Основное общее образование является гарантированным государством минимумом в сфере получения знаний. Что же сюда входит? Что изучается в рамках данного образовательного этапа подготовки людей к будущей жизни?
Общая информация
Современное общество динамично развивается. И оно предъявляет выпускникам общеобразовательных организаций иные требования, нежели это было несколько десятилетий назад. Так, человек, который получил основное/общее среднее образование, должен иметь не только глубокий запас знаний, но и уметь ориентироваться в стремительно растущем потоке информации. Современные люди вынуждены адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. При этом приходится самостоятельно регулярно принимать ответственные решения. Для увеличения результативности деятельности необходимо уметь прогнозировать. А это всё можно делать, только обладая полнотой знаний и навыков.Небольшое отступление
Чтобы избежать путаницы, давайте разберёмся с общим образованием. Всего оно имеет четыре ступени:- Дошкольное образование. Сюда входит подготовка в детских садах и специализированных центрах. Здесь малышей учат держать предметы (например, карандаш и ручку), рисовать фигуры, развивают мелкую моторику и так далее.
- Базовое образование. Под этим понимают 1-4 классы школы. В данном случае проводится подготовка детей к тому, чтобы в последующем осваивать более сложные знания. Учат писать, считать, рисовать, усваивают основные правила поведения в коллективе. Иными словами, закладываются основы для социальных и творческих навыков.
- Основное общее образование. Это 5-9 классы школы. На данном этапе ученики получают базовую информацию о большом количестве различных предметов, которые являются довольно сложными для понимания. Более детально мы об этом поговорим в статье далее.
- Среднее общее образование. 10-11 классы школы. На этом этапе происходит углубление полученных ранее знаний, изучаются и новые направления: правоведение и экономика.
Что такое ФГОС?
Разобраться с системой обучения в нашем государстве помогут ФГОС основного общего образования. Это документ, по которому происходит организация образовательного процесса. Над его усовершенствованием работают многочисленные компетентные органы. Расшифровывается же название как «федеральные государственные образовательные стандарты». Следует отметить, что использование традиционного подхода, когда происходит «вооружение» людей всеми знаниями, которые потенциально могут пригодиться, сейчас не очень популярно. Рассматривая существующие тенденции, невозможно не отметить тот факт, что наиболее важным считается обеспечение социализации человека и его продуктивной адаптации. Это привело к тому, что сейчас значительное внимание уделяется личности обучаемого человека и особенностям его мышления. В образование внедряется большое количество механизмов, которые должны способствовать творческой инициативе, самостоятельности, мобильности. Также значительное внимание уделяется обеспечению возможностей для самореализации и личностного роста. В качестве примера можно привести университетское образование, где внедряется система, согласно которой большую часть всех знаний человек должен получить самостоятельно посредством книг и иных источников информации.
Результативность
Как можно понять из изложенного выше, ФГОС основного общего образования ориентирован не на количество передаваемых знаний. Наибольшую важность в данном случае имеет их качество. То есть, главной целью является научить человека действовать в разных условиях и решать различные проблемы. Следует отметить, что важная роль знаний не отрицается. Главным же является возможность их успешного применения на практике.Особенности
В качестве единиц образовательного результата используются знания и умения. Но чтобы быть успешным в современном информационном обществе, этого недостаточно. Поэтому особенностью является то, что человеку помогают освоить знания, которые помогут в дальнейшем формировать умения. Всё остальное ФГОС основного общего образования рассматривает как справочную информацию, которую можно найти в различных энциклопедиях и специализированной литературе. Обучающийся человек же должен её быстро и безошибочно уметь находить.
Что достигается?
ФГОС основного общего образования предусмотрено, что необходимо заботиться о создании опыта, который поможет решать различные проблемы, являющиеся важными для отдельной личности. Формирование такого подхода впервые было применено в 2011 году. Также существует целая сеть подготовительных учреждений, которые занимаются по программам повышенного уровня по отдельным дисциплинам. В качестве примера можно привести школы с углубленной физикой, математикой и так далее. Также нельзя сбрасывать со счетов и то, что существуют учреждения, специализирующиеся и на внешкольной деятельности, которые дополнительно предлагают ученикам постигать философию, экономику, изобразительные искусства и многое другое. Также есть школы, в которых учат под наставничеством университетов. Это подразумевает использование их материально-технической базы и преподавательского состава.
Получение образования
Это, как правило, рассматривается как нечто добровольное. Но законодательством утверждено, что каждый обязан получить базовое и основное общее образование. После окончания учебного учреждения человек должен сдать экзамены и получить аттестат. В зависимости от результатов и желаний люди выбирают получать образование дальше или уйти в практическую сферу деятельности. Аттестат позволяет выбрать профессию и пойти учиться в ПТУ или колледж или продолжить заниматься в школе дальше. Основное общее образование направлено на то, чтобы помочь становлению и формированию личности. Влияние оказывается на нравственные убеждения, эстетический вкус, культуру общения, образ жизни. Кроме этого, обеспечивается овладение государственным языком, основами наук, навыками физического и умственного труда и развиваются склонности, интересы и способности к социальному самоопределению.Реализация
Следует отметить, что образовательная программа основного общего образования предусматривает возможность дифференциации содержимого в связи с потребностями и интересами людей. Так, может обеспечиваться более глубокое изучение учебных предметов. В таком случае говорят о том, что проводится профильное обучение. Также необходимо отметить, что несмотря на то, что базовое и основное общее образование являются обязательными, не все эти ступени проходят. Конечно, таких людей доли процента, но, увы, они есть. В данном случае единственное ограничение, которое предусмотрено по отношению к таким индивидам, – это невозможность получения более высокого уровня образования. Также необходимо отметить и тех, кто требует особенных условий получения знаний. В первую очередь под этим понимают детей-инвалидов, а также тех, кто нуждается в длительном лечении и не может посещать образовательную организацию по состоянию здоровья. В таком случае предусмотрена возможность домашнего или дистанционного обучения.Какие цели реализовываются?
Программа основного общего образования (ФГОС) направлена на то, чтобы помочь человеку сформировать целостное представление о мире, которое базируется на полученных знаниях, навыках, умениях и способах деятельности. Также предусмотрена различная активность (индивидуальная или коллективная). Обучающимся людям помогают познавать мир и самых себя. Одной из целей программы является подготовка человека к моменту, когда придётся делать осознанный выбор профессионального образования. Для этого предусмотрен комплексный механизм, который должен мотивировать и дисциплинировать человека заниматься обучением. Причем всё реализовано таким образом, чтобы в наибольшей степени учитывались способности, возможности, интересы и потребности людей. Так, педагогам предписывается заниматься не только учебными процессами, но и личным развитием детей. Также каждый выпускник должен отвечать определённому уровню грамотности. Причем это относится и к математическому, и к естественно-научному, и социально-культурному направлениям подготовки.
Как выглядит примерная программа основного общего образования?
Школа должна помочь подготовиться к осознанному выбору своего жизненного и профессионального пути. Поскольку нельзя уверенно сказать, что именно в будущем выберет человек, ему дают базовую основу по довольно большому количеству предметов. Часть из них нацелена на то, чтобы сделать из него гражданина государства. Другие преследуют цель предоставить обществу здорового индивида. Третьи же помогают разобраться с тем, что же интересно человеку и чем он хочет заниматься всю свою жизнь. В этом помогают следующие предметы:- Русский язык.
- История.
- Литература.
- Математика.
- Информатика и информационные технологии.
- Обществоведение.
- География.
- Природоведение.
- Физика.
- Химия.
- Биология.
- Технологии.
- Иностранный язык.
- Физическая культура.
- Искусство.
Вот так выглядит примерная программа основного общего образования. Следует отметить, что в зависимости от школы по упомянутым ранее причинам может меняться количество часов для одного предмета. Также необходимо учитывать, что это образовательная программа основного общего образования. Кроме этого, могут быть дополнительные занятия или факультативы. Стандарт основного общего образования не предусматривает их как обязательную составляющую обучающего процесса, но они могут быть введены в программу по инициативе администрации школы. Следует отметить, что некоторые предметы могут преподаваться в нескольких вариантах.