Новошахтинский НПЗ: история, продукция, производство

Новошахтинский НПЗ – нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области, расположенный северо-западнее города Новошахтинска. Молодое предприятие, основанное в 2005 году, относится к классу мини-НПЗ. Перечень продукции включает судовое, дизельное и печное топливо, мазут, бензин.

Новошахтинский НПЗ

Создание

С уменьшением доли угля в топливном секторе и поэтапном переходе ряда металлургических и других отраслей на электроэнергию добыча твёрдого углеводорода повсеместно сокращается. Шахтёры и работники обслуживающих организаций стали заложниками ситуации: увольнения и снижение доходов явились серьёзной проблемой для угледобывающих регионов. В 2004 году обладминистрация Ростовской области приняла постановление о приоритетном развитии российской части Донбасса.

Одним из перспективных проектов, позволивших трудоустроить почти 2000 человек (не считая обслуживающих компаний), стало возведение Новошахтинского НПЗ. Строительные работы по сооружению первой очереди начались в конце 2004 года. К октябрю 2009 года основные работы были завершены, и нефтеперерабатывающий завод приступил к переработке нефтепродуктов.

Новошахтинский НПЗ нефтеперерабатывающий завод

Модернизация

В рамках расширения номенклатуры выпускаемых нефтепродуктов в 2014 году начато производство дорожных битумов высокого качества. Новый цех Новошахтинского НПЗ способен поставить заказчикам 700 000 т продукции ежегодно. Характеристики ростовского битума позволяют значительно продлить срок службы асфальтного покрытия.

В 2015 году начат поэтапный ввод второй очереди Новошахтинского НПЗ. Новая установка по перегонке нефти серии ЭЛОУ-АВТ имеет производительность 2 500 000 т нефти ежегодно. После её ввода мощности ННПЗ возросли вдвое – до 5 000 000 т.

Транспортное обслуживание

Предприятие не имеет собственной развитой сбытовой сети, поэтому важным является оперативность обслуживания партнёров, закупающих на реализацию нефтепродукты. К заводу подведена железнодорожная ветка и автодорога с качественным покрытием. Дабы расширить географию транспортировки готовой продукции, на Дону был сооружён грузовой терминал. Он позволяет обслуживать танкера грузоподъёмностью 5000 т класса «река/море».

Нефть большей частью поступает из магистрального трубопровода на участке Родионовская - Суходольная, эксплуатируемого ОАО «Транснефть». Также углеводороды могут доставляться в цистернах железнодорожным транспортом.

руководство Новошахтинского НПЗ

Производство

Новошахтинский НПЗ был введён в эксплуатацию во второй половине 2009 года. В этом же году ННПЗ переработал 464 000 т нефти, в 2010 производительность достигла 1 910 000 т. Предприятие производит преимущественно мазут (38 % в структуре производства нефтепродуктов в 2010 году), дизельное топливо (25 %) и нафту (21 %).

Ещё 12 % приходилось на различные второстепенные нефтепродукты. Среди них самые распространенные – печное и судовое топлива, которые по своим характеристикам близки к дизельному топливу, но отличаются от него повышенным содержанием серы. Также производится топливо технологическое экспортное и вакуумный газойль. Число работников превышает 1500 человек.

Продукция

ННПЗ предлагает партнёрам следующие продукты нефтепереработки:

  • Бензин промышленный.
  • Нафту (экспортный бензин прямогонный).
  • Дизтопливо класса Л-0,2-62/40.
  • Судовое топливо трёх типов: ДМА (DMA), РМЖ (RMG 380) и РМФ (RMF 180).
  • Мазут зольный топочный серий 40 и 100.
  • Топливо печное.

Логистика

Новошахтинский НПЗ реализует почти весь производимый мазут на внутреннем рынке. Дизельное топливо, печное топливо и СМТ, производимые на мини-НПЗ, востребованы на внутреннем рынке благодаря гибкой ценовой политике предприятия. В отличие от ВИНК (крупных объединений) небольшое предприятие быстрее реагирует на изменение конъюнктуры спотового рынка нефтепродуктов России.

Важным фактором сбыта является ценовая политика. Многие промышленные предприятия и сельхозпроизводители по-прежнему эксплуатируют устаревшую технику, для которой повышенное содержание серы в дизельном топливе не является проблемой. Наоборот, цена горючего для таких потребителей - обычно самый значимый критерий. ННПЗ предлагает продукцию чуть дешевле больших компаний, что выгодно всем.

Новошахтинский НПЗ цех

Проблемы роста

Согласно требованиям правительства, все НПЗ обязаны были модернизировать мощности под выпуск топлива сначала стандарта "Евро-4", а к концу 2015-го – "Евро-5". Впрочем, не у всех компаний нашлось достаточно средств для масштабной реконструкции. Претензии высказывались и к Новошахтинскому нефтеперерабатывающему заводу.

Руководство Новошахтинского НПЗ заверило, что работа продвигается. Заключён контракт с китайскими партнёрами, готовыми профинансировать проект. Администрацией планируется строительство следующей очереди для обеспечения глубины переработки нефти до 95 % и доведения качества продукции до норм "Евро-5".

Экология

Ещё на стадии планирования предприятия были заложены нормы, призванные радикально уменьшить вредные выбросы. В системе очистных сооружений применены новейшие технологии по улавливанию и нейтрализации опасных веществ, неизбежно образующихся на предприятиях химической промышленности.

Очистной комплекс состоит:

  • Из двух систем по очистке оборотной воды.
  • Зоны фильтрации.
  • Участка по обработке воды реагентами.
  • Участка физико-механической очистки.
  • Зоны флотации и ультрафиолетового обеззараживания.
  • Песколовушечного устройства.
  • Нефтеловушек.
  • Установки переработки нефтешлама.

Защитные мероприятия призваны исключить заражение вод и почв региона.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.