Для обеспечения безопасности и расширения пропускных возможностей автодорог на них наносится определенная маркировка. А чтобы она сохранялась в любых климатических условиях, применяется специальная краска для дорожной разметки, которую подбирают под особенности климата и состояния дорог конкретного региона.
Что используется для разметки
Современная дорожная маркировка наносится с помощью специальных устойчивых красок, термопластиков, спрей-пластиков, термопластичных лент и холодных пластиков. Все это отвечает требованиям ГОСТа, но в большинстве случаев все-таки используются специальные эмали, различающиеся между собой химическим составом и технологией нанесения, а также продолжительностью срока службы.
Краска для дорожной разметки – это сложный материал, в котором содержится множество компонентов в виде пигментов, наполнителей, полимеров, пластификаторов, специальных добавок и растворителей. Каждая из этих добавок имеет свое значение, но в целом их задача – обеспечивать прочность и надежность покрытия. Кроме того, состав должен соответствовать экологическим нормативам.
Особенности нанесения
В зависимости от технологии нанесения, все маркировочные материалы делятся на два класса - наносящиеся в холодном или горячем состоянии.
Первые включают в себя краски и эмали, в основе которых есть органические растворители, холодные пластики и водно-дисперсионные краски. Горячий способ нанесения разметки предполагает использование термопластиков и термопластичных лент желтого цвета, которые приклеиваются к асфальту газовой горелкой при температуре от 5 до 35 градусов.
Холодные составы рекомендуется использовать при нанесении разметки на участки большого износа, например, на пешеходных переходах. Такие пластики прослужат порядка двух лет. А если движение более интенсивное, требуется использовать те материалы, что наносятся горячим методом.
Эмаль акриловая дорожная АК-511
Это одна из самых востребованных красок для разметки проезжей части и улиц. Покрытие может эксплуатироваться в умеренном континентальном климате. Сама краска состоит из пигментов и наполнителей в сочетании с различными модифицирующими добавками. Данный состав полностью отвечает ГОСТ Р 52575-2006 , который регламентирует использование красок для обработки автомобильных дорог общего пользования.
Дорожная краска быстро высыхает, отличается высоким уровнем светостойкости и коэффициентом яркости, что служит гарантией видимости разметки в любое время суток. Кроме того, обладает отличной адгезией, износостойкостью, стойкостью к воздействию влаги и различных химических составов.
Эмаль может использоваться со световозвращающими стеклошариками, что повышает светоотражающие свойства покрытия. Дорожная краска наносится на сухую и чистую поверхность, при необходимости ее можно разбавить растворителем.
Наибольший эффект светоотражения достигается использованием в сочетании с эмалью световозвращающих элементов, которые наносятся уже поверх лакокрасочного покрытия. К преимуществам использования данного состава относятся:
- соответствие покрытия требованиям, которые предъявляет ГОСТ ГОСТ Р 52575-2006;
- стойкость к воздействию внешних факторов;
- быстрое нанесение;
- улучшение функциональных свойств дорожной разметки.
Расход материала в среднем составляет 3,5-4 кг/м2 при условии, что толщина слоя будет не больше 2,5 мм.
"Технониколь АК" (эмаль)
Эта краска для дорожной разметки является однокомпонентным лакокрасочным материалом, который наносится холодным способом. В его составе – высокодисперсные пигменты и наполнители.
"Техниколь" не нужно разводить, поэтому она полностью готова к использованию. С ее помощью можно наносить горизонтальные разметки на проезжей части, на асфальтобетонном и бетонном покрытии. Краска поставляется в нескольких модификациях, специально рассчитанных на сферу применения – это могут быть автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, а также иные дороги и тротуары.
Рекомендуемым расходом данной краски является от 400г/м² до 700 г/м², в зависимости от того, какого типа основание.
Эмаль АС-5307 «Линия»
Данная краска для дорожной разметки - белая. Она используется при нанесении линий безопасности на асфальте и бетонном покрытии. В комплект состава входят световозвращающие шарики, обеспечивающие свечение разметки – коэффициент яркости при этом составляет 80%. Кроме белого, эмаль может поставляться в желтом, красном или черном цвете. Данная краска имеет следующие особенности:
- можно наносить разметку любого назначения;
- благодаря высокой яркости, разметка видна даже в темноте;
- использовать эмаль можно на любых разметочных машинах;
- высокую адгезию;
- быстрое высыхание.
Indecoat-511
Широко применяется и краска для дорожной разметки - Indecoat-511. По составу это покрытие представляет собой комбинацию из пигментов, наполнителей и целевых добавок.
Эксплуатация нанесенной маркировки возможна в широком температурном диапазоне – от -40° до +60 °С. Производство данной краски ведется по совершенным технологиям на основе импортного сырья, что гарантирует ее повышенную износостойкость и белизну. Использовать Indecoat-511 можно для разметки покрытий из бетона и цемента.
В базовом варианте краска выпускается белого цвета, но возможно исполнение в желтом, оранжевом, красном и черном цветах. На однослойное покрытие приходится примерно 300-400 г/м².
Световозвращающие материалы
Чтобы краска желтого цвета была хорошо видимой и при ярком солнечном свете, и темной ночью, при любой погоде, в нее добавляется специальные светоотражающие стеклянные микрошарики. Они наносятся на лакокрасочное покрытие и преломляют свет, идущий от фар, отражая его под другим углом, чтобы он не попадал в глаза водителей. Наносятся такие микрошарики несколькими способами:
- вводятся внутрь маркировочного материала в объеме до 20%;
- посыпаются поверх нанесенной разметки в объеме 200-300 г/м²;
- наносятся сочетанием обоих способов.
Высохший слой краски в разметке составляет примерно 150-300 мкм, поэтому размер шариков должен соответствовать этой величине.
Холодный пластик
Инновационные дорожные технологии приводят и к тому, что для выполнения разметки используется не краска для асфальта, а холодный пластик. Применение такого состава рационально благодаря высокой износостойкости и способности длительной эксплуатации в любых климатических условиях. Разметка, нанесенная красками, прослужит максимум 2 года, в то время как срок службы холодного пластика существенно выше.
Еще не так давно в нашей стране не производили подобные материалы, а сегодня можно найти составы отечественного производства, но с использованием импортного сырья. Предлагаем обзор самых популярных сегодня холодных пластиков:
- «Максидур». Это состав белого цвета, который твердеет на поверхности буквально за 30 минут. Чтобы повысить видимость разметки в темное время суток и пасмурную погоду, покрытие дополняется стеклянными микрошариками.
- «Технопласт». Этот материал позволяет наносить толстослойную разметку – стоп-линии, шумовые линии, пешеходные переходы, стрелки направления движения и многое другое. К отличительным особенностям этого пластика относятся высокая износостойкость, многообразие цветовых решений, возможность дополнения стеклошариками.
При толщине покрытия в 2 мм в среднем расходуется 3,5-4,0 кг/м² материала.
Горячий способ нанесения разметки
Нанесение разметки – процесс, требующий внимательного подхода и к материалам, и технологиям. Кроме красок и холодного пластика, в этих целях могут использоваться термопластичные лакокрасочные материалы. Они привлекательны увеличением толщины наносимого слоя и, соответственно, более высоким сроком его службы. С другой стороны, термопластики стоят дороже, поэтому их используют в основном на участках, на которых очень высока интенсивность изнашивания. Наносится такая разметка исключительно механизировано. Среди популярных термопластиков можно отметить:
- «Маркер» - этот термопластичная краска желтого цвета, которая представляет собой сыпучую смесь белого цвета на основе нефтеполимерных смол, пластификаторов, синтетического каучука и минеральных наполнителей. С помощью этого состава можно наносить горизонтальную дорожную разметку на автомобильных дорогах, которые обладают интенсивностью движения и высокой нагрузкой.
- «Мегопласт-Премиум». Этот термопластик используется при нанесении осевых линий разметки, стоп-линий и стрелок на дорожном покрытии. Обладает высокой стойкостью к перепадам температуры и истиранию. Для нанесения материала используются маркировочные машины на сухую поверхность.
Расход термопластика на покрытие толщиной в 3-5 мм - 8-10 кг/м².