В течение учебного года в дошкольных образовательных учреждениях проводятся различные открытые занятия в рамках методической работы. Такая форма педагогической деятельности практикуется в ДОУ не одно десятилетие. Это можно объяснить тем, что открытые занятия являются эффективным и доступным способом усовершенствования профессионального мастерства педагогов. Подготовка и проведение такой работы предполагает учет определенных особенностей данной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. В нашей статье мы расскажем, как провести открытое занятие в старшей группе по математике: поделимся педагогическими идеями и методическими рекомендациями.
Открытые занятия в ДОУ: цель, особенности
Основной целью проведения открытых занятий в дошкольном учреждении является обмен педагогическим опытом. В частности, специалисты могут демонстрировать коллегам профессиональное мастерство, апробировать авторские методики, инновации. Кроме того, проводят открытые занятия и в рамках работы с семьей, а также для оценки усвоения детьми образовательного материала за определенный период.
Но организация такой деятельности имеет определенные особенности. Распространенной методической ошибкой педагогов при проведении открытого занятия в дошкольном учреждении является отсутствие так называемой новизны. Содержание данной деятельности должно включать актуальные педагогические проблемы. А также являться источником инновационного профессионального опыта. Например, проводя открытое занятие в старшей группе по математике, можно поставить целью демонстрацию методики применения интерактивной доски или иных современных информационно-коммуникационных технологий в процессе учебной деятельности.
Также важно отметить, что такое занятие проводится в рамках образовательной программы ДОУ. Оно не отличается продолжительностью от стандартного, организовывается в естественных для детей условиях с соблюдением всех требований учебно-воспитательного процесса.
Конспект занятия
Рекомендуется составлять обширный и детальный конспект открытого занятия. В нем будет описан каждый этап и последовательность работы. Данный документ проверяется и утверждается методистом ДОУ. Кроме того, конспект в дальнейшем может стать материалом для публикации в научном журнале или прикрепляться к аттестационной работе педагога.
Выбор темы и формы проведения открытого занятия
Тема выбирается на основании образовательной программы. Например, можно провести итоговое открытое занятие в старшей группе по математике "Путешествие по весеннему лесу". Во время него детям предлагается вместе со сказочным героем (например, персонажем из мультфильма "Смешарики") отправиться на поиски "волшебного цветка для Нюши". Такую деятельность можно провести не только в группе, но и на свежем воздухе.
Как показывает педагогический опыт, именно нетрадиционные формы проведения открытых занятий (в данном случае в виде путешествия) отличаются высокой результативностью и эффективностью. Они создают условия для многогранного раскрытия педагогического мастерства воспитателей, а также всесторонней демонстрации уровня усвоения детьми образовательного материала. В частности, математика в детском саду нередко проводится в нестандартных формах, так как дошкольники в силу физиологических особенностей не могут длительное время сосредотачивать внимание на однообразной монотонной деятельности с цифрами и числами.
Структура открытого занятия в ДОУ
Структура открытого занятия не отличается от стандартного. Она состоит из следующих этапов:
- мотивационного;
- основного;
- заключительного.
На первом этапе открытого занятия важно активизировать малышей. В частности, для того чтобы математика для детей впоследствии не оказалась непосильной и нудной работой, важно заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью. Это можно сделать с помощью таких эффективных приемов, как проведение "ритуала начала занятия" и "сюрпризного момента". Также важно создать проблемную ситуацию, которую дети в процессе занятия должны будут разрешить. Так, в качестве сюрпризного момента будет выступать появление сказочного героя, который и расскажет о возникшей проблеме. Например, малышам нужно будет выполнить различные задания, чтобы найти "волшебный цветочек для Нюши".
Основной этап включает непосредственно организацию учебной деятельности детей. Так, "путешествуя по весеннему лесу", малышам предлагается выполнить различные математические задания. На заключительном этапе подводятся итоги (сказочный герой оценивает работу детей) и разрешается проблемная ситуация ("волшебный цветок Нюши найден").
Постановка целей открытого занятия
Цели открытых занятий формулируются на основании ФГОС и образовательной программы. Они аналогичны тем, которые преследуются при проведении стандартного урока. Например, планируя открытое занятие в старшей группе по математике "Путешествие по весеннему лесу", можно сформулировать следующие цели:
- Образовательные. Необходимо закрепить счет в пределах 10, умение создавать множества, совершенствовать навыки ориентирования в пространстве.
- Развивающие. Цель - формировать логическое мышление, способность к исследовательской деятельности.
- Воспитательные. Основная задача - повысить мотивацию к обучению.
Интеграция образовательных областей
Современные требования к учебно-воспитательному процессу в ДОУ предусматривают интегративные методы. Поэтому при подготовке к открытому уроку в дошкольном учреждении, составлении конспекта рекомендуется использовать материал из различных областей знаний. Так, занятие по математике (старшая группа) по ФГОС может объединять в себе такие образовательные области, как художественное и физическое развитие. Обращают внимание и на познавательные функции урока. Например, детям предлагается посчитать только весенние цветы. Таким образом, воспитанники не только обучаются цифрам, но и закрепляют названия сезонных растений.
Математические игры
Математика в детском саду - это не просто разучивание цифр и правил. Это увлекательная игровая деятельность. Поэтому, планируя такое занятие, педагогу важно правильно выбрать дидактические игры. Широкий ассортимент материала представлен на прилавках книжных магазинов. Кроме того, изготовить пособия можно и самостоятельно. Но все большую популярность завоевывают интерактивные математические игры. В любом случае следует выбирать материал согласно теме и целям занятия, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также ориентируясь на технические возможности ДОУ.
На занятии "Путешествие по весеннему лесу" можно, например, провести интерактивную игру "Птицы прилетели". Детям демонстрируются с помощью проектора слайды с изображением пернатых (на каждом - разное количество). Дошкольникам необходимо посчитать количество птиц и поднять соответствующую табличку. За каждый правильный ответ ребенок получает балл в виде бумажного голубя. Таким образом, математика для детей проводится в игровой форме, позволяя тем самым повысить эффективность учебной деятельности.
Анализ занятия
Несмотря на то что анализ занятия по математике в старшей группе не является обязательным требованием, чаще всего такая деятельность обсуждается в педагогическом кругу. Анализируются результаты и ошибки, формулируются новые идеи, рекомендации. Критериями оценки, в первую очередь, являются следующие моменты:
- достижение поставленных целей и задач;
- наличие инновационной составляющей, педагогической ценности занятии;
- уровень организации деятельности;
- степень активности и самостоятельности детей на занятии.
Анализ занятия по математике в старшей группе позволяет выявить и разобрать различные вопросы, связанные с методикой проведения данного предмета в ДОУ. Нередко именно на этом этапе в результате профессиональной дискуссии формулируются инновационные идеи, направления педагогической работы. Кроме того, предлагаются нестандартные подходы дальнейшей деятельности в рамках отдельного ДОУ.
Таким образом, планируя открытое занятие в старшей группе по математике в дошкольном учреждении, необходимо соблюдать все требования к организации учебно-воспитательного процесса в целом, а также особенности организации данной деятельности в ДОУ.