Виды антисептики, способы применения

До XIX века большинство хирургических операций заканчивались летальным исходом пациента от заносимых медработниками инфекций. К счастью, такое достижение медицины, как антисептика, свело процент смертей от септикопиемии к минимуму. Современная хирургия с успехом применяет различные виды антисептики, о которых мы расскажем в этой статье.

Что такое антисептика и для чего она нужна?

О взаимосвязи патогенных микробов с гнойным воспалением ран догадывались ещё древние лекари, неосознанно применявшие природные компоненты с противовоспалительными свойствами. Тем не менее по-настоящему борьба с хирургическими инфекциями началась во второй половине XIX века, когда английский медик Дж. Листер опубликовал статью, в которой он описывал свой метод обработки открытого перелома с помощью 5%-ного раствора карболовой кислоты. С тех пор началась новая эра в хирургии, где с развитием медицины появлялись всё новые виды антисептики.

виды антисептики

Антисептика в современной терминологии означает комплекс мер и манипуляций, целью которых является уничтожение микроорганизмов, а также их спор и токсинов в тканях и макроорганизмах. Наряду с этим в хирургии огромное значение имеет термин "асептика", который означает комплекс мероприятий по предупреждению развития патогенных микробов в ранах. Методы асептики также включают стерилизацию хирургических инструментов и принадлежностей. Так же как и открытие обезболивания и групп крови, раскрывшиеся хирургии в XIX веке виды асептики и антисептики стали одним из основополагающих медицинских достижений того времени. Именно с того периода хирурги стали активнее практиковать считавшиеся до сих пор рискованные (практически со 100%-ным летальным исходом) операции на грудной клетке и брюшной полости.

Основные виды антисептики в современной медицине

Асептика, конечно, играет огромное значение в хирургии и зачастую не требует дополнительных мероприятий, однако, как показала практика, полный отказ от антисептических манипуляций невозможен. Виды антисептики в медицине можно условно разделить по природе применяемых методов и по способу применения. В первом случае в число видов антисептиков входят:

• Механическая антисептика.
  • Физическая.
  • Химическая.
  • Биологическая.
  • Смешанная.

По способу применения химические и биологические виды антисептики делят на:

• Местную в виде обработки какой-то отдельной части тела. Местная антисептика может быть поверхностной и глубокой. Поверхностная подразумевает туалет ран и повреждений (промывание растворами, обработка присыпками, мазями, компрессами), а глубокая антисептика – это введение в организм химических и биологических противоинфекционных препаратов посредством инъекций.
  • Общую, подразумевающую инфузионное насыщение организма через кровь и лимфу антисептическими препаратами (вливание капельниц).

Механическая антисептика

Механическая антисептика проводится с помощью хирургических инструментов и включает:

• Туалет травмированного участка ткани: очищение раны от сгустков крови и гноя при наличии.
  • Первичная обработка: при необходимости рассечение краёв и дна раны, удаление инородных тел и нежизнеспособных участков ткани, наложение хирургических швов.
  • Вторичная обработка проводится при возникновении инфекционного воспаления травмы и включает повторное рассечение раны, дренаж, удаление гнойного секрета, фибрина и мёртвых тканей.
    виды асептики и антисептики

Физическая антисептика

Физическая антисептика включает комплекс мер по предотвращению размножения патогенных микробов и впитывания продуктов их жизнедеятельности тканями пациента. Физические виды антисептики ран включают следующие средства:

• Гигроскопичный перевязочный материал для вытягивания из раны секрета, благоприятного для размножения микробов. В эту группу антисептических средств входят: вата, бинт, салфетки.
  • Гипертонические растворы используются в сочетании с перевязочным материалом.
  • Дренирующие средства действуют на основе сообщающихся сосудов, метод заключается в проточном промывании раны.
  • Технические средства в виде ультразвука, ультрафиолета, рентгена, лазера и оксигенации. Все эти методы оказывают негативное воздействие на развитие патогенных микробов с высокой эффективностью.
    виды антисептики ран

Химическая антисептика

К химической антисептике относятся меры по уничтожению болезнетворных микробов в ране или организме пациента с помощью химических средств, среди которых можно выделить:

• Дезинфекционные средства применяются в асептике для обработки хирургических инструментов, поверхностей полов, стен и др.
  • Химические антисептики используются для местного применения и включают различные виды кожных антисептиков в виде щелочей, растворов солей, кислот, окислителей и т. д. Преимуществом таких средств является широкий спектр антибактериального действия, низкая устойчивость болезнетворных микроорганизмов к препарату, а также возможность длительного хранения и отсутствие значительных побочных реакций.
  • Химиотерапевтические препараты применяются с лечебной или профилактической целью и представлены антисептиками синтетического происхождения. Оказывают подавляющее действие на микробы не только в поражённых тканях пациента, но и во всём его организме. Особенно значимы в случаях распространения воспалительного процесса за пределами очага инфекции. Химиотерапевтические препараты ценны в медицине не только благодаря их широкому спектру действия (т. е. способности подавлять различные виды бактерий), но и их узкой направленности.
    виды кожных антисептиков

Биологическая антисептика

Биологическая антисептика включает средства биологического происхождения, которые способны воздействовать как непосредственно на микроорганизмы, так и косвенно. К биологическим антисептикам относятся:

• Антибиотики биологического происхождения продуцируются некоторыми бактериями, плесневыми грибами. Разные виды антибиотиков могут как оказывать ингибирование роста бактерий, так и способствовать полной гибели микробов.
  • Анатоксины некоторых инфекционных возбудителей вводят в организм здоровых людей для выработки иммунитета к данной бактерии.
  • Бактериофаги – это вирусы (часто их называют пожирателями бактерий), способные разрушать микроорганизм изнутри.
  • Неспецифические иммуностимуляторы (интерфероны, интерлейкины).
    основные виды антисептики

Смешанная антисептика

Комбинированная антисептика использует методики и средства всех видов антисептик в совокупности. В качестве комбинированных средств используются:

• Неорганические антисептические средства.
  • Синтетические аналоги биологических средств.
  • Синтетически произведённые органические вещества.

Виды антисептиков для древесины и других строительных материалов

Различные бактерии могут вызвать процессы гниения и разложения не только в организмах людей и животных, но и в строительных материалах, как, например, дерево. Чтобы защитить деревянные изделия в интерьере и экстерьере от повреждений насекомыми и домовыми грибами, в строительстве применяются разные виды антисептиков дерева. Они могут быть:

• Неорганические антисептики имеют минеральную основу и представлены солями металлов, эффективно уничтожающими всех насекомых на изделии из дерева. К данной группе относятся растворы фтористого натрия, аммония, а также кремнефтористого натрия и кремнефтористого аммония.
    виды антисептиков дерева
  • Органические антисептики – это ядовитые вещества чаще всего на масляной основе (креозотовое, полукоксовое, антраценовое масло, сланцевое и др.).
  • Комбинированные антисептики состоят из двух или более токсичных веществ. Примеры: хлородон, хлорофос, фенол, карболениум.