Ни для кого не секрет, что деньги, по сути, являются в процессе обращения товаров средством реализации их стоимости. Значит, отправной и в то же время ключевой в системе денежных отношений служит функция меры стоимости. В чем же она заключается? Каковы ее основные особенности? Актуальна ли данная тема сегодня?
Определительный аспект меры стоимости
Мера стоимости – это важнейшая функция денег, позволяющая качественно изменить и грамотно выразить стоимость объекта в денежном эквиваленте. Так, конкретной вещи присваивается форма цены. Влияние данной функции никак не зависит от правительственных органов какой-либо страны. Масштаб цены служит выражением стоимости объекта и носит исключительно юридический характер.
Функция денег как мера стоимости имеет весьма интересную особенность, которая заключается в ее способности правильно измерить затраты трудовых ресурсов, осуществить рекомбинацию некоторой доли национального дохода (к примеру, в случае несоответствия цен стоимости), а также грамотно оценить товары посредством системы ценообразования.
Цена, мера стоимости и основные их особенности
Как и любая другая функция денег, мера стоимости наделена специфическими и неспецифическими особенностями. Во-первых, данную функцию в силах выполнять лишь полноценные деньги, а формой распознания денег как меры стоимости служит цена. Таким образом, в случае уравновешивания товаров и определенной суммы денег можно изменить стоимость количественным образом. Во-вторых, мера стоимости – это функция, позволяющая в полной мере осуществлять планирование и учет, производить операции распределительного характера над общественным продуктом, а также рассчитывать аспекты себестоимости производства. Благодаря ей сегодня несложно качественно сохранить связи различных субъектов экономики (например, предприятий и сотрудников, предприятий и посредников или же двух предприятий аналогичной направленности в плане производства и реализации продукции).
Функцию меры стоимости выполняют деньги
Полагаясь на информацию, представленную в предыдущих главах, можно дать развернутое и наиболее точное определение рассматриваемому понятию. Так, мера стоимости представляет собой экономическую функцию денег, деятельность которой никак не связана с государственной. Масштаб цен наделен правовым характером и выражает не что иное, как цену товара. Для грамотного определения стоимости основных средств мере стоимости необходимо одновременное осуществление следующих условий:
- Абсолютное равенство в плане ценообразования относительно общего экономического пространства.
- Достойная степень развития таких категорий, как рыночные отношения и конкуренция.
- Относительная устойчивость национальной денежной единицы.
- Эквивалентность в плане обмена.
Страницы истории
Мера стоимости – это категория, в процессе изучения которой основной упор направлен на золото. Ведь ключевая функция металла – в полной мере обеспечить денежное определение цены товаров, сделать их сравнимыми друг с другом как в качественном, так и в количественном отношении. С течением времени общество предпочло отказаться от золота, тем самым передав рассматриваемую в статье функцию более удобному эквиваленту, деньгам. Благодаря этому сформировалась простая в использовании система обращения.
Важно отметить, что сегодня совершенно каждая страна имеет индивидуально установленную меру стоимости (данный аспект носит название масштабирования цен и рассматривается ниже). Например, в США мерой стоимости служит национальная валюта (доллар США), в Мексике – песо, в Японии – иена, в России – рубль и так далее.
Основы формирования меры стоимости
Как выяснилось, посредством национальных денежных единиц сегодня существует возможность измерить стоимость абсолютно всех объектов (см. выше: мера стоимости – это…). Именно таким образом проявляется важнейшая способность денег – выступать как мера стоимости и как посредник в процессе ее определения. Когда-то о бумажных деньгах еще никто не знал – их заменой служил обычный товар. Так было обеспечено появление эквивалентной цены у денежных единиц товара (конечно же, с учетом определенных законов стоимости) единовременным образом. Кроме того, как у объектов сделки (конкретных вещей), так и у денег была общая основа для сравнения, в качестве которой выступал труд (следует отметить, что данное понятие носит абстрактный характер). Значит, через функцию меры стоимости товар можно относить к деньгам так же, как к общему эквиваленту. Для решения данного вопроса важно грамотно определить масштаб цен.
Понятие масштаба цен
Масштаб цен – это не что иное, как объект определения стоимости товара в деньгах. Данное понятие заключается в строгом фиксировании весового отношения золота (как денежного металла) к внутренней валюте (именуемой национальной денежной единицей) в конкретной стране. В то время, когда активно практиковалось товарное производство, денежные знаки могли обмениваться на различных рынках (как внутри определенного государства, так и на международной арене). Естественно, что в процессе перехода к валюте невещевой природы данная функция нивелировалась: кредитные средства могут выполнять исключительно представительную функцию, то есть служить средством счета.
Инфляция и мера стоимости
Необходимо отметить, что мера стоимости товара – это компонент важнейшей системы, частью которой считается и инфляция (она играет определяющую роль в процессе удешевления денег). Ярким примером данному явлению могут служить цены на проезд в общественном транспорте. Допустим, у вас имеется 100 рублей. По сути, в номинальном плане ничего не меняется, но при реальном рассмотрении ситуации выясняется, что в прошлом году за эти деньги можно было купить 10 талонов на проезд, а в текущем – лишь 8 или 7.
История напоминает о том, что в 90-х годах на территории России имела место гиперинфляция. Тогда деньги подлежали обесценению с бешеной скоростью. Даже студенты в то время старались как можно быстрее потратить собственную стипендию, ведь в течение месячного периода данная сумма запросто могла потерять значительную свою часть. Но уже после 1998 года в стране ежегодно можно наблюдать инфляцию, равную приблизительно 20 %, а кризис 2008-2009 года дал толчок для стабилизации инфляции на уровне 7-8 процентов.
Что же еще?
Когда в России имела место социалистическая система и рыночные механизмы никак не функционировали, инфляции не было априори. Однако существовал дефицит, который и подразумевал скрытую инфляцию.
Необходимо дополнить, что в экономике существует и такое понятие, как дефляция, но в России ее никогда не наблюдалось. Единственное, она может быть уместна в августе-сентябре, ведь именно тогда падают цены на овощи. Инфляционный пик приходится на январь. Именно в этот временной период монополии естественной природы значительно повышают тарифы, что приводит к росту цен и в других отраслях. Интересным фактом является существенное оказание влияния на инфляционный процесс уровня экономического роста. Так, если он достаточно высок, то и инфляция достигает соответствующих показателей.