За сотни лет своего развития педагогика выделила ряд принципов, которые влияют на успешность обучения, усвоение знаний учащимися. Все они взаимосвязаны между собой, и применение их в комплексе обеспечивает максимально полное, успешное усвоение новых знаний и умений. Одним из основных считается принцип сознательности и активности.
Определение принципов обучения
Принципы обучения – базовые положения, определяющие содержание, методы и формы, которые будут использованы при обучении тому или иному предмету. На основании принципов обучения строится весь учебный процесс, начиная с содержания обучения и оканчивая подбором наиболее эффективных форм и методов обучения школьников и студентов.
Далее мы рассмотрим основные дидактические принципы – сознательности активности, систематичности и другие. Каждый принцип отражает один аспект обучения и является основой для формирования правил обучения.
Основные принципы обучения
Основные принципы обучения сформировались, исходя из практики и опыта работы таких педагогов и психологов, как Я.А. Коменский, В.В. Давыдов, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.
Каждый их ученых предлагал свою классификацию принципов, делал упор на ту или иную особенность человеческой психики, возможностей разума. Но, как оказалось, все они взаимосвязаны и не могут полноценно функционировать друг без друга.
Современная педагогическая наука выделяет следующие принципы обучения: сознательности и активности, наглядности научности, систематичности, прочности, эмоциональности, доступности, связи обучения с жизнью, индивидуальности подхода к обучению. Именно на них необходимо опираться при обучении.
Принцип научности
В основе принципа научности лежит раскрытие причинно-следственных связей, проникновение в сущность явлений, раскрытие истории развития науки, связь между различными областями знания. Все изучаемые правила и законы обязаны быть научно правильными и обоснованными.
Учителю необходимо знакомить учеников с объективными научными фактами и теориями, отбирая для этого только научно-обоснованный материал, подталкивать детей к овладению методами научного поиска.
Принцип систематичности
Принцип систематичности и последовательности обучения обуславливается логичностью в науке, особенностями познавательной деятельности, в зависимости от возраста учеников. Предполагает системность в работе учителя как над собой, так и над материалом, учениками; систематичность в работе учеников.
Принцип систематичности предполагает преподавание в определенном порядке. Каждый новый урок – продолжение старого. Работа над темами идет по принципу "от фактов к выводам". Ученики наблюдают над явлениями, фактами и приходят к определенным выводам.
Подразумевается также и регулярная работа с книгами и учебниками, наблюдение за различными явлениями. Немаловажную роль играют и навыки организованности и последовательности, прилежания при обучении. С данными особенностями тесно связано основное, базовое положение в обучении. Далее нами будет дана характеристика принципа сознательности и активности.
Для реализации принципа систематичности необходимо:
- Систематизировать материал.
- Обеспечить регулярные занятия, их чередование с отдыхом.
- Показать систему изучаемой науки, межпредметные связи.
- Использовать при изложении материала схемы.
Принцип доступности обучения
Принцип доступности обучения предполагает, что занятия строятся в соответствии с возрастными и умственными возможностями учеников. Для этого педагог подбирает наиболее подходящие методы и формы обучения, подбирает материал, который будет усвоен учениками без лишних усилий. При этом важно, чтобы получаемый в ходе обучения материал строился на уже существующих знаниях об окружающем мире, предмете изучения. Для этого необходимо использовать аналогии и сравнения, сопоставлять новую информацию с уже известной. Материал необходимо подавать по принципу "от простого к сложному".
Принцип связи обучения с жизнью
Основывается на связях полученного материала с теорией, производством и практикой. Получаемые в ходе изучения материала знания необходимо применять на практике, приспосабливая к той или иной жизненной ситуации.
Во многом на нем базируется принцип сознательности и активности. Если ученик видит связь между предметом и будущим, то он становится заинтересованным в его изучении, старается понять сказанное учителем, вникнуть в суть того или иного явления.
Принцип наглядности в обучении
Принцип наглядности предусматривает использование наглядных пособий на занятиях – картин или рисунков, схем, карт, графиков, муляжей. С их помощью дети усваивают информацию не только с помощью слуха, но и с помощью еще одного канала получения информации – зрительного, что значительно увеличивает вероятность усвоения материала.
Относится к наглядности и проведение различных опытов и экспериментов, в особенности на уроках химии, биологии и физики.
Сегодня в распоряжении педагогов появились и совершенно новые виды наглядности – фильмы, видеоролики, компьютерные программы. Их использование на уроках позволяет не только увеличить шансы на запоминание и усвоение материала, но и реализовать принцип сознательности и активности, заинтересовав ребят в изучении того или иного предмета.
Принцип прочности усвоения умений, навыков и знаний
Признак данного принципа – глубокое и осознанное усвоение изучаемых фактов и понятий, законов, идей, понимание их. Реализуется с помощью повторения изученного, активизации усвоенных знаний с помощью наводящих вопросов, сравнения изученных ранее явлений с новыми, классификация и обобщение.
Именно благодаря этому принципу перед тем, как провести контрольную по теме, ученики проходят урок систематизации полученных знаний, разбирают свои ошибки. В конце года обязательно повторение всего изученного материала, точно так же, как и повторение в начале года. Кроме того, старшая школа во многом построена именно на принципе прочности знаний, так как в течение обучения ученики повторяют изученный в 5–9 классах материала и углубляют его.
Принцип индивидуального подхода
Основывается на помощи каждому ученику в освоении знаний. Учитель выявляет интересы ученика, дает задания соответственно уровню и интересам.
Довольно часто учителя занимаются с учениками дополнительно, оставляя после уроков и объясняя ту или иную тему более подробно в том случае, если ученик не понимает ее.
В целях индивидуального подхода ученикам дают дифференцированные задания, предлагают работать над проектами, в группах или парах.
Для наиболее заинтересованных учеников создаются кружки или факультативные занятия. Всего этого помогает достичь не только принцип сознательности и активности в обучении, но и доступности, систематичности.
Принцип эмоциональности
Для реализации этого принципа педагогу необходимо научиться формировать эмоции детей, которые будут направлены на изучение и интерес к предмету.
Достигается это, в первую очередь, доброжелательным отношением педагога к ученикам, его интересом к преподаваемому предмету. Немаловажен и внешний вид учителя.
Принцип активности и сознательности
Принцип сознательности и активности в воспитании – один из ведущих в обучении. Именно он определяет направление познавательной деятельности учеников, что позволяет управлять ею.
Осуществлению принципа сознательности способствует разъяснение целей и задач процесса обучения, его значения для решения жизненных проблеом.
Для реализации данного принципа необходимо активное участие учеников в процессе обучения, положительное отношение к учебе, интерес к материалу, системность в обучении, возможность дифференциации заданий, использование современных технических средств обучения, умение учителя учитывать состояние и настроение учащихся, знание особенностей возраста. Как видите, принцип сознательности и активности учащихся реализуется через использование других принципов обучения.
Принцип предусматривает:
- Понимание учениками цели обучения.
- Знание того, как достичь поставленной обучением цели.
- Понимание фактов и закономерностей развития науки и возникновения различных явлений.
- Усвоение знаний и активное их применение.
Правила принципа сознательности и активности
Рассмотрим более подробно принцип сознательности и активности. Правила, которых необходимо придерживаться при его реализации, следующие:
1. Ученики должны понимать смысл поставленных перед ними задач, понимать цель обучения. Урок всегда начинается с постановки проблемы, опираясь на предыдущий опыт учеников.
2. Необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении учителя приемы, чтобы заинтересовать учеников в изучаемом материале.
3. Ученики должны усваивать не только информацию о предметах и явлениях, но и понимать их сущность, закономерности их возникновения и развития, уметь применять полученные знания на практике.
4. Обязательно наличие самоконтроля и самооценки при обучении. Учитель отвечает за формирование данных навыков, пытается выработать в учениках и потребности в них.
5. Задача учителя – формирование интереса к процессу обучения и содержанию предмета.
6. При объяснении материала необходимо приводить как можно больше примеров, давать как можно больше упражнений на его усвоение.
7. Задавайте вопрос «Почему?». Это способствует активизации мыслительных процессов, что приводит к установлению причинно-следственных связей.
Выводы
Обучение строится на ряде принципов, основным из которых можно по праву назвать принцип сознательности и активности. Применение в работе педагога всех перечисленных нами принципов гарантирует успех в обучении любого ребенка, вне зависимости от предмета.