Нарушение речи

Нарушение речи у детей может быть спровоцировано различными факторами. Наиболее распространенными из них являются:

- трудности в определении звуков на слух (при нормальной слуховой функции);

- повреждения расположенной на макушке речевой зоны (во время родов);

- дефекты строения органов речевого аппарата (языка, губ, твердого или мягкого неба, зубов);

- плохая подвижность языка и губ;

- заторможенность в речевом развитии на фоне психической недоразвитости;

- неправильная речь в семье.

При наиболее тяжелых поражениях нарушается не только звуковое воспроизведение, но и способность различать на слух звуки. Кроме того, отмечается ограничение активного (применяемого в речи) и пассивного (воспринимаемого) словаря ребенка. Нарушение речи, вовремя не устраненное в раннем возрасте, влечет за собой проблемы в общении с окружающими. Это, в свою очередь, может привести к возникновению закомплексованности.

Нарушение речи классифицируется по степени тяжести. Таким образом, можно определить расстройства, не препятствующие обучению в общеобразовательной школе, и сильные поражения, требующие специальной программы.

При нормальном физическом слухе у ребенка может развиться частичное или полное отсутствие речи (алалия). Такое состояние обуславливается поражением или недоразвитием участков головного мозга. Сенсорная алалия характеризуется трудностями в понимании звуков. При этом ребенок слышит, что что-то говорят, но что именно – он не понимает. Моторная алалия – нарушение речи, связанное с невозможностью овладеть звуками, грамматикой, словами.

Дизартрия (анартрия) является расстройством произношения на фоне поражений нервной системы. При этом состоянии отмечается нарушение речи не только в произношении отдельных звуков. При дизартрии воспроизведение получается нечетким, смазанным. Ребенок может обладать тихим или, напротив, слишком резким голосом. Отмечается также нарушение ритма дыхания, потеря плавности речи, а ее темп ненормально замедлен или чересчур ускорен. Часто дети с таким заболеванием страдают расстройствами мелкой моторики кисти, физической неловкостью.

Стертые формы дизартрии не выделяют резко ребенка среди сверстников. Однако присутствуют некоторые особенности. Дети с таким недугом плохо кушают и нечетко разговаривают. Как правило, им не нравится мясо, морковь, хлебные корочки, твердые яблоки, так как они испытывают затруднения с жеванием. Нередко родители заменяют твердую пищу мягкой. Однако это в большей степени способствует заторможенности в развитии артикуляционного аппарата.

Часто в результате испуга или на фоне психической травмы у ребенка возникает заикание. Как правило, оно развивается в возрасте от 2-х до 5-ти лет. При этом необходимо внимательно следить за малышом, чтобы не пропустить возможное появление первых признаков заикания: он внезапно замолкает и отказывается разговаривать.

Отдельные речевые нарушения проходят с взрослением. Некоторые из них устраняются при помощи логопеда в детском саду или при работе с родителями. Однако серьезные расстройства требуют длительного лечения. Необходимо отметить, что чем раньше родители обращаются за помощью к специалисту, тем результативнее будет коррекционная работа с ребенком.

Нарушение речи у взрослых практически во всех случаях связано с поражениями нервной системы органического характера. Это достаточно серьезный признак, появление которого может указывать на наличие прогрессирующего патологического процесса. Речевые расстройства сопровождают такие заболевания, как:

- опухоли в головном мозге;

- инсульт;

- рассеянный склероз;

- эпилепсия;

- энцефалопатии;

- сахарный диабет и прочие.

Поэтому следует быть внимательными к своим детям и принимать профилактические меры вовремя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.