Поэт Коржавин – это неповторимая и талантливая личность, о которой должны знать все ценители литературы и высококлассного слога. К сожалению, поэт не слишком известен даже на своей Родине, хотя его вклад в развитие культуры и литературы просто огромен. Причина довольно банальна и изъезжена – напряженные отношения с властью. Кто же такой Коржавин Наум Моисеевич? Сегодня мы поговорим о блестящем русском поэте, драматурге, прозаике и переводчике. Хочется отметить, что через всё его творчество красной нитью проходит главная мысль – о свободе человеческой личности, о её морали и нравственности.
Знакомство
Коржавин Наум Моисеевич, биография которого будет разложена по полочкам немного ниже, родился в 1925 году в Киеве. Настоящая фамилия поэта – Мандель. Он был рождён в еврейской семье. О родителях талантливого человека практически ничего не известно. Все важные сведения стёрты со страниц истории… Известно, что его мать была зубным врачом, а дед – цадиком (благочестивый человек, практически святой).
Мальчик, как и все дети, ходил в школу. Однако столичная школа пришлась ему не по вкусу, и перед войной его оттуда исключили. Сам поэт в своих воспоминаниях говорит о том, что причиной был конфликт с директором учебного заведения.
Молодость
Наум Коржавин, стихи которого очень популярны в узких кругах на Родине и за рубежом, с молодости был яркой личностью. Ещё в юности его приметил Николай Асеев – известный поэт, сценарист и лауреат Сталинской премии. Именно этот человек в будущем познакомил московскую литературную среду с талантливым, но безвестным автором. Николай Асеев стал первым, кто увидел в молодом и несмелом юноше будущего поэта, чей слог будет впечатлять каждого. Он во многом послужил тому, чтобы Коржавин как можно более гармонично и плавно вписался в литературную среду Москвы, которая была полна не только одарёнными людьми, но и завистниками. При этом стоит отметить, что Коржавин Наум Моисеевич никогда не отличался робостью – он всегда смело и открыто отвечал своим врагам. Конечно же, это была одна из тех причин, почему его не любили, но зато уважали.
Поступление в институт
Когда начиналась Великая Отечественная война, Мандель был эвакуирован из столицы. Служба в армии была для него невозможной, так как он страдал близорукостью. Молодой поэт переехал в Москву в 1944 году. Первое, что он сделал, было поступление в Литературный институт имени А. М. Горького. Но молодой человек переоценил свои силы и не сдал экзамены. Несмотря на то что попытка поступления оказалась неудачной, это никак не отразилось на боевом настрое молодого человека. Его это вовсе не огорчилоло, так как просто означало, что он будет упорнее готовиться и поступит в следующем году.
Судьба покоряется настойчивым. В следующем, 1945 году, Коржавин Наум Моисеевич действительно поступает в учебное заведение. Занимательный факт, что его соседями в общежитии были такие люди, как Владимир Тендряков и Расул Гамзатов.
Арест
Вскоре началась сталинская кампании по борьбе с космополитизмом, которая задела и нашего героя. В 1947 году поэт был арестован. Сам он вспоминает это очень отчетливо. Наверное, трудно забыть день, когда твоя жизнь переворачивается с ног на голову. Из воспоминаний поэта известно, что это было ранее утро, Расул Гамзатов крепок спал после очередной пьянки и только испугано воскликнул «Куда ты?!».
Более 8 долгих и напряженных месяцев Коржавин Наум Моисеевич провёл в институте им. Сербского и Министерстве госбезопасности СССР. В итоге поэт был осужден. Особое Совещание при МГБ приговорило его к ссылке как социально опасного элемента. Уже осенью 1948 году Мандель был выслан в Сибирь. Там он жил в селе Чумаково. Три года он провёл в Караганде, с 1951 по 1954 год. Несмотря на то что жизнь шла совсем не так, как того хотелось бы молодому человеку, он не терял веру в себя, в жизнь, и в лучшее будущее. Наум Моисеевич не терял понапрасну время в тяжких и болезненных раздумьях о том, почему именно с ним такое случилось, как жить после такого, есть ли будущее… Он просто жил и знал, что его время придёт. Интересно, что за время пребывания в Караганде он даже успел получить образование штейгера в горном техникуме.
После амнистии, которая произошла в 1954 году, поэт смог вернуться в Москву. Уже через два года он был реабилитирован. Вскоре поэт восстановился в Литературном институте, который окончил в 1959 году.
После возвращения в Москву Манделю надо было на что-то жить. Этот вопрос стоял очень остро, так как ждать помощи откуда-то со стороны не приходилось. В это время он начинает зарабатывать себе на жизнь переводами. Уже в период «оттепели» он публикует свои стихи в литературных журналах. Это не приносит ему молниеносного и головокружительного успеха, но его всё-таки читают. Так как публикации в журналах были отрывистыми и выборочными, особой популярности добиться было трудно. Широкая известность к автору пришла после публикации стихотворного сборника «Тарусские страницы» в 1961 году. Через два года выходит новый сборник под названием «Годы». Он вмещал в себе стихи автора с 1941 по 1961 года. Это время было очень трудным, но и плодотворным для Манделя. Интересно, что в 1967 году по его творению «Однажды в двадцатом» была поставлена пьеса в стенах Театра имени К. С. Станиславского.
Поэт Коржавин был не только официальным поэтом. Многие его творения публиковались в различных самиздатовских списках. Вскоре публикации Коржавина стали запрещёнными, и он сам тому послужил: во второй половине 1960 годов он активно встал на защиту таких «узников совести», как Галансков, Гинзбург, Даниэль и Синявский.
Эмиграция
Наум Коржавин, книги которого теперь были под запретом, не мог молчать, и его конфликт с властью только обострялся. В 1973 году на очередном допросе в прокуратуре поэт написал заявление о выезде из страны, мотивировав это «нехваткой воздуха для жизни». Куда же уехал поэт? Он обосновался в Бостоне, США. В. Максимов включил его в список членов редколлегии «Континента» - творческую стезю Коржавин и не думал бросать. В 1976 г. в Федеративной Республике Германия, а точнее, во Франкфурте-на-Майне, был опубликовал сборник автора под названием «Времена», а в 1981 году – «Сплетения».
После перестройки
После периода перестройки автор получил возможность посещать Россию. И он приезжал, чтобы проводить поэтические вечера и общаться с литературными творцами того времени. Первый визит в Москву произошёл во второй половине 1980 годов по личному приглашению Булата Окуджавы. Поэт выступал в Доме Кино, где собралось огромное количество людей: зал был переполнен, на боковых балконах выставлены дополнительные стулья. В тот момент, когда Окуджава и Коржавин вместе вышли на сцену, весь зал, как по приказу невидимого властителя, встал и зааплодировал. Однако зрение у поэта очень сильно страдало ещё с молодости, поэтому он не мог видеть такого приёма. Булат прошептал ему на ухо реакцию зала, после чего Мандель заметно смутился. На этом вечер он читал свои стихи и отвечал на вопросы, которые сыпались из разных концов зала, и которым не было конца. Стоит отметить, что читать свои произведения из книги он не мог, поэтому делал это по памяти: причина всё та же – зрение. Когда возникала необходимость прочесть что-нибудь из сборника на сцену подымались известные актёры и читали первые стихи, которые бросались в глаза. Первым изъявил желание прочесть стихи великого мастера стал Игорь Кваша – артист театра «Современник». Затем его примеру последовали и другие.
Через пару дней после такого успешного выступления и тёплого приёма Коржавин посетил спортивного журналиста Аркадия Галинского. Они долго вели беседу и радовались тому, что страна меняется. Несмотря на это, Мандель тогда произнёс: «Я им не верю». Личные воспоминания и интервью автора можно увидеть в документальном фильме 2005 года «Они выбирали свободу», режиссёр Владимир Кара-Мурза.
Политические взгляды
Воспоминания и публицистические статьи Коржавина полны эволюции его политических взглядов. Когда он был юным, то полностью отвергал сталинскую систему, при этом частично разделяя коммунистическую идеологию. Последнее убеждение основывалось на противопоставлении реальной жизни и подлинного коммунизма. О чём поэт вспоминает с явной досадой и сожалением, так это о том, что после окончания Великой Отечественной войны он пытался оправдать Сталина, находил его поступки правильными. Интересно, что такие взгляды сохранялись даже после известного ареста. Но во время пребывания в ссылке Коржавин снова вернулся к коммунизму и отвержению сталинизма.
Сам автор говорит о том, что коммунистические иллюзии покинули его в 1957 году. Этому послужила его эмиграция в США, когда он оказался на правой стороне политического спектра (как и большинство эмигрантов из СССР). В своих публикациях автор откровенно и смело критиковал коммунизма, любые формы социализма и революционных течений, а также выступал против западных «товарищей СССР». Сам давал себе такое определение «либеральный консерватор или свирепый либерал». При этом стоит понимать, что в спорах «русофобов» и «русофилов» он принимал позицию последних, защищая традиции своей Родины.
Уже в 1990-2000 годах его статьи полны пренебрежения и критики к коммунизму и радикальному либерализму. Его литературные произведения были полны христианской морали и черт исконно русской культуры. Он настаивал на том, что культура должна брать не количеством, а качеством. Произведение, не имеющие глубокого человеческого смысла, не имеет особого веса, кроме как развлекательного чтива в санузле.
Наум Коржавин, стихи которого удивительны, всё же был против романтического и авангардистского презрения к маленькому человеку. Он настаивал на том, что литература создаётся для обычных людей и обращаться должна к ним. Только та культура, которая имеет в себе гармонию, может считаться удовлетворяющей художественную потребность читателя. Он настаивал на том, что если нет стремления к гармонии, то это банальное самоутверждение через перо. Исходя из этих позиций, он пересматривал наследие эпохи «Серебряного века». Его критике были подвержены даже А. Блок и А. Ахаматова, но более всего его возмущал Бродский. В своём произведении «Генезис "стиля опережающей гениальности", или Миф о великом Бродском» Коржавин резко раскритиковал культ поэта. Проза Наума Коржавина требует особого внимания от почитателей и исследователей его творчества. Именно в прозе отчетливо видно, какой нетривиальный ум имел поэт.
Семья
Первой женой писателя была Валентина Мандель, от которой появилась дочь Елена. Второй женой поэта была филолог Любовь Верная, брак с которой продлился с 1965 по 2014 год, когда старость оборвала жизнь женщины. Известно, что на сегодняшний день Коржавин вместе с дочерью проживает в Чапел-Хилле, Северная Каролина.
Награды
Произведения Коржавина (Мандель) Наума Моисеевича были отмечены в 2006 году специальным призом «За вклад в литературу» премии «Большая книга». Также в 2016 году Мандель был удостоен национальной премии «Поэт».
Анализ творчества
В этом абзаце мы рассмотрим некоторые стихотворения, которые подарил нам Наум Коржавин. «Баллада об историческом недосыпе» в очень ироничной форме рассказывает о том, чем были вызваны реформы Ленина. Стихотворения довольно резкое и смелое, поэтому неудивительно, что печататься поэту было запрещено. При этом стоит отметить, что реакция общественности на данное творение была великолепной: все были в шоке, ведь никто ещё не позволял себе так открыто посмеиваться над властью. Конечно же, для Наума Моисеевича эта острота слога обернулась большими проблемами, но его строки всё ещё живут, и их будут читать следующие поколения, которые запомнят самые дерзкие строчки Коржавина. Несмотря на то что поначалу стих кажется забавным и сатирическим, после прочтения остаётся некоторое «послевкусие» всей серьёзности и трагичности. Удивительно, что стихотворение является актуальным для любого времени…
Наум Коржавин («Я с детства полюбил овал») писал не только серьёзные строки, но и более понятные и простые. В указанном выше стихотворении он вроде бы говорит банальные вещи, и всё же явный подтекст очень ощущается. Этим характеризуется все творчество поэта – простые слова, простой слог, но какой глубокий и выверенный смысл заложен в каждую строку. Зачем углы, зачем сложные фигуры жизни? Зачем это всё, если есть овал, если можно решать вопросы спокойно и без жертв? Как быть мягкому и добросердечному человеку в тесном мире Советского Союза и можно ли при этом остаться человеком - вот каким вопросом задаётся Наум Коржавин.
«Вариации из Некрасова» входили в сборник автора «Сплетения», который был опубликован в 1981 году в Германии. Почему мы уделяем такое внимание маленькому стиху? Как уже было сказано ранее, Коржавин - это такой поэт, у которого количество строк и букв не играет совершенно никакой роли. Он может заключить большой смысл в четверостишье или «упаковать» свою мысль в балладу. Стихотворение рассказывает о русской женщине: простой, смелой и сильной. При этом её национальный характер («коня на скаку остановит…») тонко высмеивается, показывая, что годы идут, но ничего не меняется. Женщина, которая должна быть хранительницей очага и домашнего уюта, продолжает «останавливать коней и входить в горящую избу». Этот стих был воспринят на удивление тепло даже женской аудиторией, которая получила лишний повод задуматься о своей роли в жизни общества. Ирония и простота слога Коржавина делает его стихотворения лёгкими для чтения, но задевающими определённые струны души.
Наум Коржавин стихи о женщине писал очень осторожно, понимая, как хрупка и чувствительна женская натура. При этом его нельзя обвинить в том, что он искажает некоторое сложившееся видение женщины в своих работах. Он не использует литературный дар для того, чтобы задеть, обидеть или унизить женский пол каким-либо образом. Он лишь делает акцент на важных моментах, которые должны заставить женщин очнуться и взглянуть на себя другими глазами. Коржавин Наум Моисеевич (стихи памяти Герцена это как нельзя лучше подтверждают) через всё свое литературное творчество проводит тонкую мысль о «сне» как об инертном и пассивном состоянии общества. Эту параллель можно отыскать практически во всех произведениях автора.
Некоторые стихи автора немного касаются автобиографических моментов. Например, стихотворение «Ты сама проявила похвальное рвение…» рассказывает об отношениях автора с его первой женой. Очень интересно, что несмотря на то, что их брак распался, мужчина с нежностью и трепетом вспоминает о своей бывшей супруге, о своей «глупой девочке». Коржавин Наум Моисеевич стихи о любви писать не желал. Собственно, ничего странного в этом нет. Но даже когда он пишет о женщине, его строки полны такой нежности и спокойной тихой любви, на которую способны только самые лучшие мужчины. Не так много строк автор посвятил образу женщины, но те стихотворения, которые появились на свет, достойны высшей похвалы.
Большим преимуществом данного автора является то, что он, в отличие от многих своих современников и предшественников, стремился к абсолютной гармонии. Он писал для того, чтобы обогатить читателя, подарить ему жемчужины мысли. Не хочется упоминать конкретные имена, но многие известные поэты, которые почитаются в русской культуре искали лишь самовыражения. Об этом говорит то, что их творчество часто было саморазрушающим, уничижающим женщин и деструктивным. Несмотря на то что они владели красивым слогом и талантом поэта, они использовали его лишь для отражения своей точки зрения на мир, тогда как Наум Коржавин творил для того, чтобы наполнить читателя светом и энергией. Рассуждать об этом можно очень долго и упорно, но достаточно взять сборник Коржавина и другого поэта (особенно из «Серебряного века») и сравнить собственные ощущения после прочтения парочки стихотворений. Вот такой простой тест для того, чтобы понять значимость творчества Наума Коржавина, а также глубоко прочувствовать его мировоззрение.
Подводя некоторые итоги данной статьи, хочется сказать о том, что Коржавин (Мандель) Наум Моисеевич сделал огромный вклад в развитие литературы и культуры своей Родины. Это человек с большой буквы, который всю свою жизнь шёл вперед несмотря ни на что. Как мы узнали из статьи, он прожил насыщенную и длинную жизнь, которая била его из года в год. Даже опуская литературные моменты (хотя делать это – преступление), можно восхищаться Коржавиным просто как человеком, который с достоинством прошел такой сложный и тернистый путь. Беря же во внимание его литературный талант и богатое культурное наследие для потомков, можно говорить о том, что Наум Моисеевич – это тот человек, который был бы отличным примером для всего подрастающего поколения страны, которая хочет вырастить смелых, независимых и свободных людей.