Государственные стандарты начального общего образования направлены на повышение его эффективности, качества, доступности. Для того чтобы успешно справляться с задачами, поставленными обществом перед отечественным образованием, необходимы серьезные структурные, экономические, организационные изменения.
Значимость стандартов
Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает обновление его содержательной части, приведение его в соответствие с теми требованиями, которые предъявляются социумом. ФГОС является гарантом реализации конституционных прав каждого ребенка на качественное образование на бесплатной основе. Стандарт начального общего образования соответствует требованиям государства к «портрету выпускника».
Суть ФГОС общего образования
Он является совокупностью норм, которые определяют обязательный минимум содержания образовательных программы, требований к уровню подготовки обучающихся всех ступеней, максимальный объект нагрузки, требования к образовательному процессу, включая материально-техническое, учебно-лабораторное, методическое, информационное, кадровое обеспечение.
Основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать:
-
одинаковые возможности для всех граждан в приобретении качественного бесплатного образования;
-
единство образовательного пространства в РФ;
-
мобильность и академическая свобода школьников;
-
право на выбор образовательной организации;
-
защиту от перегрузок, создание условий для полноценного физического и психического здоровья;
-
преемственность на разных ступенях обучения образовательных программ;
-
профессиональная и социальная защищенность педагогов и обучающихся;
-
право граждан на знакомство с достоверной и полной информацией о требованиях и нормах к содержанию общего образования.
Также стандарт содержит базу для расчета нормативов бюджетного финансирования для разделения платных и бесплатных образовательных услуг, определения оптимальных условий образовательного процесса в организациях, которые реализуют ФГОС нового поколения на основании государственной лицензии.
Значимость стандарта
Государство гарантирует, что начальное среднее общее образование является бесплатным и доступным в пределах, указанных в стандарте. Он является основой:
-
создания базисного федерального учебного плана, образовательных программ всех ступеней обучения, учебных планов ОУ;
-
проведения оценки уровня подготовки выпускников ОУ;
-
объективной оценки работы образовательных учреждений;
-
установление эквивалентности нормативно-правовых документов об общем образовании на территории РФ;
-
определения объемов финансирования образовательных услуг, которые предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основах во всех регионах Российской Федерации;
-
установление четких требований к оснащению помещений ОУ необходимым оборудованием
Компоненты стандарта
Начальное общее образование – это первый этап общего образования в РФ. В настоящее время государственный стандарт включает в себя несколько компонентов:
-
федеральный компонент;
-
национально-региональный компонент;
-
элемент, устанавливаемый самостоятельно образовательным учреждением.
Особенности
Начальное общее образование предполагает приобретение детьми начальных знаний об окружающем мире, навыков решения прикладных задач, коммуникативных качеств. Именно на этом этапе развиваются личностные качества ребенка. В РФ начальное общее образование является обязательным и общедоступным.
Начинается образовательный процесс с семилетнего возраста (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Именно начальное общее образование формирует универсальные умения и навыки, от которых напрямую зависит успешность ребенка в будущей жизни.
Направления модернизации общего образования
Федеральный компонент стандарта на данной ступени был создан на основе инновационных направлений. Это:
-
переход на четырехлетнее начальное образование;
-
устранение перегрузок, стабилизация учебной нагрузки, не допускание подрыва психического и физического здоровья;
-
соответствие образовательных программ возрастным особенностям детей;
-
личностная ориентация;
-
направленность содержательного компонента на формирование УУН;
-
повышение значимости воспитательной внеурочной работы как основы формирования гражданских ценностей;
-
формирование готовности школьников применять усвоенные знания, способы и умения для решения конкретных практических задач;
-
гарантия компьютерной грамотности;
-
повышение качества занятий физической культурой
Цели начального образования
ФГОС начального общего образования соответствует личностно-ориентированной модели школы. Он способствует реализации следующих целей:
-
развитие творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, мотивация его интереса к обучению;
-
воспитание эстетических и нравственных качеств, бережного отношения к окружающему миру;
-
охрану и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения;
-
выявление одаренных детей, их ранее развитие.
Обязательные предметы
Среди базовых элементов, которые включены в обязательный образовательный минимум на данной ступени обучения, присутствует ряд дисциплин. Это:
-
литературное чтение;
-
русский язык;
-
окружающий мир;
-
математика;
-
иностранный язык;
-
музыка;
-
изобразительное искусство;
-
физическая культура;
-
технология.
Навыки и умения
После усвоения всех предметных областей на ступени начального общего образования школьники должны овладеть определенными учебными навыками и умениями, сформировать новые способы практической деятельности.
В познавательной области ребенок должен овладеть навыками наблюдения за объектами окружающего мира, описывать их, давать характеристику изменений, происходящих с ними. Также школьник обязан овладеть навыками осуществления измерений, простыми измерительными приборами, применять их для проведения опытов и экспериментов. Ученик должен решать задачи творческого характера, составлять алгоритм собственных действий, применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.
В речевую деятельность входит работа с художественными, учебными, научно-популярными текстами, выявление из них основной мысли.
На данной ступени обучения у ребенка должны быть сформированы навыки составления простых и сложных предложений. Ребенок должен овладеть алгоритмами работы с информацией, применяя компьютерные технологии.
Выпускник начальной школы обязан владеть навыками самостоятельного поиска необходимых сведений, педагог лишь выстраивает для него определенную образовательную траекторию, следит за успехами школьника.
Подведем итоги
Общество предъявляет новые требования к качеству и содержанию отечественного образования. Именно поэтому так важно было разработать определенный стандарт для каждой ступени обучения. Начальная школа является базой (фундаментом) для последующего развития личностных, творческих, умственных способностей ребенка, является важнейшей ступенью для воспитания патриота своей страны. От качества приобретенных УУН ребенком на данной ступени обучения напрямую зависит его будущее.