Нарушения речи у детей: причины, диагностика, коррекция

Нарушения речи - распространенная проблема у детей. Это мешает общению и развитию. Но своевременная диагностика и правильная коррекция помогают исправить ситуацию. Давайте разберемся, отчего возникают речевые расстройства, как их распознать и что делать родителям.

Типы нарушений речи у детей

Существует несколько основных видов речевых расстройств у детей:

  • Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
  • Дизартрия - нарушение произношения вследствие поражения нервной системы.
  • Алалия - отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте.
  • Заикание - нарушение плавности речи, характеризующееся непроизвольными повторениями звуков, слогов или слов.

Каждое из этих расстройств имеет свои отличительные черты, симптомы и особенности.

Так, при дислалии ребенок неправильно произносит определенные звуки, искажает их. Это может быть свистящий звук "с", шипящий "ш", сонорные "р" и "л" и др. При этом ребенок не испытывает никаких физических затруднений в произнесении звуков, просто не может уловить разницу в их звучании.

При дизартрии, наоборот, имеются нарушения иннервации мышц речевого аппарата, что мешает четкому произнесению звуков и слов. Ребенок может говорить невнятно, медленно, смазанно. Это связано с поражением нервной системы.

При алалии отмечается полное отсутствие речи или ее значительное недоразвитие, несмотря на сохранный слух и интеллект ребенка. Такие дети либо совсем не говорят, либо могут произносить лишь несколько простых слов.

А вот при заикании бросается в глаза нарушенная плавность речи: ребенок может застревать или повторять определенные звуки и слоги, у него сбивается ритм речи. Это выглядит как запинки во время разговора. Заикание часто сопровождается лишними движениями лица и тела.

Конкретные проявления зависят от ребенка. Например, у Пети дислалия проявляется в замене звуков [с] на [ф], из-за чего он говорит "фобака" вместо "собака". А Саша с дизартрией говорит очень невнятно и глотает окончания слов. Вова с заиканием сильно запинается на гласных и часто повторяет слоги "а-а-а", "у-у-у".

Причины речевых нарушений у детей

Причины речевых расстройств могут быть разными:

Органические причины:

  • Поражения речевых зон коры головного мозга.
  • Нейроинфекции и травмы головы.
  • Нарушения развития центральной нервной системы.
  • Дефекты развития органов артикуляции (губ, языка, челюстей).

Функциональные причины:

  • Психологические травмы.
  • Неблагоприятная речевая среда.
  • Психические и невротические расстройства.

Также важную роль играет наследственная предрасположенность. Если в семье кто-то из родственников страдал речевыми нарушениями, риск их возникновения у ребенка повышается.

К факторам риска относят:

  • Осложненное течение беременности и родов.
  • Родовые травмы.
  • Недоношенность.
  • Асфиксия при рождении.

Особо уязвимыми считаются два возрастных периода - 1-3 года и 6-7 лет. В эти критические фазы любые неблагоприятные воздействия могут нарушить формирование речевой функции.

По статистике, примерно у 40% детей с речевыми нарушениями их причиной являются органические поражения центральной нервной системы. Еще 30% - результат неправильного речевого окружения и психотравм. Остальные 30% приходятся на наследственные факторы и врожденные аномалии речевого аппарата.

Таким образом, причины речевых нарушений могут быть самыми разными. Для постановки правильного диагноза нужна тщательная диагностика специалистами.

Мама занимается речью с дочкой дома

Диагностика речевых нарушений

Диагностика речевых расстройств у детей включает несколько этапов:

  1. Обследование ребенка педиатром - сбор анамнеза, осмотр, выявление сопутствующих заболеваний.
  2. Консультация невролога - оценка состояния нервной системы.
  3. Логопедическое обследование речи и коммуникативных навыков.
  4. При необходимости - инструментальная диагностика (ЭЭГ, МРТ головного мозга и др.).
  5. Тестирование с помощью специальных методик.

Очень важен подробный сбор анамнеза - информации о развитии ребенка. Анализируют течение беременности, родов, раннего детства. Обращают внимание на перенесенные заболевания и травмы. Уточняют, когда появились первые отклонения в речи.

При осмотре ребенка оценивают строение и подвижность органов артикуляции, слух, двигательную сферу. Логопед детально изучает все стороны речи.

Для объективизации используют разные тесты и опросники. Например, тест на определение уровня речевого развития или шкалу Tspeaker для выявления заикания. Такие методики позволяют количественно оценить имеющиеся нарушения речи.

Все это помогает поставить правильный диагноз и составить план коррекционного воздействия.

Методы коррекции речевых нарушений

Для исправления речевых расстройств у детей применяется комплексный подход, включающий:

  • Медикаментозную терапию.
  • Логопедические занятия.
  • Физиотерапевтическое лечение.
  • Массаж и лечебную физкультуру.
  • Психологическую коррекцию.

Лекарства назначаются для нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшения мозгового кровообращения, восстановления нарушенных функций.

Основу коррекционной работы составляют регулярные занятия с логопедом. Они включают:

  • Дыхательную гимнастику.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Формирование правильной артикуляции звуков.
  • Постановку нарушенных звуков.
  • Работу над слоговой структурой слова.
  • Расширение и обогащение словаря.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Коррекцию просодической стороны речи.

Большое значение имеет вовлечение родителей в коррекционный процесс. Логопед обучает их приемам работы с ребенком в домашних условиях.

Профилактика речевых нарушений у детей

Профилактика речевых расстройств должна начинаться до рождения ребенка и включает:

  • Подготовку организма к беременности.
  • Регулярное наблюдение у врачей во время вынашивания малыша.
  • Соблюдение режима труда и отдыха, питания и гигиены.
  • Исключение вредных привычек и приема некоторых лекарств.
  • Своевременное лечение хронических заболеваний.

После рождения ребенка важно:

  • Следить за нервно-психическим и физическим развитием.
  • Создать благоприятную речевую среду.
  • Регулярно развивать моторику, слух, зрение.
  • Стимулировать лепет и гуление.
  • Проводить занятия по развитию речи.

Такой комплексный подход позволит снизить риск возникновения проблем с речью у ребенка.

Прогноз при речевых нарушениях у детей

Прогноз зависит от:

  • Формы и тяжести речевого расстройства.
  • Своевременности начала лечения.
  • Правильности подобранных методов терапии.
  • Регулярности занятий с логопедом.

При условии ранней диагностики, грамотного лечения и занятий дома большинство нарушений речи разрешаются полностью. Однако в некоторых случаях могут сохраняться легкие остаточные проявления.

Наиболее благоприятен прогноз при дислалии и функциональных расстройствах. Хуже при органических поражениях мозга. По статистике, дислалию удается исправить в 80% случаев, дизартрию - в 60%, алалию - в 50%.

Мальчик занимается с логопедом

Советы родителям при речевых проблемах ребенка

Чтобы помочь ребенку справиться с речевым нарушением, родителям рекомендуется:

  • Сохранять спокойствие и терпение.
  • Посещать все занятия и выполнять задания логопеда.
  • Заниматься с ребенком дома каждый день.
  • Не ругать за ошибки в речи.
  • Создать доброжелательную атмосферу.
  • Поощрять малейшие успехи.
  • Быть для ребенка примером правильной речи.

Совместными усилиями семьи и специалистов речевые проблемы у детей можно преодолеть.

Как помочь ребенку с речевыми трудностями

Чтобы скорректировать имеющиеся у ребенка речевые нарушения, родителям рекомендуется:

  • Развивать мелкую моторику - лепка, рисование, игры с мелкими предметами.
  • Делать артикуляционную гимнастику, массаж языка.
  • Тренировать правильное дыхание - дутье, надувание шариков.
  • Проводить пальчиковые игры и потешки.
  • Читать ребенку стихи, скороговорки, поговорки.

Полезны занятия логопедической ритмикой, подвижные игры, хоровое пение. Для коррекции конкретных нарушений используют специальные упражнения.

Рекомендуемые книги и пособия

Для занятий с ребенком родителям будут полезны такие книги и пособия:

  • Серия "Говорю правильно" издательства "АСТ".
  • Книги Т.А. Ткаченко - "Формирование лексико-грамматических навыков".
  • Альбомы с артикуляционными упражнениями.
  • Картотеки пальчиковых игр.
  • Пособия по дыхательной гимнастике.

Их можно приобрести в специализированных магазинах, заказать онлайн или взять в библиотеке.

Полезные онлайн-ресурсы

В помощь родителям существует много полезных интернет-ресурсов. Например:

  • YouTube-канал "Логопедические упражнения".
  • Сайт "Логобург" с подборками упражнений.
  • Мобильное приложение "Логопедический тренажер".
  • Онлайн-курс "Азбука развития речи".
  • Инстаграм-аккаунты логопедов с полезным контентом.

Там можно найти массу идей для занятий, скачать карточки, презентации, аудиофайлы.

Куда обратиться за помощью

При возникновении у ребенка проблем с речью родителям стоит обратиться к таким специалистам:

  • Детский логопед в поликлинике по месту жительства.
  • Невролог детской поликлиники или больницы.
  • Врач-педиатр.
  • Дефектолог в детском саду.
  • Логопеды частных центров.

Они помогут определить причину нарушения речи, подобрать эффективную программу коррекции. Чем раньше начать занятия, тем больше шансов на быстрое исправление речевых проблем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.