Бухгалтерская отчетность является важной составляющей деятельности современного предприятия. Благодаря ей, можно получить полную картину хозяйственной и финансовой деятельности. Она является своеобразным подведением итогов за определённый период – месяц, квартал, год. А вот кто сдает бухгалтерскую отчетность для малых предприятий? Учитывая распространённость небольших коммерческих организаций, можно сделать заключение, что этот вопрос интересует значительное количество людей.
Общая информация
На данный момент времени действует закон «О бухгалтерском отчете». В этом документе прописаны правила для крупного и малого бизнеса. Первоначально давайте затронем вопрос о том, кто должен предоставлять отчетность. Её сдают практически все. Исключением из этого правила являются только индивидуальные предприниматели, специалисты, что осуществляют частную практику, и структурные подразделения, созданные зарубежными компаниями. При этом следует отметить, что бухгалтерский учет обязаны иметь все субъекты, ведущие экономическую деятельность.
Что сдают малые предприятия?
Ответ на это даёт упомянутый выше закон. Нас интересует первый пункт статьи четырнадцать, где есть перечень всех нужных документов для малых предприятий. Вот список:- Финансовые результаты.
- Бухгалтерский баланс.
- Пояснительная записка.
- Приложение. Здесь может содержаться дополнительная информация об изменениях капитала и иных показателях. Приложения в случаях с малым бизнесом используют тогда, когда вышеперечисленная документация не может отразить в полной мере существующую финансовую картину.
В случаях с малыми предприятиями допустимым считается и более простой вариант, когда сдаётся только отчет про финансовые результаты и бухгалтерский баланс. В таких случаях, как правило, достаточно просто расписать их по основным статьям без детализирования. Финансовая отчетность малого предприятия сдаётся в таком сокращенном варианте для облегчения ведения бизнеса, чтобы его владелец не отвлекался на сбор информации и её обработку.
Формы
Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства постоянно меняются, и внедряются всё новые механизмы. Так, сейчас каждая организация имеет право сама составлять нужные формы первичных документов. После того как они утверждены руководителем, получают статус официальных. Это нововведение не коснулось только государственных учреждений. Также обязательно нужно использоваться формы, которые требуются государством для совершения определённых действий. Кроме этого, в законе были значительно ужесточены требования к бухгалтерским регистрам. Так, их по-прежнему утверждает сама организация, но сейчас нужно указывать полные реквизиты самой фирмы, а также её партнеров. Если планируется, что регистры будут храниться в электронном варианте, то следует позаботиться о наличии электронно-цифровой подписи. Так что формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий сейчас, как правило, не предоставляют проблем.Сдача отчетности
А сейчас подходим к главной теме статьи. Кто сдает бухгалтерскую отчетность для малых предприятий и как? Законодательно эта обязанность закреплена за главным бухгалтером. В случае если на предприятии такого нет, то можно заключить договор на обслуживание со сторонним специалистом или даже фирмой, которые предлагают нужные услуги. Желательно, чтобы такие сотрудники отвечали следующим требованиям:- Имели профильное высшее образование.
- Их стаж работы был не меньше трех лет за пять последних годов. Такое требование выдвигается из-за того, что система постоянно меняется, и те умения и знания, что были получены два десятилетия назад, сейчас не являются чем-то ценным для нас.
- Отсутствие не снятой судимости в сфере экономики.
Если найти человека, который отвечает всем этим требованиям, за небольшую сумму не представляется возможным, то предприниматель может взять на себя обязанность подготавливать все необходимые документы и вести учет. Следует отметить, что новым законом была существенно упрощена жизнь бухгалтеров и проверяющих органов. Первоначально нужно упомянуть то, что сейчас не нужно часто отправлять документы в налоговую. Если в них будет найдена ошибка, то нет надобности сломя голову нестись, чтобы исправить её. Также есть целый ряд нюансов относительно ведения записей дел, но чтобы ознакомиться с ними, полезнее будет прочитать сам закон. В рамках данной статьи внимание будет уделено только основным аспектам. Так, можно упомянуть про то, что финансовый отчет субъектов малого предпринимательства может быть передан в налоговые органы двумя вариантами:
- В бумажном виде. Это традиционный способ подачи информации, от которого отказываются из-за неудобств в его использовании и сопутствующих трат.
- В электронном виде.
Куда нужно отправлять данные?
Итак, кто сдает бухгалтерскую отчетность для малых предприятий, мы уже знаем. Сейчас давайте определимся с тем, куда же эту информацию следует слать. Если рассматривать ситуацию с бумажными экземплярами, то каждый подписанный руководителем документ следует сдавать не только в налоговые органы, но и в местные отделения государственной статистики. Не следует забывать и о том, что ещё один пакет экземпляров должен быть и у самого предприятия. Причем везде должны стоять подпись и дата (одинаковая на всех документах).
Сроки сдачи
Ранее этот момент вызывал немало беспокойства. Ведь требовалось, чтобы бухгалтерская отчетность для малых предприятий сдавалась вовремя за месяц, квартал и год. Сейчас количество документов значительно уменьшилось. Ведь обязательной осталась только сдача годовой отчетности. В неё включаются показатели с начала января по конец декабря. Предоставить информацию сейчас нужно не позже трех месяцев после того, как начался календарный год. Многие предприятия и сейчас не отказались от подведения результатов за отдельный месяц или же квартал. Только сейчас эта информация составляется больше для внутреннего пользования (например, чтобы предоставить данные учредителям, инвесторам или увеличить свои шансы на позитивный исход, когда оформляется кредит в банке). Вот что сейчас представляет собой бухгалтерская отчетность. Баланс для малых предприятий всё же рекомендуется составлять, но только для того, чтобы понимать реальное положение дел.
Ответственность за несдачу
Если документ не был предоставлен или же сдан с задержкой в налоговую инспекцию, то предприятие платит штраф в размере двух сотен рублей. Следует отметить, что комплект может значительно отличатся зависимо от организационной формы собственности. От этого изменятся и сумма штрафов. Лицо, ответственное за предоставление отчетности, также получает счет на сумму от трехсот до пятисот рублей. Но налоговая инспекция не так страшна в этом вопросе, как органы государственной статистики. Так, согласно законодательству, если не была подана информация к ним, то предприятие ждёт штраф, размер которого составит от трех до пяти тысяч рублей. Кроме этого, сотрудники органов государственной статистики могут вернуть отчеты на доработку. В таком случае предоставляется два рабочих на устранение ошибок.Специфика
Давайте поговорим про отдельные особенности бухгалтерского дела в организациях, малых предприятиях. Очень часто невыгодно иметь в своём штате бухгалтера, поскольку это требует оформления в установленном законодательством порядке, уплаты налогов и много чего другого. При этом очень часто бухгалтер большую часть времени ничего не делает. Из этого был найден разумный выход – передача его функций на сторону. Для этого ищут квалифицированного специалиста со статусом индивидуального предпринимателя или специализирующуюся компанию. Как правило, стоимость в данном случае весьма низка и не превышает минимальной заработной платы (а порой составляет только её половину). При таком подходе бухгалтер получает раз в определённый период все необходимые документы на руки, составляет необходимую документацию и передаёт её в государственные органы. За счёт того что человек (компания) в таком случае обслуживает несколько (десятков, сотен) предприятий, он имеет возможность хорошо зарабатывать. При этом выигрывают и субъекты предпринимательской деятельности, которых он обслуживает. Ведь малые предприятия, что работают по этой схеме, экономят значительные суммы в годовом выражении как на заработной плате, так и на налогах, что платятся на одного сотрудника. К тому же снимается целый ряд побочных трат.
Заключение
Вот мы и разобрались, кто сдает бухгалтерскую отчетность для малых предприятий. Кроме этого, значительное внимание было уделено и возможным негативным последствиям, и преимуществам современного законодательства (сравнительно с тем, что было), а также рассмотрена законная схема оптимизации трат. При этом отдельно хочется отметить, что как бы ни было велико желание сокрыть от государства налоги, поверьте, это не самый лучший путь. В законодательстве предусмотрено довольно много путей - как открытых, так и завуалированных - по минимизации нагрузки. Так, есть возможность работать на упрощенных схемах налогообложения, когда с предпринимателей собирается уменьшенный налог. Также предусмотрена возможность частичной компенсации уплаченных налогов в определённых случаях. Более детально об этих нюансах сможет проконсультировать опытный юрист.