Пятнадцатый корабль, построенный по проекту 956 "Сарыч" - эсминец "Беспокойный". В НАТО он известен под кодовым названием Sovremenny Class Destroyer. Заложен эскадренный миноносец был в апреле 1987 года, а спущен на воду в июне 1990-го. В составе флота находится с февраля 1992 года.
Начало службы
С начала строительства предполагалось, что будущий эсминец "Беспокойный" станет служить в составе 192-й бригады кораблей на Тихом океане, но позже поступила директива главнокомандующего военно-морским флотом о передаче этого корабля Балтийскому флоту, и в 1992 году именно это и произошло. Однако начало службы не стало для миноносца безоблачным.
В августе в сауне корабля произошло возгорание, погиб человек. Помимо этого, выгорели высокочастотные блоки радиолокационной станции "Фрегат", полностью были уничтожены огнём несколько жилых и служебных помещений. И даже тут происшествия не окончились. На следующий день покончил с собой один из матросов.
Полный вперёд!
Эсминец "Беспокойный", таким образом оправдав своё имя, встал на ремонт, после проведения которого в августе 1992 года был передан на Балтийский флот в 128-ю бригаду (12-я дивизия ракетных кораблей). Тут служба выправилась, и в 1994 году эскадренный миноносец завоевал приз Главнокомандующего ВМФ. Десять дней подряд именно эсминец "Беспокойный" сопровождал визит королевы Великобритании в Санкт-Петербург, за что его наградили почётной грамотой от президента РФ.
Несмотря на рецидив невезения, когда на миноносце взорвался патрон в стволе автомата при выстреле, служба продолжалась успешно. В 1995-м прошли учения "Балтопс-1995", где хорошо показал себя эсминец "Беспокойный", Балтийского флота надежда и опора. Потом из Дании он ушёл в совместное плавание с американским "Тейлором" и датским "Хвидбьёрнером" по проливу Каттегат. Далее была работа с немецкой подводной лодкой, удачные артиллерийские стрельбы. По итогам 1995 года эсминец БФ "Беспокойный" был признан в соединении лучшим кораблём.
Учения 1996-1997
Прошлогодние успехи сделали эсминец флагманским кораблём на учениях "Балтопс-96". В составе корабельной ударной группы эсминец "Беспокойный", фото которого здесь представлено, совершил походный сбор, учения проходили по поддержке десантной группы, затем ПВО, где было поражено семь мишеней-ракет. По итогам ему достался приз Главнокомандующего ВМФ за артподготовку.
В следующем году учения начались в июне, где эсминец "Беспокойный" (фото с этих учений тоже интересны) работал с польской подводной лодкой, участвовал в тридцати главных эпизодах на учениях. По зенитной и артиллерийской подготовке занял первое место ВМФ по итогам года. Этим же летом эксадренный миноносец побывал в Киле, Плимуте, Зебрюгге, Ден-Хелдере, прошёл три тысячи морских миль. А после похода стал на двухмесячный ремонт (завод "Янтарь").
Учения 1999-2001
В мае 1999 года миноносец побывал в Стокгольме, где сначала отработал спасательные учения вкупе со шведами, затем открыл экскурсионный сезон, в течение которого на корабле побывало почти три тысячи человек во главе с министром обороны Бьёрном фон Сюдовом. Агрессия НАТО в Югославии помешала выполнить дальнейшие планы, поэтому Германию, Данию и Польшу "Беспокойный" в этот раз не посетил.
В октябре на его борту побывал президент Беларуси, когда корабль участвовал в выполнении ракетных стрельб. В 2001 году снова проходили учения "Балтопс", где "Беспокойный", эсминец 1990 года рождения, в который раз завоевал первое место, лучше всех поразив воздушные мишени. Нужно отметить, что в ВМФ России это корабль третий по возрасту, старше только авианосец "Адмирал Ушаков" и эсминец "Настойчивый".
Старость
Весна 2004 года преподнесла любящему свой корабль экипажу первый звоночек: когда эсминец вышел в море, он внезапно потерял ход, и пришлось возвращать его на буксире. В этот раз команда сама восстановила техническую готовность корабля, после чего были выходы в море вплоть до 2009 года (тут сведения разнятся, есть информация, что последний раз был в 2007-м).
Эсминец всякий раз проводил артиллерийские стрельбы и всегда с хорошими результатами. Тем не менее решение было принято, и эсминец "Беспокойный" списан по приказу комдива. Главные двигатели с него переданы "Настойчивому", поскольку ему как флагману предстояли учения и поход по странам Европы.
Слухи
В прессе 2012 и 2013 годов достаточно много публиковалось разного рода непроверенной информации, говорилось даже о начавшихся работах по восстановлению корабля - от электромеханики и штурманского оборудования до ракетно-артиллерийского вооружения и средств связи, с надеждой, что к 2015 году встанет в строй эсминец "Беспокойный", модернизация которого будет закончена.
Однако в настоящее время миноносец служит стационарным учебным судном, где готовятся кадры для более удачливых и более современных кораблей Балтийского флота. И даже командир группы радиоэлектроники с "Беспокойного" повышает квалификацию на других - ходовых - кораблях, куда бывает откомандирован, а у себя дома он руководит подготовкой личного состава корабельных служб всего Балтийского флота.
Конвертация
Вот так выглядит сегодня эсминец "Беспокойный": 620 - бортовой его номер. Стоит он в доке Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" и подлежит конвертации. Что это такое? Это преобразование. Корпус его будет загерметизирован, чтобы была возможность обходиться на плаву без многочисленного постоянного экипажа.
Эсминец "Беспокойный 620" (фото представлены в статье), лишённый валов и винтов, законсервированный и покрашенный, ещё некоторое время будет находиться в доке. Что будет далее? Есть предположение, что он станет музейным экспонатом.
Судьба
Виды на будущее весьма туманны. Уже очень давно не выходит в море эсминец "Беспокойный 620". Фото выше демонстрирует занесённый снегом пирс и канат, который, казалось бы, навсегда пришвартовал миноносец к земле.
Тем не менее экипаж, хоть и сокращённый, на нём всё-таки работает, по утрам поднимается флаг и гюйс. Здесь всегда прибрано, а краска обновлена. Значит, эсминец является кораблём технического резерва, и если вдруг понадобится, он сможет вернуться в строй.
Балтийск
Эсминец "Беспокойный" не совсем на покое, это бы противоречило его имени. Его посещают журналисты и даже блогеры. Побывать на боевом корабле - это огромное счастье, которое выпадает гражданским людям не так часто. Очередной тур, организованный Министерством обороны, был направлен как раз на эсминец "Беспокойный", а отчёт о поездке с огромным интересом прочитали многие тысячи людей.
База, где стоит на приколе эсминец, находится в Калининграде, а ещё вернее - в Балтийске, это самый западный город нашей страны. До 1946 года он назывался Пиллау, и здесь располагалась германская военно-морская база, где был сосредоточен практически весь германский подводный флот. Сейчас это база ВМФ России, которая является главной на Балтике.
Что увидели блогеры
Эсминец третьего поколения - "Беспокойный" - встретил гостей радушно. Им была предложена экскурсия, где они узнали, что первый корабль этой серии - "Современный" - спущен на воду в 1981 году, а последний - в 1992-м. Было заложено двадцать два корабля, сейчас осталось только девять, из них четыре на ремонте или в резерве, как "Беспокойный".
Последний выход в море был совершен около трёх лет назад, сейчас - резерв и ожидание или планового ремонта, или модернизации. Несмотря на то что корабль сейчас в резерве, он не перестал быть полноценной боевой единицей, у которой есть немногочисленная, но команда. На борту "Беспокойного", словно боевые победы, сияют три огромные звезды. Это обозначает не потопленные корабли противника, а полученные от главнокомандующего награды.
Технические подробности
Длина корабля - 156,5 метра, это вполовину больше длины футбольного поля, а ширина "Беспокойного" - 17 метров. Тридцать суток эсминец может ходить по морям автономно - не заходя в порты за едой, водой и горючим. Развивает максимальную скорость около шестидесяти двух километров в час (33,4 узла).
Есть мнение, что единственной, но большой ошибкой наших корабелов ещё на стадии проектирования судна стал выбор установки котла и турбины. Газотурбинная установка, говорят, была бы лучше. Однако и в этом положении "Беспокойный" в разы лучше и мощнее всех мировых аналогов. При отсутствии прикрытия авиацией эскадренный миноносец этого проекта после израсходования всех противокорабельных ракет будет хозяином положения против любого надводного корабля, любой страны и любого поколения.
Вооружение
Особенно впечатляет вооружение эсминца: два "Урагана" (зенитные ракетные установки), которые могут поражать цели в воздухе на высоте до пятнадцати километров; две пары скорострельных пушек (калибр 130 миллиметров), которые "выплёвывают" шесть тонн металла в одну минуту; шестиствольные автоматические тридцатимиллиметровые артиллерийские установки в количестве четырёх штук (АК-630М)... Очевидцы утверждают, что последние своими выстрелами разрезают металл, словно масло.
Но есть ещё и противокорабельное вооружение. Это две четвёрки пусковых ракетных установок "Москит" (сто семьдесят километров - дальность действия). Умнейшие крылатые ракеты на 99 % точно поражают все надводные цели, даже если активно включены радиопомехи. От угрозы из-под воды есть своя защита на эсминце. Это две пары торпедных аппаратов, два бомбомёта с реактивными снарядами, рельсовая минная установка для заграждения. Специалисты уверены, что любую прямую дуэль с боевым кораблём противника эсминец "Беспокойный" выиграет, включая даже боевые корабли американцев - новейшие, четвёртого поколения.
Кто здесь
В мирное время экипаж эсминца ограничен - всего 296 человек, а в военное эта цифра увеличивается до 358, среди них 25 офицеров и 48 мичманов. Остальная команда - матросы, ежедневная головная боль. Не потому, что они чем-нибудь плохи. Просто матросы по большей части служат срочную службу, то есть год, точно так же, как и солдаты в сухопутных войсках. В советское время на флоте служили даже не два, а все три года. И это было правильно.
Год пролетает очень быстро, и специалистов готовят очень быстро. Современные корабли, тем более военные, сложные технически. Даже очень одарённые юноши едва успевают освоить то, что положено, как приходит демобилизация. Воинская специальность едва приобретена. Нужны матросы на контрактной основе. Как, например, на пришвартованном рядом сторожевом "Ярославе Мудром", который регулярно выходит в море.
Мечты
Если всё-таки, несмотря на пессимистические прогнозы, "Беспокойный" пойдёт на модернизацию, то проблема эта исчезнет, поскольку экипаж укомплектуется профессиональными кадрами. Всё-таки корабль-то какой замечательный, сколько министров, президентов перебывало у него на борту, даже королева Англии и принц Филипп, герцог Эдинбургский оставили свои автографы в книге почётных гостей.
Уютная офицерская кают-компания хранит множество сувениров и всевозможных регалий, доставшихся доблестной команде эсминца "Беспокойный". Этот корабль вполне можно назвать легендарным: столько событий случилось в его жизни, есть о чём вспомнить, да и рассказать есть что. И в ряду памятных знаков, словно душа успокоившегося "Беспокойного", дремлет невозмутимый корабельный кот, которого зовут Тёмой.