В науке одним из дискуссионных является вопрос о соотношении таких понятий, как государственность, государство и государственная власть. Сопоставляя два последних термина, Корельский и Перевалова отмечают, что эти институты образуют сложное единство. При этом к решению проблемы их соотношения можно подойти с различных позиций.
![государственность это](http://fb.ru/misc/i/gallery/3530/1467976.jpg)
Существующие подходы
Если понимать под государством организационно-политическую общественную форму, то госвласть будет являться важнейшим его признаком. Если его рассматривать в качестве особого аппарата (механизма) реализации полномочий, то понятия соотносятся как форма и содержание. Первой будет государство, второй, соответственно, власть. При этом характер последней определяет специфику формы. К примеру, в демократических условиях государство и органы, им образованные, служат обществу. На передний план в деятельности, таким образом, будут выдвинуты общесоциальные цели и функции. В условиях тоталитаризма доминирующую позицию занимают принудительные средства реализации власти. При этом на передний план выходят карательные органы, а полномочия принадлежат определенным людям. Через госаппарат они проводят свои интересы и волю, навязывая их гражданам.
Нюансы
Как показывают исследования, несмотря на определенную близость категорий госвласть и государство, невозможность их отдельного существования, эти понятия различны. Без одного нет другого, равно как и второе не может существовать без первого. При этом власть определяет цели, функции, задачи, которые будут выполняться органами, устанавливает круг полномочий и юридические границы деятельности. По мнению пр. Протасова, генетически власть является первичным звеном. Это обуславливается тем, что именно потребность социума на конкретном историческом этапе в механизме, способном управлять принципиально новым состоянием общественной структуры, и является предпосылкой для появления государства. Оно выступает как носитель власти. Оно является силой, являющейся базой, на которой реализуются полномочия.
![российская государственность](http://fb.ru/misc/i/gallery/3530/1467977.jpg)
Государственность
Это понятие нередко отождествляется рассмотренным выше категориям. Однако чаще всего оно используется в более объемном и широком смысле. Понимание этого института не сводится исключительно к госструктурам. При этом в юридической науке отсутствует четкое его определение.
Мнения исследователей
Анализируя факторы, которые оказывают влияние на становление государственности, Бачило характеризует ее в качестве формы выражения властной, организованной воли людей к созданию и обеспечению адекватных времени способов общественной жизни и совместной деятельности в определенных границах состава населения, конкретной территории, в рамках соблюдения суверенности собственного и прочих народов. Нечеткость позиции при рассмотрении понятия отмечается у Венгерова. Автор указывает, что функциональная характеристика института государства дает возможность изучить не только устройство конкретного типа, но и государственность народа.
![день государственности](http://fb.ru/misc/i/gallery/3530/1467978.jpg)
Работы Веденеева
Предметом изучения этого ученого является российская государственность. В своих работах он не сводит понимание института исключительно к организационно-политической структуре. Более того, Веденеев не пытается разъяснить понятие "государственность". В своих работах ученый анализирует процессы ее создания. При этом, исследуя формирование государственности, он дифференцирует систему власти. В первую очередь он выделяет организационный механизм, социально-политическую, экономическую, духовную целостность всей структуры. Он анализирует состояния и процессы, возникающие в рамках перехода не просто к новой системе власти, а к качественно новому строю общественных отношений всех видов.
Характеристика
По мнению Веденеева, возникновение государственности связано с прохождением обществом нескольких фаз. Анализируя их, ученый рассматривает не только политические процессы, но и явления, их сопровождающие, а в ряде случаев и факторы социального, экономического и прочего характера, превалирующие на конкретном этапе. К примеру, он исследует либерализацию хозяйственного комплекса, затронувшую условия жизнедеятельности и непосредственно само существование ключевых слоев и групп населения страны. Аналогичным образом происходит изучение конъюнктурных и ситуативных факторов, способных повернуть развитие государственности в иное русло, приводящих зачастую к национальным, политическим, социальным конфликтам. Веденеев дает характеристику процессу создания нового устройства. Он указывает, что государственность – это институт, возникающий в процессе глобальной трансформации цивилизационных основ страны. Эти автор не ограничивает ее политическими преобразованиями и переустройством системы власти.
![возникновение государственности](http://fb.ru/misc/i/gallery/3530/1467979.jpg)
Специфика
Государственность – это достаточно широкое понятие. Оно включает в себя множество компонентов. Одним из них является и государство. Она связана с понятием власти, однако не сводится ни к ней, ни к органам и структурам, ее реализующим. Принимая во внимание различные точки зрения, можно вывести общее определение. Государственность – это сложнейший комплекс структур, институтов, элементов публичной власти, неполитических компонентов, связанных с самобытностью духовно-нравственных, социальных, экономических и прочих условий жизни и деятельности конкретного народа либо объединения народностей на том или ином историческом этапе.
Признаки
Государственность рассматривается в виде свойства, состояния общества на определенном историческом этапе. Она выражает качественную характеристику институтов и элементов, составляющих определенную черту и основное содержание социума. На состояние общества, структуру отношений внутри него влияют не только власть, ее органы, но и прочие институты, в том числе не обладающие политическим характером. К примеру, это информационная, духовная, экономическая системы, международная обстановка. Государственность, таким образом, - комплексное понятие. Оно отражает качественное состояние политически организованного общества. Данная характеристика дает возможность объективно и всесторонне осветить тенденции и этапы исторического становления государственности. Она позволяет выявить институциональную устойчивость ключевых закономерностей и процессов, спрогнозировать последующее движение. Кроме этого, она дает возможность выработать единый подход к пониманию отечественной государственности.
![развитие государственности](http://fb.ru/misc/i/gallery/3530/1467980.jpg)
Национально-духовная природа
Она считается неотъемлемым элементом государственности. Рассматриваемый институт обладает национально-культурной направленностью, поскольку отражает накопленные народом духовные и прочие социальные ценности. В том качестве отечественная государственность имеет ряд типологических особенностей, соответствующих этнокультурной уникальности страны. В свою очередь, данное обстоятельство требует обоснования концепции организационно-правового преобразования с принятием во внимание национального своеобразия территории. Игнорирование либо забвение духовно-культурных аспектов может привести к неверному выбору средств и пути реформирования общества, дезорганизации жизнедеятельности населения.
Исторический элемент
Государственность характеризует состояние социума на определенной стадии развития. Как справедливо отмечает Тихомиров, в качестве индикаторов перемен выступают не только смена организационной структуры, власти, режима и прочих институтов. Автор указывает на то, что меняются и методы, ценности, отношения политических объединений, процедуры и так далее.
![формирование государственности](http://fb.ru/misc/i/gallery/3530/1467981.jpg)
Государственность КБР
В советский период суверенитетом обладали только союзные республики. Автономные образования, как Кабардино-Балкария, в частности, такого статуса не имели. Ситуация изменилась в 1991 г. Стоит сказать, что еще в начале 90-х работа властных структур, национальных и общественно-политических объединений Кабардино-Балкарии была направлена на приобретение нового статуса, ликвидацию иерархии административно-территориального разделения. Начало этому процессу было положено в конце января 1991-го г. В этот период ВС КБАССР принял Декларацию о суверенитете, а официальный День государственности был утвержден 1 сентября. В конце 1993-го Конституция СССР была упразднена, началось обсуждение нового Основного Закона РФ. В нем было провозглашено равенство всех субъектов в составе страны. 12 декабря 1993-го г. был избран Парламент КБР. Он включал в себя 2 палаты. Парламент начал разработку законодательства, регламентирующего основы государственного устройства Республики. При этом резкие изменения произошли в политической системе. В первую очередь была ликвидирована структура СНД. 21 июля 1994 г. была принята атрибутика государственности КБР. Она устанавливалась законами о флаге, гербе, гимне.
![государственность кбр](http://fb.ru/misc/i/gallery/3530/1467982.jpg)
Заключение
Дореволюционные исследователи достаточно много внимания уделяли истории монархии и ее представителям. Развитие госуправления отождествлялось со становлением правящей династии. Карамзин и ряд других ученых использовали монархический подход. Вместе с этим некоторые исследователи пытались рассматривать историю властных институтов, анализируя политические и социально-экономические явления, а также структуру органов управления. С течением времени подходы к исследованию проблемы менялись. Современные ученые пытаются анализировать государственность не только через призму политических событий, но и учитывая другие немаловажные процессы. При этом во внимание принимается специфика национального устройства, духовного мировоззрения народа.