Режим дня в ДОУ практически одинаков для всех государственных детских садов, в которых реализована классическая общеобразовательная программа. Делается это не просто так, а чтобы облегчить процесс адаптации малыша и приучить его к самоорганизации.
Психологический фактор
Период, когда ребенок только начинает ходить в садик, очень непростой – об этом знает каждый родитель. Далеко не у всех детей привыкание к новому коллективу, непривычной обстановке, новым видам активности происходит гладко и быстро. В большинстве случаев малыши адаптируются минимум за пару месяцев, а то и дольше.
Чтобы облегчить длительный и сложный для детского организма процесс, организуется специальный режим. Причем важно так согласовать режим дня ребенка в детском саду, чтобы он совпадал с биоритмами и потребностями самого малыша.
Что нужно учитывать при составлении режима дня?
Жизнедеятельность любого человека подвержена цикличности. Порядок дня каждого из нас заключается в последовательности сна и бодрствования, снижения и повышения активности. Режим дня в ДОУ по ФГОС учитывает физическую и умственную работоспособность маленького человечка. Тщательно рассчитывается время приема пищи, активных игр, дневного сна, вычисляется оптимальное время пребывания детей в группе и на свежем воздухе. Конечно, на это влияет также время года и возраст малышей.
Режим дня регулируется множеством правил и санитарно-эпидемиологических требований. Проверяется все, от устройства учреждения до условий содержания детей и организации режима работы персонала.
Требования к организации режима дня в садике
- Гармоничное развитие детей и соответствие их возрасту – вот главные критерии, которым должен соответствовать режим дня в детском саду.
- Продолжительность дневного бодрствования для младшей группы устанавливается индивидуально, по медицинским рекомендациям. Для старших групп она составляет от 5 до 6 часов. В соответствии с этим устанавливаются часы тихого часа.
- Прогулки – неотъемлемая часть режима детсадовцев. Лучше если они будут как можно дольше на свежем воздухе – до 3-4 часов в теплое время года. Обычно воспитатели выводят деток на прогулку дважды в день: после завтрака и после дневного сна. Зимой при сильном ветре и морозе ниже -15 прогулки становятся короче или вовсе не проводятся.
- Дневной сон в ясельной группе должен длиться не менее трех часов. Для дошкольных групп это 2-2,5 часа. Причем воспитатель должен так спланировать распорядок дня, чтобы непосредственно перед сном не проводилось никаких подвижных игр, которые будут способствовать гиперактивности и нарушению режима отдыха.
- Важную часть распорядка составляет игровая или образовательная деятельность. В общей сложности она занимает от 3 до 4 часов. Конечно, подготовка к школе и занятия должны проводиться не подряд, а с перерывами – не менее 10 минут. В течение такого перерыва можно провести физкультминутку. Образовательная деятельность вызывает повышенное умственное напряжение, поэтому лучше всего ее проводить в первой половине дня, когда работоспособность ребенка выше.
- Засидевшись за играми или занятиями, дети должны отдохнуть и выплеснуть напряжение. Поэтому физическая активность только приветствуется. Часто проводится зарядка в детском саду под музыку, что способствует большей организации и повышению настроения малышей.
Каждому – свой режим
Режим дня в ДОУ может варьироваться в зависимости от разных факторов. Например, по возрасту, погодным условиям или при карантине. Различают также адаптационный и щадящий режим. В некоторых случаях он и вовсе назначается индивидуально.
Погодные условия
При плохой погоде режим может в корне поменяться. Время прогулки сдвигается, уменьшается ее продолжительность. Тогда как двигательная активность детей в помещении, наоборот, повышается. Они занимаются не только в группах, но и в физкультурных залах, музыкальных помещениях, образовательных студиях и т. п. Важно задействовать все помещения в ДОУ по максимуму, чтобы все воспитанники были заняты.
Адаптация и щадящий режим
Период адаптации проходит каждый ребенок при поступлении в детский сад. У кого-то он больше, у кого-то - меньше. Продолжительность данного периода устанавливается индивидуально врачом или согласовывается с ним. В течение этого времени ребенок находится в садике, сначала по минимуму, потом с постепенным увеличением времени. Образовательная деятельность на данном этапе не проводится, максимальное внимание уделяется совместным играм, прогулкам и дневному сну. Главное здесь - чтобы малыш без вреда для психики и как можно скорее адаптировался к новым для него условиям, познакомился со сверстниками, привык к воспитателям и получал от пребывания в детском саду только положительные эмоции.
Щадящий режим дня в ДОУ устанавливается для малышей, пришедших после болезни. Для них рекомендуется сократить время пребывания в садике, уменьшить образовательную нагрузку или сделать занятия по желанию ребенка. Освобождается малыш и от занятий физкультурой. Исключением может стать зарядка в детском саду под музыку, если она вызывает положительные эмоции у самого ребенка. Часы сна увеличиваются, то есть ребенка будят позже других. И обязательно соблюдается тепловой режим: например, малыш на «щадящем» режиме гулять будет меньше, одеваться на прогулку последним, а раздеваться – первым.
Карантин
На время установления карантина распорядок согласуется с врачом и зависит от типа заболевания. Так, исключается контакт с другими группами детского сада, проводится тщательное проветривание и санитарная обработка помещений, время прогулок увеличивается, а время занятий – сокращается.
Индивидуальный режим
Он может назначаться таким деткам, как, например, после серьезного заболевания, длительного пребывания в санатории или в отпуске. А также малышам с индивидуальными отклонениями здоровья, по рекомендации специалистов. Для них увеличиваются часы тихого часа, сокращается умственная нагрузка, создаются особые условия прогулок и сокращается общее время пребывания в саду.
Общий же режим дня типового детского сада примерно такой:
- В 8:00-8:15 (до 8:30) родители приводят детей.
- В 8:30 проводится завтрак в детском саду.
- Один час, с 9 до 10, уделяется занятиям или подготовке к школе.
- До обеда, то есть до 12 часов, малыши гуляют – в теплое время года на свежем воздухе, зимой - играют в группе.
- Обед проводится с 12 до половины первого. Потом начинается подготовка и укладывание на дневной сон.
- 13:00-15:00 – часы сна.
- С половины четвертого до четырех часов проводится полдник, а затем занятия или прогулка до конца дня.
Правильно организованный режим дня в ДОУ – залог комфортного пребывания ребенка и его оптимального развития. Об этом важно помнить и воспитателям, и родителям.