Характеристика на выпускника 9 класса - один из важных официальных документов в работе педагогов. Она должна адекватно представлять личность учащегося, его успехи в учебной деятельности, способности и мотивационную сферу. Составляться характеристика может в случае перевода выпускника в другую школу или поступления в среднее специальное учебное заведение.
Структура характеристики
Характеристика на выпускника 9 класса должна включать в себя перечень основных данных о нем. Этот список является своеобразным скелетом, на котором строится документ.
- Заголовок ("шапка"): название документа, учебного заведения и класса, ФИО учащегося, его года рождения и места проживания.
- Сведения о периоде обучения в школе, общие данные об успеваемости, достижения в учебной и общественной деятельности, отношение ученика к этим сферам, каким наукам отдавал предпочтение.
- Описание дополнительных обязанностей (если есть), которые выполнял ученик.
- Особенности отношений характеризуемого в коллективе, с педагогами.
- Описание черт характера, темперамента, склонностей и интересов ученика.
- Культурный кругозор, особенности внешкольной жизни, достижения во внеклассных мероприятиях.
- Особенности воспитания (краткие сведения о семье).
- Дата и подписи ответственных лиц (классного руководителя, директора).
Образец характеристики выпускника 9 класса для поступления также должен быть дополнен рекомендациями педагога относительно готовности учащегося к овладению профессиональными знаниями, какие способности этому соответствуют.
Основные требования к составлению характеристики
Характеристика на выпускника 9 класса должна соответствовать основным требованиям:
- Простота, лаконичность и понятность написанного. Характеристика должна легко читаться.
- Максимальная объективность. Для этого целесообразно получить информацию от других лиц, работавших с учеником.
- Следование структуре официального документа (например, личностные характеристики не должны предшествовать общим сведениям об ученике).
Психолого-педагогическая карта ученика
Психолого-педагогическую карту ученика можно брать за основу, на которой будет построена характеристика на выпускника 9 класса. Такую карту легко заполнять на протяжении периода обучения ребенка в школе. Состоит она из таких элементов:
- Учебная деятельность: успеваемость, интерес к учебе, любовь к чтению, ориентированность на какой-либо из видов профессиональной деятельности.
- Поведение: дисциплинированность, уровень конфликтности, двигательная активность/усидчивость, как поддается воспитательному влиянию, уровень агрессивности.
- Общественно полезная деятельность: степень общественной активности, организаторские способности, отношение к общественным поручениям, инициативность, авторитет.
- Общение в коллективе: наличие друзей и недоброжелателей, коммуникабельность, открытость, отзывчивость, влияние на товарищей.
- Психологические особенности: степень уравновешенности, самооценка, целеустремленность.
- Семейная ситуация: статус семьи (полная/неполная), семейная атмосфера, уровень взаимопонимания в ней, уровень контроля, степень самостоятельности ученика, заинтересованность родителей школьной жизнью ребенка.
Психологические особенности ученика в характеристике
Характеристика выпускника 9 класса от классного руководителя (как указано и в карте) включает психологические особенности ученика. Эти данные педагог может получить у школьного психолога. К ним относятся:
- протекание психических процессов (уровень развитие внимания, памяти, мышления);
- эмоциональная реактивность, тонус и уравновешенность (тип темперамента);
- волевые качества (самообладание, решительность, настойчивость);
- отношение к себе (самооценка, уровень притязаний);
- экстра- или интроверсия (общительность, желание быть в центре внимания или наедине с собой);
- черты характера (альтруистичность, эмпатия, доброжелательность, честность и др.).
Характеристика выпускника для среднего специального образования
Учащийся может продолжить обучение в колледже или техникуме. В этом случае характеристика выпускника 9 класса для поступления должна быть дополнена специфическими моментами, которые отображают наличие готовности учащегося получить профессию.
- Наличие способностей к тому или иному виду профессиональной деятельности.
- Увлечения и склонности, подходящие для этого.
- Желание постигать данную профессию и саморазвиваться.
Характеристика выпускника 9 класса: образец
Характеристика учащегося 9-А класса ... (название школы) Иванова Ивана Ивановича ... года рождения, проживающего по адресу ... |
Иванов Иван обучается в данной школе с 2000 года. Физически здоров, не имеет противопоказаний.
За это время показал себя старательным, трудолюбивым учеником. Пользовался доверием педагогов и уважением одноклассников. Учебные способности развиты на среднем уровне, проявляет склонность к предметам общественно-гуманитарного цикла.
Иванов Иван - уравновешенный, уверенный в себе, но скромный человек. Его тактичность, внимательность и коммуникабельность позволяют ему находить общий язык со сверстниками. Иван имеет несколько друзей, с остальными учениками поддерживал нейтральные товарищеские отношения. Неагрессивен, избегает конфликтных ситуаций. К лидерству не стремится, предпочитает работать в команде. С ответственностью относился к поручениям учителей и общественной деятельности.
Иванов Иван воспитан в полной семье. Родители дружелюбны, активно интересуются учебной и социальной жизнью сына.
Характеристика дана по месту требования.
Дата
Подписи
В случае если это характеристика выпускника 9 класса для поступления в среднее специальное учебное заведение, ее необходимо дополнить выводами о его готовности овладевать профессиональной деятельностью (см. предыдущий раздел).
Характеристика на выпускника 9 класса, троечника: образец
Характеристика учащегося 9-А класса ... (название школы) Иванова Ивана Ивановича ... года рождения, проживающего по адресу ... |
Иванов Иван обучался в данной школе с 2000 по 2002 год. Был переведен из ... (название учебного заведения) по причине конфликтной ситуации в коллективе. Физически здоров, не имеет противопоказаний.
За время учебы проявил себя как слабо дисциплинированный, но трудолюбивый юноша. Успеваемость - ниже средней. По учебным дисциплинам математического и гуманитарного цикла имеет оценки "удовлетворительно". Интереса к этим предметам не проявлял, на уроках невнимателен и неусидчив, домашние задания выполнял не систематически. Физически хорошо развит, был участником всех спортивных мероприятий, поэтому по физкультуре получал оценки "отлично".
Нарушения дисциплины проявлялись в срыве уроков и конфликтах с одноклассниками. Несмотря на это, к старшим Иван относился с уважением, на замечания реагировал. К общественной деятельности относился положительно, не пропускал субботников.
По типу темперамента Иван - холерик - вспыльчив, импульсивен, отличается высокой двигательной активностью. Это и служило причиной недисциплинированности. Общителен, любит быть в центре внимания, отзывчив и справедлив.
Иван интересуется техникой, имеет свой мотоцикл. Увлекается футболом и боксом.
Иванов Иван воспитан в неполной семье. С мамой имеет дружеские отношения, она периодически интересовалась успехами сына в школе ввиду своей занятости.
Ивану рекомендовано продолжить обучение техническим специальностям, где он сможет развивать свои навыки и реализовывать интересы.
Дата
Подписи
Характеристика на выпускника 9 класса, троечника, должна раскрывать причины невысокой успеваемости (гиперактивность, конфликтность, педагогическая запущенность и т. д.).
Характеристика отличника: образец
Характеристика учащегося 9-А класса ... (название школы) Иванова Ивана Ивановича ... года рождения, проживающего по адресу ... |
Иванов Иван учился в данной школе с первого класса. За это время проявил себя как целеустремленный, ответственный ученик. Иван - отличник и неоднократный участник олимпиад по физике, математике и химии. К учебной деятельности относился с неподдельным интересом, с энтузиазмом выполнял дополнительные творческие задания.
Иван дисциплинирован и трудолюбив. Имеет лидерские способности (3 года занимал пост старосты класса и члена ученического совета школы). Логическое мышление развито на высоком уровне. Любит читать, пишет стихи, занимается шахматами. К общественной деятельности относится с уважением, проявляет инициативу в вопросах помощи окружающим.
По типу темперамента Иван - флегматик: уравновешен, не любит суеты и ко всему относится с присущей ему педантичностью. В меру общителен, имеет одного друга в коллективе. Иван - интроверт, поэтому лучше справляется с деятельностью самостоятельно. Пользуется уважением со стороны одноклассников и педагогов.
Иван воспитан в полной семье. Родители интеллигентны, систематически посещали родительские собрания, в вопросах учебной деятельности предоставляли Ивану самостоятельность.
Дата
Подписи