Генри Кавендиш - малоизвестные факты из жизни ученого

Генри Кавендиш – ученый-мизантроп, отгородившийся от всего мира. Исключительное богатство позволяло ему жить так, как он считал нужным. И ученый выбрал для себя науку и одиночество. Жизнь и исследования этого ученого долгое время оставались загадкой для окружающих – суть экспериментов, проводимых Генри Кавендишем, стала понятна лишь многие годы спустя. Ниже читателям предлагается ознакомиться с некоторыми малоизвестными фактами из жизни Генри Кавендиша и его деятельности.

Генри Кавендиш

Биография Генри Кавендиша скупа на подробности его личной жизни. Он был представителем одной из самых знатных английских семей. Свое значительное состояние он тратил на исследования и эксперименты. Его уму принадлежат значительные открытия в естественных науках, но подробные публикации открытий увидели лишь подписчики издания Philosophical Transactions, в котором описывались последние исследования членов Королевского научного общества. Большую часть своих научных записей Генри Кавендиш сохранил в собственном архиве, который стал доступен исследователям лишь через двести лет после его смерти.

Приватность

Больше всего в жизни Генри Кавендиш ценил одиночество. Со своими слугами он общался через короткие записки, не выносил присутствия у себя в доме посторонних людей. Часто он возвращался домой через черный ход, опасаясь разговора с собственной экономкой. Ученый сторонился женского общества и иногда взбирался к себе в кабинет по приставной лестнице только для того, чтобы избежать встречи с представительницами прекрасного пола, работающими у него. Генри Кавендиш ценил приватность превыше всего и мало интересовался действительностью. Такие социальные потрясения, как Французская революция и ее последствия, оставляли его равнодушным – во всяком случае, в сохранившейся переписке нет никакого намека на то, что ученый знал об этой социальной катастрофе конца 18 века. Зато он неплохо разбирался в мебели и коллекционировал самые уникальные образцы столярного искусства - сохранилась запись о приобретении им нескольких стульев с дорогой атласной обивкой.

Он настолько дорожил своим одиночеством, что велел похоронить себя в закрытом гробу, а на склепе с его прахом не должны были присутствовать надписи, указывающие на то, что там похоронен Генри Кавендиш. Фото знаменитого собора в Дерби, где был упокоен этот замечательный ученый, имеются в каждом путеводителе, но ни одного его достоверного портрета, к сожалению, не сохранилось.

Генри Кавендиш фото

Исследование газов

От своего отца, который успешно занимался метеорологией, Генри Кавендиш перенял дар наблюдения и склонность к научным исследованиям. Довольно точное взвешивание водорода подсказало ему мысль об использовании его в воздухоплавании. Его опыты с этим газом (Кавендиш называл его флогистоном) помогли ему открыть состав воды, разложить воздух на его составляющие: кислород, азот, углекислый газ, водные пары. Точность его анализов была столь велика, что повторяя опыты ученого практически в тех же условиях, У. Рамзай и Дж. Рэлей смогли открыть инертный газ аргон.

опыт Генри Кавендиша

Опыты с электричеством

Генри Кавендиш и его открытие закона взаимодействия электрических зарядов оставались в неизвестности более двухсот лет. Между тем этот основной закон электричества был открыт сэром Генри Кавендишем за двенадцать лет до Кулона. В другой своей работе ученый изучил влияние веществ, не проводящих электричество, на емкость конденсаторов. Его перу принадлежат первые, достаточно точные вычисления диэлектрических постоянных для некоторых веществ.

Подтверждая Ньютона

Эмпирическое открытие Исаака Ньютона хотя и поражало воображение ученых, но нуждалось в практическом подтверждении. Опыт Генри Кавендиша с крутильными весами позволил с помощью этой простой конструкции измерить силу притяжения двух сфер, подтверждая тем самым закон всемирного тяготения. Данные исследования позволили вывести такие константы, как гравитационная постоянная, масса и средняя плотность планеты Земля.

Генри Кавендиш и его открытие

Меценатство

Этот очень скромный и замкнутый человек был одним из самых крупных меценатов того времени. Он материально поддерживал бедняков, которые стремились получить знания. Остались записи о студенте, который помогал ученому приводить в порядок огромную библиотеку Кавендишей. Узнав о материальных затруднениях своего помощника, Генри Кавендиш выписал колоссальную сумму в 10 тыс. фунтов стерлингов для его поддержки. И это далеко не единичный случай.

Случайное открытие

Мало кому известно, что уникальное наследие Генри Кавендиша стало доступным благодаря другому известному ученому – Джеймсу Максвеллу. Ему удалось добиться разрешения просмотреть архивы эксцентричного исследователя. И даже сейчас большая его часть остается не разобранной – назначение проектируемых приборов и сложный язык рукописей практически не понятны современным ученым. Следует принять во внимание, что математический язык в то время не был досконально разработан, и объяснение многих функций было многосложным и непонятным.

Лаборатория Кавендиша

Знаменитая Английская лаборатория Кавендиша носит имя не Генри Кавендиша, а его родственника и однофамильца – сэра Уильяма Кавендиша, седьмого герцога Девонширского.

биография Генри Кавендиша
Этот ученый муж не оставил следа в науке, но смог увековечить свое имя, пожертвовав крупную сумму на возведение уникальной научной лаборатории, которая успешно функционирует и сегодня.