Становление – это философское понятие, которое означает процесс движения и видоизменения чего-либо. Это может быть возникновение и развитие, а иногда – исчезновение и регресс. Часто становление противопоставляется неизменности.
Этот термин в философии, в зависимости от этапов ее развития или же школ и направлений, приобретал то негативный, то позитивный оттенок. Часто его считали атрибутом материи и противопоставляли стабильности, устойчивости и неизменности высшего бытия. В этой статье мы попробуем рассмотреть различные грани данного понятия.
Начала и происхождение
Становление – это термин, который в Европе впервые появляется в античной философии. Оно означало процесс изменения и формирования.
Натурфилософы определяли становление как учение о вещах, их появлении, развитии и уничтожении. Так они описывали некое единое первоначало, которое изменяется и воплощается в разные формы существования.
Гераклит впервые противопоставил становление бытия мира, которое вечно «становится», то есть течет («панта рей») и является неустойчивым – логосу (нерушимому принципу, закону и мере). Последний определяет принципы становления и полагает ему предел. Если Парменид полагал, что становление растворяется в бытии, то для Гераклита дело обстояло с точностью до наоборот.
Платон, Аристотель и их последователи
У Платона в вечном развитии и изменении находятся материальные вещи. Идеи же – вечны, и являются целями для становления явлений. Несмотря на то что Аристотель являлся оппонентом Платона и многих концепций последнего, он тоже применял это понятие в поддоном дискурсе.
Становление и развитие претерпевают вещи, реализуя свою сущность, материализуя форму и превращая возможность в действительность. Высший способ такого бытия Аристотель назвал энтелехией, предполагая, что это своего рода энергия.
В человеке таким законом становления является его душа, которая и сама развивается, и управляет телом. Основатели неоплатонической школы – Плотин, Прокл и другие – видели в становлении космический принцип, обладающий одновременно жизнью и разумом. Они называли его Мировой Душой и полагали источником всякого движения.
Стоики называли такую силу, благодаря которой развивается Вселенная, пневмой. Она пронизывает все, что существует.
Средневековье
Христианской философии тоже был не чужд этот принцип. Но становление – это, с точки зрения средневековых схоластов, развитие, целью, пределом и источником которого является Бог. Фома Аквинский развивает эту концепцию в учении о действии и потенции.
Существуют внутренние причины становления. Они побуждают к действию. Становление – это единство потенции и осуществляемого процесса. В позднее Средневековье были «модны» аристотелевская и неоплатоническая трактовки. Они использовались, к примеру, у Николая Кузанского или Джордано Бруно.
Философия Нового Времени
Становление науки в современном смысле этого слова и ее методологии в эпоху Галилея, Ньютона и Бэкона несколько поколебало уверенность в том, что все находится в движении. Классические эксперименты и принцип детерминизма привел к созданию механической модели Космоса. Идея о том, что мир постоянно преобразуется, изменяется и возрождается, остается популярной немецких мыслителей.
В то время как их французские и английские коллеги воображали Вселенную чем-то вроде огромного часового механизма, Лейбниц, Гердер, Шеллинг видели в ней становление. Это развитие природы от бессознательного к разумному. Предел этого становления бесконечно расширяется, и потому дух может изменяться неограниченно.
Чрезвычайно тревожил философов той эпохи и вопрос о соотношении бытия и мышления. Ведь именно так можно было дать ответ на вопрос, существуют ли в природе какие-либо закономерности, или нет. Кант считал, что мы сами привносим понятие становления в наше познание, поскольку оно само ограничено нашей чувственностью.
Разум же противоречив, и поэтому между бытием и мышлением существует пропасть, преодолеть которую невозможно. Мы также не в состоянии понять, каковы вещи на самом деле и как они сделались такими.
Гегель
Для этого классика немецкой философии этапы становления совпадают с законами логики, а само развитие – это движение духа, идеи, их «развертывание». Гегель определяет этим термином диалектику бытия и «ничто». Обе эти противоположности могут перетекать друг в друга именно благодаря становлению.
Но это единство неустойчиво или же, как говорит философ, «беспокойно». Когда какая-то вещь «становится», она только устремляется к бытию, и в этом смысле ее еще нет. Но поскольку процесс уже начался, то она как бы и есть.
Таким образом, становление, с точки зрения Гегеля, представляет собой безудержное движение. Оно же является первичной истиной. Ведь без него и бытие, и «ничто», не имеют конкретики и представляют собой пустые, лишенные наполнения абстракции. Все это мыслитель описал в своей книге «Наука логики». Именно там Гегель сделал становление диалектической категорией.
Прогресс или неизвестность
В девятнадцатом веке множество философских течений – марксизм, позитивизм, и так далее, воспринимали становление как синоним термина «развитие». Их представители считали, что это процесс, в результате которого осуществляется переход от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному. Становление системы из отдельных элементов, таким образом, является естественным.
С другой стороны, критики подобных взглядов, такие, как Ницше и Шопенгауэр, уверяли, что сторонники концепции развития приписывают природе и миру законы и цели, которых не существует. Становление осуществляется само по себе, нелинейно. Оно лишено закономерностей. Мы не знаем, к чему оно может привести.
Эволюция
Теория развития и прогресса как целенаправленного становления была очень популярна. Она получила поддержку в связи концепцией эволюции. Например, историки и социологи стали рассматривать становление государства как процесс, приведший к формированию и образованию новой общественной системы, превращению военного типа правления в политический, созданию аппарата насилия.
Следующими этапами этого развития стало прежде всего отделение органов администрирования от остального социума затем замена родоплеменного деления на территориальное, а также возникновение институтов публичной власти. Становление человека в этой системе координат рассматривалось как возникновение нового биологического вида в результате эволюции.
Современная философия и человек
В нашу эпоху понятие становления чаще всего применяется в области методологии. Оно также популярно в дискурсе социокультурных процессов. Термин современной философии «бытие в мире», можно сказать, является синонимом становления. Это реальность, которая обусловливает развитие, делает изменения необратимыми, является их динамикой. Становление имеет глобальный характер. Оно охватывает не только природу, но также социум.
Становление общества с этой точки зрения неразрывно связано с формированием человека как особой психологической, духовной и разумной сущности. Теория эволюции не дала на эти вопросы однозначных ответов, и они до сих пор являются предметом изучения и исследования. Ведь если мы можем объяснить развитие биологической природы человека, то процесс формирования его сознания проследить, и тем более вывести из него какие-то закономерности, очень сложно.
Что сыграло самую большую роль в том, кем мы стали? Труд, и язык, как полагал Энгельс? Игры, как считал Хейзинга? Табу и культы, как был убежден Фрейд? Умение общаться знаками и передавать образы? Культура, в которой зашифрованы структуры власти? А, может быть, все эти факторы привели к тому, что антропосоциогенез, длившийся более трех миллионов лет, создал современного человека в его общественном окружении.