно преследовали неурядицы и неудачи.
История создания
На тот момент, когда "Громобой" был только еще в проекте, главным военно-морским конкурентом России была Великобритания с ее сильнейшими кораблями. Ровно семь лет император Николай Второй решил потратить на постройку совершенно новых крейсеров, которые смогли бы соперничать с любой державой на море. За основу проекта в 1895 году решено было взять чертежи крейсера "Россия", который уже бороздил морские просторы и весьма успешно.
К. Я. Аверин и Ф. Х. Оффенберг – судостроители, которым было поручено создание "Громобоя". Утвердил их на эту должность лично император, а также одобрил каждый из чертежей. По ним на крейсере должно было быть установлено несколько паровых машин, а еще броня, превышающая в толще двадцать сантиметров. Местом, откуда должен был выйти гигант, выбрали Балтийский завод. При этом в постройке использовалась только сталь высшего качества. И с весом пятнадцать тысяч тонн этот гигант должен был быть еще и быстроходным.
Постройку судна решили начать в 1897 году. Для реализации такого масштабного проекта необходимы были годы, самой большой сложностью были поставки на Балтийский завод дорогой и качественной стали. Возникли большие проблемы, связанные со стачками рабочих и реконструкцией предприятий. Это тормозило спуск корабля на воду. И все-таки через несколько лет крейсер "Громобой" вышел в свой первый рейс.
Особенности постройки
К несчастью, неурядицы с "Громобоем" начались еще со строительных доков. Дело в том, что строители вынужденно изменили длину и толщину брони корабля. По проекту она должна была быть толщиной в двадцать, а стала всего в пять сантиметров, что, как считали многие, никуда не годится. Также брони не досталось и орудиям, для защиты которых лишь приготовили металлические щиты. Все это, конечно, прискорбно, хотя был и положительный момент. Корабль в итоге оказался легче, нежели планировалось. Это позволило ему добиваться большей скорости на воде.
Вооружение
Данный крейсер мог развивать максимальную скорость до девятнадцати узлов в час, из вооружения можно назвать пару пушек Барановского, несколько подводных торпедных аппаратов, агрегаты противоминной артиллерии, более пятисот разнокалиберных орудий.
Крейсер "Громобой", вооружение которого слабым не назовешь, "съедал" очень много угля, потому все трюмы были доверху наполнены именно им и боеприпасами. Если говорить о конкретике, то хоть крейсер и стал весить двенадцать тонн вместо запланированных пятнадцати, ему для поддержания полного хода необходимо было в каждый рейс брать не менее 1700 тонн угля.
Пробные испытания
Первый запуск на воду абсолютно успешным не назовешь. Он был осуществлен в 1900 году и выявил все дефекты и недостатки постройки, главным из которых было то, что корабль просто не мог плыть, при движении он сразу же начинал сильно крениться вперед, даже зарывался носовой частью в грунт, из-за чего заливались водой все трюмы и нижние палубы. К этому еще добавлялось и то, что на ходу он очень сильно вибрировал, что было проблемой для прицельной стрельбы с крейсера. Матросам трудно было передвигаться по палубам. Над всеми неполадками велась неустанная работа, и к концу года каждая из них была успешно устранена. Даже можно сказать, что последнее испытание оправдало все ожидания, ведь крейсер "Громобой" обогнал сам себя. Он сумел развить скорость свыше двадцати узлов в час.
Первый свой рейс "Громобой", как и планировалось, должен был осуществить на Дальний Восток, дело было уже практически зимой. Только вот снова всплыли неполадки в конструкции. Капитан сразу же обратил внимание на то, что корабль кренится носом вниз, при этом значительно. Вместо того чтобы вновь сесть за расчеты и поправить дело как следует, инженеры просто решили переместить тяжеловесный якорь и частично груз в заднюю часть корабля, чем и поправили дело. Наконец, корабль пошел по курсу.
"Громобой" в деле
Те матросы, кому довелось служить на "Громобое", позже вспоминали, что корабль был вполне удобным и пригодным для дальних плаваний. И что капитан, да и вся команда, очень гордились скоростью, которую умел развить крейсер. В 1901 году команде даже довелось принимать участие в празднествах по поводу того, что в Австралии была принята Конституция.
На корабле имелся запас пресной воды более чем в тысячу тонн, экипаж имел возможность вообще не заходить в порт и продолжать путь без остановок более чем сто дней кряду. Это, безусловно, большой плюс, но только вот наличествовал и огромный минус у судна. Матросам приходилось жить в ужасных условиях на корабле, ведь свободного места на судне практически не было. Это было трудно и физически, и морально.
Именно это судно когда-то переполошило всю Великобританию, так как, в отличие от остальных единиц русского флота, могло составить достойную конкуренцию любому английскому кораблю. В Англии наладили модернизацию флотилии, как только "Громобой" вышел из доков, и к началу русско-японской войны Великобритания вновь была впереди России в кораблестроении.
Да и во время войны крейсеру пришлось очень туго. Японцы нанесли кораблю очень много повреждений, потому пришлось "Громобою" снова претерпевать долгосрочные ремонтные работы, которые длились аж до 1906 года. Потом крейсер проявлял себя и во время тренировочных выходов, и в Первую мировую войну он снова бился с врагом. Но вот в начале революции его приказано было поставить на ремонт в док, откуда в море он больше не вышел. Его продали на лом.
Таким образом, замечательный крейсер российского флота, который, по описаниям современников, мог бы служить еще многие годы, просто-напросто был утилизирован. А ведь очень жаль! В памяти потомков крейсер "Громобой" – настоящий герой.