Четырнадцать лет тому назад произошло одно из самых страшных происшествий в истории современной Украины - Скниловская трагедия. 27 июля 2002 года на аэродроме "Скнилов", который находится недалеко от Львова, проходило авиашоу, устроенное в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Тогда в толпу зрителей врезался истребитель "Су-27УБ" и взорвался. До сих пор ведутся споры, кто же действительно виноват в гибели 77 человек.
Истребитель
"Су-27" разработали к концу 70-х годов, и уже с середины 80-х он активно эксплуатировался в авиационных частях ВВС СССР. Данный самолет отличается великолепной маневренностью. Используя "Су-27", лётчик-испытатель Евгений Пугачёв в Ле-Бурже продемонстрировал новую фигуру высшего пилотажа - кобру Пугачёва. Она заключается в следующем: самолет задирает нос вверх, не меняя направления полета, летит некоторое время хвостом вперед, а затем возвращается в исходное положение. Конечно, для переподготовки летчиков была разработана учебно-боевая модификация "Су-27УБ". Данный самолет является двухместным, и летчики в нем сидят друг за другом. Именно "Су-27УБ" взлетел около полудня с аэродрома "Озерное", который находится под Житомиром, и направился в сторону аэродрома "Скнилов", где должен был стать одним из элементов программы авиашоу.
Командующим экипажа являлся полковник Владимир Анатольевич Топонарь, а вторым пилотом - полковник Юрий Михайлович Егоров. Оба имели солидный налет: у Топонаря - около 1900 часов, а у Егорова - 2000. К тому же командир экипажа с 1996 года представлял пилотажную группу "Украинские Соколы", и сомнений в профессиональности летчиков ни у кого не возникает.
Авиашоу
По замыслу организаторов авиашоу, помимо выставки авиационной техники, в тот день четыре самолета должны были совершить демонстрационные полеты. Первыми выступали два спортивно-тренировочных "Як-52", которые после имитации боя эффектно пролетели над трибуной, где находились почетные гости. Тогдашний командующий ВВС Украины Виктор Стрельников приказал запретить пролеты над людьми. Но было уже поздно что-то менять. Третьим должен был выступать истребитель "МиГ-29", но его вылет отменили, и к аэродрому "Скнилов" уже подлетал "Су-27УБ" Топонаря и Егорова.
Скниловская трагедия
Приблизительно в 12:41 заместитель командующего 14-м авиационным корпусом Анатолий Третьяков дал команду "старт". "Су-27УБ" начал снижение и совершил проход над зрительскими трибунами. Затем он начал выполнять первую фигуру высшего пилотажа - "косую петлю". Но высота оказывается опасной, о чем летчиков извещает сигнал бортового компьютера. Согласно записи бортового самописца, после этого экипаж не мог определить, где находятся зрители.
Затем Егоров решает выполнить "бочку", которая и станет роковой: истребитель резко потерял высоту. Юрий Яцюк, который являлся заместителем руководителя полетами, командует с земли поворачивать, но из-за этого самолет ещё и теряет скорость. Дальше следует команда "форсаж", но и это уже не помогает: истребитель проседает и сваливается. Зацепив крылом дерево, "С-27УБ" сминает кабину топливозаправщика, крыльями режет стоящие на аэродроме самолеты. В этот момент Топонарь и Егоров катапультируются. Совершенно неуправляемый истребитель врезается в толпу зрителей и взрывается, начинается страшный пожар. Стрелки часов показывали 12:52.
Последствия
К месту катастрофы немедленно выехали машины пожарных и скорой помощи. Но многих лишила жизни Скниловская трагедия. Список погибших насчитывает 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признали 543 человека. Вскоре после катастрофы начала расследование комиссия Министерства обороны Украины, которая определила, что главной причиной является отклонение экипажа от намеченного полетного задания и ошибки в пилотировании самолета.
Президентом Леонидом Кучмой был освобожден от занимаемой должности командующий ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников, которого чуть позже арестовала Генеральная прокуратура. Суд над выжившими летчиками и их руководителями затянулся до 2005 года. Согласно приговору, следующие 14 лет своей жизни Топонарь должен был провести в тюрьме и выплатить штраф в размере 7,2 миллиона гривен, который позже уменьшили до 150 000. Егорова также приговорили к тюремному заключению на 8 лет и штрафу в 2,5 миллиона гривен. На данный момент оба уже находятся на свободе. Третьякову и Яцюку дали по 6 лет заключения и штраф 700 000 гривен.
Анатолий Лукиных, который руководил службой безопасности полетов, был осужден на 4 года условного лишения свободы. Едиственным из подсудимых, кто был оправдан, стал Олег Дзюбецкий, отвечавший за подготовку экипажа. Никто из них своей вины так и не признал. Под суд попали также четыре бывших генерала, среди которых был и Виктор Стрельников, но в 2008 их оправдали. Скниловская трагедия 2002 года также стала причиной расформирования "Украинских соколов", членом которой был Топонарь. На данный момент на Украине показательные авиашоу не проводятся вообще. Скниловская трагедия продемонстрировала, чем могут обернуться зрелищные выступления самолетов из-за халатности людей.
Память
Потерпевшим и родственникам погибших была выплачена единоразовая компенсация в размере около 55 тысяч гривен. Но после этого о людях попросту забыли. Как утверждает Стефан Козак, глава общественной организации "Скниловская трагедия", пострадавшим не оказывается никакой социальной опеки или реабилитации. По его словам, некоторые чиновники отвечали, что, мол, люди сами виноваты, что пошли на авиашоу. Вспоминают о них лишь когда наступает очередная годовшина трагедии. На аэродроме была возведена небольшая часовня на пожертвования со всего мира и средства организации "Скниловская трагедия". Фото погибших находятся в ней на плакате с названием "77 ангелов". Сюда часто приходят их родственники и близкие. Не осталась без внимания и в медийном пространстве Скниловская трагедия. Документальный фильм "Прощення" телеканала СТБ рассказывает как раз о ней.
Вместо эпилога
Как уже было упомянуто выше, никто из высокопоставленных чиновников Министерства обороны не понес наказания. Скниловская трагедия 2002 года разве что отправила некоторых из них в запас. Иски родственников погибших и пострадавших суд оставил без рассмотрения.