План и анализ лирического произведения

Как много написано стихов, и в каждом из них автор хотел донести до читателя определенную суть. Не всегда сразу можно понять, какой смысл был заложен, и для этого необходим анализ лирического произведения, т. е. нужно провести разбор, который приведет к углубленному прочтению произведения.

Введение

В центре лирического произведения всегда есть герой, смысл и суть стихотворения необходимо искать в "ключевых словах", которые выражаются в переживаниях и мыслях героя. При этом обязательно нужно обращать внимание на метафоры, сравнения и другие эпитеты, чтобы понять их роль в тексте, для чего они использованы автором. Прежде чем провести анализ лирического произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, необходимо составить план или схему, следуя которым, получится разделить стихотворение на части, проникнуть в суть, сделать умозаключение, а затем соединить все части вместе, чтобы увидеть полную картину и понять, что же хотел рассказать автор своим читателям.

анализ лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения

Многие советуют начать анализ с истории и времени создания, т. е. соотнести созданное стихотворение с периодом жизни поэта, с историческими событиями и культурными влияниями. Изучение истории поможет понять замысел поэта, его настроение и идейно-нравственную позицию.

Например, стихотворение А. С. Пушкина "Во глубине сибирских руд..." написано после восстания в 1825 году в Петербурге и посвящено декабристам. А произведение А. А. Ахматовой "Петроград, 1919" посвящено событиям Октябрьской революции.

план анализа лирического произведения

Вот как может выглядеть схема анализа лирического произведения:

  1. История создания.
  2. Жанр произведения.
  3. Идейно-тематическое своеобразие.
  4. Композиция.
  5. Особенности лирического героя.
  6. Художественно-выразительные средства.
  7. Лексические средства.
  8. Использование синтаксических фигур и риторической фонетики.
  9. Определение размера стихотворения.
  10. Место и роль произведения в творчестве поэта.

Особенности жанра

Анализ лирического произведения включает такой этап, как определение жанра, который выражает отношение поэта к изображаемому и задает определенное настроение. Выделяют такие жанры, как стихотворение, элегия, сонет, песня, гимн, ода, послание.

Все знают, что гимн прославляет какое-то событие, человека или образ, а значит, в произведении будет торжественность и восхищение. А вот в элегии звучат грустные мысли, рассуждение о смысле жизни, о человеческом существовании.

Выявление тематики (проблематики) в произведении

Как выявить особенность произведения? Необходимо определить его пафос (в переводе с греческого – сильное чувство, которым пронизано все стихотворение). Выделяют следующие виды пафоса: героический, лирический, трагический, драматический, сатирический. Именно это и будет определение тематики, а значит, и выражение внутреннего мира героя.

схема анализа лирического произведения

Помимо тематики, план анализа лирического произведения предполагает исследование проблематики, где проявляется индивидуальный подход автора, это как бы характерная черта поэта. Например, Пушкин считал, что поэт – это пророк, а Лермонтов утверждал, что поэт всегда остается одиноким человеком, и простые люди его никогда не поймут.

Особенности композиции

Схема анализа лирического произведения состоит из нескольких пунктов, один из которых является изучением композиции произведения, т. е. состава и расположения частей, где последовательность никогда не бывает случайной и имеет смысловую нагрузку.

Очень часто используется такой прием, как повтор, что придает произведению стройность, например, начало и конец выглядят одинаково – «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (А. Блок).

Выделяют и другие композиционные приемы: звуковой повтор, где в конце стихотворных строк идет рифма и противопоставление, например, двух образов. Композиция строится таким образом, что с каждой строчкой происходит развитие и усиливается напряжение, а автор дополнительно использует опорные точки, где наиболее сильные художественные эффекты.

Лирический герой

Главное в лирическом произведении – это его герой, а значит, его переживания, эмоции и чувства. Именно через внутренний мир героя можно понять позицию автора и особенности его мировоззрения. Однако не стоит считать, что поэт описывает в произведениях себя самого, скорее всего, он передает характерное состояние людей для определенной эпохи. Образ создается на основе жизненного опыта поэта, и герой может быть близок по духу, по взгляду на жизнь, по переживаниям, но имеет характерные различия, и это сохраняется во всех стихах. Поэтому, прежде чем проводить анализ лирического произведения, примеры могут помочь разобраться, какие встречаются герои.

анализ лирического произведения примеры

Некрасов в своих произведениях отстаивал гражданственность и считал, что через поэзию можно выражать мысли общества. Однако это не значит, что он был таким борцом за свободу и права общества, а показал это в стихотворении «Поэт и гражданин», где идет диалог, и гражданин призывает поэта к действию, ведь сейчас не время лежать «на печи», и итогом становится фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», где говорится о том, что нельзя быть чуждым к интересам общества.

Анализ художественных и лексических средств

В каждом стихотворении автор использует тропы, т. е. слова и выражения, которые употребляются не в прямом смысле, а в переносном. Проводя анализ лирического произведения, важно не только найти эти тропы, но и понять, для чего они используются в тексте, почему выбран именно этот тип, и насколько это характерно для данного поэта. Существует большое количество тропов, но чаще всего применяют следующие: эпитеты, метафоры, оксюморон, сравнения, гиперболу, олицетворение, иронию.

анализ лирического произведения лермонтова

Помимо такого художественного средства, как тропы, в произведениях также используют синтаксические фигуры (приемы построения текста для повышения выразительности и усиления эмоционального воздействия, как, например, восклицательный знак или риторический вопрос), а также звуковые сочетания, когда, например, несколько строк начинаются с одного слова, или использованы слова, схожие по звучанию.

Художественные средства широко применяются в стихотворениях, но кроме этого используют и лексические, чтобы создать определенный стиль и тематику. Например, использование архаизмов, историзмов, возвышенных синонимов, где слово глаза заменяют на зеницы, губы на уста, смотри – виждь и т. д.

Определение системы стихосложения и особенности строфики

Ямб, хорей, дактиль – все это размеры, которыми написаны стихотворения. Необходимо обязательно понять размер, когда нужно провести анализ лирического произведения, так как он создает определенное настроение и эмоциональное состояние.

сочинение анализ лирического произведения

Произведение Лермонтова «Молитва» - четырехстопный ямб, написано динамично, четко и стройно, как и сама молитва. Стихотворение Л. Толстого «Коль любить, так без рассудка...» написано четырехстопным хореем, задает настроение бодрости, веселья, озорства и жизнерадостности.

Строфика или строфа – группа из числа стихов, которая повторяется в произведении и объединена общей рифмой. Выделяются следующие строфы:

  • Двустишье.
  • Терцина – состоит из трехстишей.
  • Катрен.
  • Пятистишие.
  • Секстина.
  • Селтстишие.
  • Октава.
  • Нона.
  • Десятистишие.

Анализ лирического произведения: примеры

На примере стихотворений можно проследить несколько тем, которые в разные века воспевались поэтами. Тема любви часто звучала в стихотворениях Пушкина, самое известное из них - "Я помню чудное мгновенье...", где раскрывается проблема взаимоотношений мужчины и женщины, где поэт пытается донести каждому, как мимолетна может быть любовь, и что она уже никогда не повторится.

 примерный план анализа лирического произведения

Тема природы часто воспевалась Тютчевым и Есениным. В стихотворении "Береза" Сергей Есенин описывал пейзажи, животных, чувства героя, которые он испытывает, глядя на природу.

Философская лирика прослеживалась в темах поиска смысла жизни. Так, например, в стихотворении А. Фета "Нам не дано предугадать" исследуется проблема бытия, жизни и смерти, человеческого существования и его назначения.

Понимание того, какую тему выбрал поэт, поможет составить первоначальный план анализа лирического произведения и упростит его изучение. Помимо приведенных примеров, авторы также создавали стихотворения о дружбе, одиночестве, о родине и жизни народа, о свободе и назначении поэта.

Сочинение-анализ лирического произведения предполагает, что тот, кто этим занимается, имеет определенные знания в литературе, может отличить ямб от хорея, понять, где какие используются художественные и лексические средства, чтобы увидеть главную суть произведения.

Анализ проводить не просто, и на это требуется время, но когда добираешься до истинного смысла, который заложен в стихотворении, лучше понимаешь поэта и то время, в котором он жил.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.