Алексей Николаевич Алмазов родился 24 ноября 1880 года в тамбовской дворянской семье. Его отец был чиновником (коллежским секретарем). Вопреки этому примеру сын решил посвятить свою жизнь армии. Учиться он стал в Воронежско-Михайловском кадетском корпусе, затем в 1902 году окончил Михайловское артиллерийское училище. Все это время еще не состоявшийся генерал Алмазов носил свою настоящую фамилию Гришин.
Русско-японская война
Молодой офицер не прогадал с моментом получения офицерского звания. В 1904 году началась русско-японская война. Алексей Гришин оказался на службе в Маньчжурии. Самым серьезным в японской кампании для него стало сражение при Ляояне (24 августа – 3 сентября 1904 года).
Русские войска попытались деблокировать Порт-Артур, но после своей неудачи заняли оборонительные позиции. Около Ляояна их атаковала японская армия. Алексей Гришин был в числе более 100 тысяч соотечественников, вставших на пути противника. Кровопролитное сражение привело к большим потерям с обеих сторон, однако русским в конце концов пришлось отступить.
На фронтах Первой мировой
После окончания русско-японской войны будущий белогвардейский генерал остался на восточных рубежах страны. Шесть лет он служил в Приамурском военном округе и руководил обучением команды разведчиков, детально изучив Амурскую область и Уссурийский край.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война заставила Гришина покинуть ставшие для него родными места. На первых порах он обеспечивал связь в 5-ом Сибирском армейском корпусе и был адъютантом командира этого крупного соединения. В апреле 1915 года Гришина произвели в капитаны. Пришло время командовать батареей и артиллерийским дивизионом. Офицер участвовал как в оборонительных, так и в наступательных операциях. Он получил множество орденов и наград, в том числе и Георгиевский крест, который был вручен капитану после ходатайства его собственных солдат.
1917-ый
К революции Гришин-Алмазов Алексей Николаевич уже был подполковником. В период существования Временного правительства он поддерживал контакты с эсерами (хотя не состоял в партии) и открыто выступал против большевиков. После Октябрьской революции офицеру припомнили его позицию – его выслали из действующей армии.
Белое движение приняло в свои ряды изгнанного Гришина. Сначала он находился в Добровольческой армии, пока генерал Михаил Алексеев не отправил его в Сибирь для организации подпольной антибольшевистской деятельности. Офицер перестал представляться своей фамилией – теперь он стал известен как Алмазов.
В подполье
Весной 1918 года генерал Алмазов попал в Западно-Сибирский комиссариат Временного правительства, где встал во главе военного штаба. В считанные недели подпольщик наладил работу множества белых ячеек в самых разных городах от Канска до Омска. Вместе с Алмазовым Сибирь исколесил эсер Павел Михайлов, который до того был избран в разогнанное Учредительное собрание.
Офицерские организации, настроенные против большевиков, пребывали в изолированном и беспомощном состоянии. Генерал Алмазов налаживал между ними связь и сотрудничество. Самой сложной частью этой работы был поиск компромиссной политической и военной точки зрения: кого всем вместе поддержать подпольщикам, какому органу подчиняться. Где-то уступая, а где-то предлагая, Алмазову удавалось сплачивать подчас противоположные друг другу ячейки. Все это время за ним охотились большевики, но сколько они не пытались выследить, поймать подпольщика так и не удавалось. Всякий раз, когда комиссары выходили на его след, тот ускользал от чекистов.
Во главе Сибирской армии
В 1918 году все Белое движение в Сибири только ждало сигнала, когда объединенными усилиями начать антибольшевистское выступление? Толчком к нему стало восстание Чехословацкого корпуса. Узнав о его неподчинении, генерал Гришин-Алмазов отдал приказ всем подконтрольным ему подпольным организациям восстать против Советской власти. 28 мая 1918 года офицер стал командующим войсками Западно-Сибирского военного округа и выразил поддержку белочехам. Началось наступление на всех направлениях.
В июне было создано Временное Сибирское правительство, а командующий Сибирской армией стал еще и военным министром. Алмазов оказался замечательным организатором. Он внедрил в армию строгую дисциплину, сделал ее мощной силой, способной не только отражать атаки красноармейцев, но и самостоятельно идти на Запад.
Умелый организатор
К лету 1918 года под командованием Алмазова было уже 60 тысяч человек. Вместе с чехословацкими частями войско полностью очистило Сибирь от большевиков. Теперь белые готовились идти в Поволжье, а оттуда выступить на Москву.
Пытаясь еще больше увеличить размер своей армии, А. Н. Гришин-Алмазов отказался от прежнего добровольного комплектования и начал набирать новобранцев по призыву, делая упор на крестьянскую среду. В отличие от солдат, воевавших на фронтах Первой мировой, сельчане не были так сильно подвержены большевистской пропаганде. Время показало, что Алмазов принял наиболее правильное решение из всех возможных. Осенью 1918 года Сибирская армия увеличилась еще на 175 тысяч человек.
Отставка
С политической точки зрения, Алмазов оставался монархистом и сторонником твердой централизованной власти. Известны случаи, когда по его распоряжению в армии исполнялся гимн «Боже, Царя храни!», хотя подобные инициативы являлись моветоном. Правительство в основном было левым, в то время как генерал считал, что лозунги эсеров о утопическом народовластии в условиях бушевавшей Гражданской войны просто неосуществимы. Эта точка зрения сильно не нравилась министрам и самарскому КОМУЧу.
Генерал Алмазов состоял в той части Белого движения, которой не нравилось вмешательство иностранных союзников в Гражданскую войну в России. Он не стеснялся спорить с английским консулом, демонстрируя, что ему не нужна помощь британцев. Алексей Николаевич сильно отличался от своих коллег по правительству. Его противоречия с другими министрами привели к отставке генерала, произошедшей 5 сентября 1918 года.
Супруга Алексея Алмазова
Недоверие эсеров заставило Алмазова покинуть Сибирь и присоединиться к Добровольческой армии Антона Деникина, действовавшей на юге России. Уезжая, генерал оставил в Омске свою супругу Марию Александровну (урожденную Захарову). Она сдружилась с возлюбленной Колчака Анной Тимиревой и вошла в ближний круг Верховного правителя России.
Жена Алмазова оставалась в Омске вплоть до эвакуации белых из города. Мария Александровна уехала на восток в поезде Колчака. В начале 1920 года она была арестована действовавшим в Иркутске просоветским Политцентром. Алмазова оказалась в тюрьме и стала свидетельницей последних дней жизни Колчака. Девушке повезло – она была амнистирована и смогла перебраться в Китай, где издала собственные мемуары. С супругом Алмазова так и не увиделась.
На юге
В Екатеринодаре, где находился Деникин, Алексея Алмазова отправили в румынский город Яссы. Там проходила конференция с участием представителей стран Антанты и делегатов Белого движения. На этом мероприятии генерал зачитал большой доклад о положении дел в сибирском регионе.
В конце 1918 года Алексей Николаевич стал военным губернатором Одессы. Период его пребывания в городе хорошо известен благодаря множеству воспоминаний современников, в том числе мемуарам «Окаянные дни» нобелевского лауреата Ивана Бунина. Генералу в очередной раз удалось организовать новую военную силу, которая, с одной стороны, противостояла большевикам, а с другой - выбила из города украинских националистов.
Одесский военный губернатор
Одессе Алексей Алмазов запомнился как жесткий руководитель, молниеносно расправляющийся с любой угрозой своей власти. За это и среди большевиков, и среди белых он прослыл в качестве диктатора. Его называли авантюристом и сравнивали с амбициозным Наполеоном. В то же время сам Алмазов всячески демонстрировал свою лояльность главнокомандующему Добровольческой армии Деникину.
Серьезной головной болью военного губернатора стали не только большевики, но и уголовники, которых в портовой Одессе было особенно много. Лидером одесских преступников в то время являлся знаменитый налетчик Мишка Япончик. Его противостояние с Алмазовым привело к нескольким неудачным покушениям на генерала. Борясь с уголовниками, военный губернатор не стеснялся прибегать к бессудным убийствам и настоящему террору. Такая же участь выпала большевикам, для которых Алмазов стал одной из самых одиозных фигур во всем Белом движении.
Последняя миссия
В Одессе фигура Алмазова не устраивала многих. В марте 1919 года он был смещен со своей должности и в тот же день покинул город. На отстранении бесконтрольного генерала от власти настаивали французы, которые на тот момент фактически держали город в своих руках. Всего через пару недель иностранцы в спешном порядке были эвакуированы из Одессы, оставив ее безоружной перед Красной армией и украинскими повстанцами. Вскоре город был захвачен небольшим отрядом атамана Никифора Григорьева.
Тем временем генерал Алмазов вернулся в Добровольческую армию. Антон Деникин отправил его во главе делегации к Александру Колчаку, несколько месяцев назад объявившему себя Верховным правителем России. На юге у Алмазова была неоднозначная репутация. Сибирь же, куда рвался военный, ассоциировалось у него с успехами начального периода Гражданской войны. Кроме того, генералу не терпелось вернуться к супруге.
Путь отряда из 41 человека пролегал через Каспийское море. Белые без приключений плыли на пароходе «Лейла», пока их судно не было перехвачено недалеко от Форта Александровского (современный Форт-Шевченко, Казахстан). Небольшой корабль оказался один на один с хорошо подготовленным эсминцем «Карл Либкнехт», на борту которого готовились к атаке превосходившие деникинцев числом красноармейцы.
Алексей Алмазов, поняв безвыходность своего положения и не желая оказаться в плену у противника, застрелился из собственного револьвера. Так закончилась жизнь одного из самых ярких военных лидеров Белого движения. В Советском Союзе Алмазов стал ярким примером жестокого генерала-самодура и отрицательным персонажем во многих художественных произведениях.