Лингвистика имеет ряд разнообразных разделов. Каждый из них посвящен изучению определенного языкового уровня. Одним из базовых, которые проходят и в школе, и в университете на филологическом факультете, является фонетика, которая изучает звуки речи.
Фонетика
Фонетика – базовый раздел филологической науки, изучающий звуковой строй языка. В данном разделе рассматривают:
- Звуки, их классификацию и функционирование.
- Слоги и их классификацию.
- Ударение.
- Интонационное оформление слов.
- Звуки речи – это наименьшие неделимые языковые единицы. Звуки образуют слоги, из которых состоят слова.
Разделы фонетики
В классической фонетике выделяют следующие разделы:
- Акустика речи. Она уделяет внимание физическим признакам речи.
- Физиология речи, изучает работу артикуляционного аппарата во время произнесения звуков.
- Фонология – раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство общения, их функционирование.
Выделяются также и смежные разделы языкознания:
- Орфоэпия, изучающая нормы произношения.
- Орфография, благодаря которой учащиеся знакомятся с правописанием слов.
- Графика – раздел, рассматривающий состав русского алфавита. В нем детально рассматривается соотношение между звуками и их фиксацией на письме, история возникновения алфавита.
Классификация
Выделяют звуки речи гласные и согласные.
При произнесении гласных звуков струя выдыхаемого воздуха свободно проходит сквозь органы речи, не встречая преград. В результате произнесения согласных, наоборот, выдыхаемый воздух встречает преграду, которая образуется в результате полного или частичного смыкания органов речи.
В нашем языке на сегодняшний день выделяют 6 гласных звуков и 21 согласный. Отметим также, что гласные звуки бывают ударными или безударными, а согласные делятся на мягкие и твердые.
Акустические характеристики звуков
Все звуки речи обладают акустическими характеристиками. К ним относится:
- Высота. Выражается в герц/сек. Чем больше значение, тем выше звук.
- Сила или интенсивность, которая зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Измеряется в децибелах.
- Тембр зависит от основного тона и обертонов.
- Длительность измеряется количеством времени, необходимого для произнесения звука. Данная характеристика напрямую связана с темпом речи.
Артикуляционные признаки
Для согласных выделяют четыре основных артикуляционных признака:
- Соотношение шума и голоса (сонанты, шумные звонкие, шумные глухие).
- По способу артикуляции: смычные (взрывные, аффрикаты, смычные), щелевые и смычно-щелевые (боковые, дрожащие).
- По активному органу, участвующему в образовании звука: губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные).
- По пассивному органу, участвующему в артикуляции: зубные, альвеолярные, палатальные, велярные.
Артикуляционные признаки
У гласных выделяют следующие признаки:
- Ряд – зависит от того, какая часть языка во время произношения звука приподнимается. Выделяют передний, средний и задний ряд.
- Подъем – зависит от того, насколько сильно приподнята спинка языка при произношении. Бывает высокий, средний или низкий подъем.
- Лабиализация характеризуется участием губ в произношении звука. Выделяют лабиализованные и нелабиализованные гласные.
Слог
Изучает фонетика звуки речи и слоги.
Слог – минимальная смысловая единица. В речи слово делится именно на слоги с помощью пауз. Каждый слог состоит из словообразующего звука, зачастую гласного. Кроме того, в него может входить один или несколько неслогообразующих звуков, обычно согласных.
Выделяют следующие виды слогов:
- Открытый, который окачивается гласным.
- Закрытый, оканчивается согласным.
- Прикрытый – начинается с согласного.
- Неприкрытый – начинается с гласного.
Ударение
Ударение – это выделение в слове одного из компонентов – слога. Оформляется интонационно. Звук или слог, который находится в ударной позиции, произносится с большей силой и четкостью.
Проверить правильность ударения в слове можно с помощью орфоэпического словаря.
Фонетический разбор
Изучая звуки речи, школьники и студенты закрепляют свои знания с помощью фонетического разбора слов. Выполняется он следующим образом:
- Записывается слово согласно правилам орфографии.
- Слово делится на слоги.
- Далее в строку записывается транскрипция слова в квадратных скобках.
- Ставится ударение в слове.
- Все звуки, записанные в транскрипции, записываются в столбик. Напротив каждого из них записываются его артикуляционные характеристики.
- Считается количество букв и звуков в слове и записываются полученные значения.
- Считается количество слогов, дается их краткая характеристика.
Изучение в школе
Знакомство с фонетикой начинается еще в первом классе. Тогда детей учат различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, считать слоги. В пятом классе начинается более углубленное знакомство со звуками речи. Детям дается краткая артикуляционная характеристика звуков, они знакомятся с твердыми и мягкими согласными, учатся правильно выполнять фонетический разбор слова.
В десятом классе полученные ранее знания систематизируются и повторяются. В случае если имеется профильный уклон на изучение родного языка, знания о фонетике углубляются согласно разработанной ранее учителем программе.
Изучение в университете
Знакомство студентов-филологов с фонетикой начинается на первом курсе университета и длится в течении одного-двух семестров. При этом один семестр посвящается изучению фонетики, то есть акустики и физиологии речи, второй – фонологии. На протяжении курса студенты знакомятся с различными подходами в изучении звуков и фонем, учатся давать характеристику звукам, делать фонетический анализ. По окончании курса сдается экзамен.
В будущем полученные знания пригодятся при изучении диалектологии, графики и орфографии, орфоэпии.
Выводы
Звуки речи – это минимальные языковые единицы, изучаемые в лингвистике. Их изучением занимается наука фонетика. Знакомство со звуками начинается еще в первом классе с изучения основ. Знание фонетики – основа правильности речи, орфографической культуры человека.