Государственная собственность РФ отличается неоднородностью. Существует два уровня ее формирования. Первым является федеральная, а вторым – региональная собственность. Имущество может закрепляться за госпредприятиями и учреждениями на правах оперативного управления и хозяйственного ведения. Им также может формироваться казна государства. Реализация прав госсобственности регулируется статьями 214, 124-125 и 113 ГК. Рассмотрим далее, что такое казна.
Общая характеристика
Источники пополнения казны – средства бюджета и муниципальное либо госимущество. При этом в ее формировании участвуют только те объекты, которые не закрепляются за госучреждениями и предприятиями. Данное положение устанавливает 214 статья ГК. Определяя, что такое казна, норма указывает на то, что она может быть федеральной, региональной (республиканской, краевой, областной, окружной). Выступая в качестве совокупности имущества, она не может участвовать в гражданских правоотношениях.
Финансовая составляющая
Некоторые цивилисты, разъясняя, что такое казна, указывают на большую роль бюджетных средств в ее формировании. Они указывают, что именно финансовая составляющая является ее основой. При этом авторы относят к источникам образования казны и средства внебюджетных муниципальных и госфондов. Таким образом, основная часть представлена финансовыми ресурсами, а отношения по их формированию выступают в качестве предмета денежно-правового регулирования. Из этого следует, что государственная казна включает в себя материальные ценности, право собственности на которые регулируется нормами различных юридических отраслей. В частности, по постановлению ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 г. в нее включаются валютный и алмазный фонды, а также золотой запас.
Функции собственника
Реализация прав в отношении имущества, посредством которого формируется государственная казна, муниципальные образования и РФ осуществляют непосредственно. При этом функции госсобственика невозможно осуществлять вне деятельности уполномоченных органов. Это означает, что право пользования, владения, распоряжения государство реализует через свои институты власти. В п. 1, 2 125 статьи ГК определено, что муниципальные и госорганы получают и осуществляют юридические возможности и несут обязанности от имени РФ и МО в пределах своей компетенции. Ее границы устанавливаются нормативными актами, закрепляющими правовой статус этих институтов власти. На практике в качестве представителей муниципалитетов и государства в отношении средств бюджета выступают законодательные структуры. Они наделяются соответствующими полномочиями от имени административно-территориальных образований.
Исполнительные органы
В действующем законодательстве определяется компетенция структур местной и госвласти. Нормы предусматривают полномочия по распоряжению, пользованию и владению средствами бюджета не только для представительных, но и для исполнительных органов. Примером, в частности, может служить Орловская обл. Бюджетный процесс в данном регионе организуется в соответствии с областным законодательством, принимаемым в рамках конституционных положений и ФЗ. Высший исполнительный орган при этом наделяется полномочиями утверждать нормативные акты, которыми регулируется пополнение казны, порядок распоряжения ее средствами и объектами. Кроме этого, в компетенцию данного института власти входит контроль сохранности и целевого использования имущества, ее составляющего. Постановлением коллегии администрации области №43 определено, что такое казна. Ее составляют бюджетные средства, движимое имущество и недвижимые объекты, не закрепленные за региональными учреждениями и предприятиями на правах оперативного управления/хозяйственного ведения. В нее включены также земельные участки, не переданные в аренду, постоянное пользование (бессрочно), являющиеся собственностью области.
Объекты
Учитывая законодательное определение, а также нормативные акты регионального уровня, можно определить, что народная казна состоит из:
- Средств бюджета.
- Ценных бумаг, долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.
- Архивных документов и фондов.
- Сооружений, зданий, нежилых и жилых помещений.
- Движимых объектов.
- Нематериальных и материальных активов.
- Историко-культурных ценностей.
- Иного имущества, не переданного в хозяйственное ведение/оперативное управление учреждениям/предприятиям.
- Незакрепленных земельных участков.
Необходимо сказать, что объекты региональной казны могут располагаться как на территории субъекта, так и за его пределами.
Основания формирования
Народная казна включает в себя только те объекты, которые соответствуют требованиям законодательства. Среди оснований для отнесения имущества к рассматриваемой категории следует отметить:
- Отсутствие постоянного пользования и аренды на земельные участки, предоставленные предприятиям и учреждениям в хозяйственное ведение/оперативное управление.
- Изъятие неиспользуемого и излишнего либо эксплуатируемого не по установленному назначению имущества.
- Отказ учреждения/предприятия от прав оперативного управления/хозяйственного ведения на материальные ценности, прекращение аренды и бессрочного пользования земельными участками.
- Наличие остатка объектов после ликвидации федеральных, региональных или муниципальных организаций
- Отсутствие собственника материальных ценностей, отказ законного владельца от своих прав на имущество или их утрата по другим основаниям, определенным в действующих нормах, которые в порядке и в случаях, установленных законом, перешли в собственность РФ, субъекта или муниципалитета.
Учет
Для обеспечения контроля над состоянием объектов предусматривается реестр госимущества. В региональной базе присутствует соответствующий раздел "Казна". Учет имущества осуществляется путем внесения сведений о его составе, стоимости, способе приобретения, сроке и основаниях его регистрации. При необходимости может указываться и иная информация. Включение имущества в специальный раздел и исключение объектов из него производится на основании приказов (решений) региональных исполнительных органов по управлению материальными ценностями субъектов.
Муниципальная казна
Она формируется в соответствии с ГК, ФЗ №131, Уставом МО и прочими нормативными актами местных органов власти. Согласно указанным документам, представительный институт разрабатывает положение, в котором определяются уполномоченные структуры, управляющие имуществом, порядок учета и использования объектов. В акте также могут присутствовать и иные условия, касающиеся формирования казны. В ее состав включаются:
- Бюджетные средства МО.
- Доли в уставных капиталах экономических субъектов, акции и прочие ценные бумаги.
- Муниципальный жилфонд.
- Нежилые помещения, сооружения, здания.
- Земельные участки и иные природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности.
- Прочее движимое/недвижимое имущество, которое не закрепляется за предприятиями/учреждениями на правах хоз. ведения/оперативного управления.
Как и объекты региональной казны, муниципальное имущество может располагаться на территории МО или за его пределами.