Не так давно ответственность за попрошайничество снова привлекла внимание чиновников. И то дело: как известно, обиталище бездомных зачастую становится местом, где скрываются преступники, социально опасные элементы, тут могут спрятаться даже террористы, и найти их никогда не удастся. Впрочем, в нашей стране предложили довольно оригинальный подход к борьбе с бездомными и нищими людьми. Что грозит за попрошайничество, если инициатива будет одобрена? Увеличение штрафов. И это для людей, у которых нет ни денег, ни прописки, а зачастую даже паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Словом, инициатива кажется спорной. А как обстоят с этим дела сейчас?
Закон и наказание
Сейчас наказание за выпрашивание у посторонних лиц в общественных местах денег полагается в соответствии с правилами, введенными КоАП, а также по ст. 151 УК РФ. Например, в столице полиция, поймав попрошайку, может заставить заплатить 100-500 рублей. На практике стражи порядка гораздо чаще обходятся простым устным предупреждением. Конечно, полицейские и письменно могли бы направлять уведомления, да только бездомным и нищим (по крайней мере, официально) такое совершенно не требуется.
Проблема есть, была и будет
Не зря попрошайничество – статья в наших законах. Эта проблема очень серьезная, таковой была раньше и вряд ли удастся искоренить ее в ближайшем будущем. Особенно ярко выражена она в крупных городах, сильнее всего страдает столица. Поэтому и была введена ст. 151 УК РФ, хотя наказание по ней не слишком суровое.
Зачастую к состраданию проходящих мимо людей пытаюсь воззвать вовсе не те, кто оказался в неприятной и сложной жизненной ситуации. Как правило, это всего лишь тунеядцы, желающие получить денег просто так. Особенно неприятный контингент – те, кто берут с собой малолетних. По закону, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий должно наказываться достаточно серьезно, но большинству удается этого избежать.
Как бельмо на глазу?
Так как наказание за попрошайничество несерьезное, желающих выпрашивать деньги у окружающих очень много. Особенно заметно это на вокзалах столицы, в подземных переходах, в оживленных частях города. Иные говорят, попрошайки – это как бельмо на глазу, а другие так присмотрелись к ним, что даже не замечают подобный сомнительный контингент. Многие уверены, что заработок попрошайничеством намного больше, нежели получаемый обычным человеком в офисе. Словом, бизнес процветает… Впрочем, есть и те, кто искренне верят, будто бы деньги просят лишь действительно нуждающиеся в этом.
Между прочим, из года в год растет количество людей, привлекаемых по статье «Попрошайничество» к административной ответственности. Это означает, что борьба как-никак, но идет. Полицейские не просто обнаруживают попрошаек, но и выдворяют их из метро, взимают штрафы, пресекают незаконную деятельность. В то же время нужно понимать, что предусмотренные по закону меры по борьбе с попрошайничеством а-ля выговор, предупреждение совершенно бесполезны, поэтому на бумаге они есть, а на практике не применяются.
Форматируем законы
Некоторое время назад прозвучала инициатива следующего характера: убрать из закона фразу о «навязчивой деятельности». Предложена она была самими полицейскими, прекрасно знающими, как работает система выпрашивания денег. В основном в нашей стране попрошайки довольно-таки тихие, уже давно нет тех, кто дергает за рукав, выпрашивая на кусок хлеба. Современные нищие стоят с плакатами, на которых указаны и причины бедственного положения, и цели сбора денег. Иные расхаживают в электричках и вагонах, громко вещая свои душещипательные истории и надеясь на сочувствие соседей.
К сожалению, профилактика бродяжничества и попрошайничества не дает никаких положительных мер. И верно: в нашей стране еще много осталось тех, кто искренне верит во все плакаты и плаксивые рассказы заунывным тоном. Они отдают последнее, чтобы все было «по-христиански». Люди даже не задумываются о том, что их могут обманывать.
Чем опасны попрошайки?
Почему столь опасны попрошайки? Во-первых, за многими из них числится вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. По закону это строго преследуется, что не мешает из года в год тысячам детей пропадать на улице – и не из-за игр с друзьями. В будущем таких детей зачастую банды, наркотики, воровство, даже убийства.
Да и сами нищие – это тоже криминальная сфера. Со стороны кажется, что это смирные, спокойные люди, сидящие на обочинах и надеющиеся на милость прохожих. В любую погоду, словно на работу, приходят они на мосты, ко входам в подземку, к автобусным остановкам. Но на самом деле попрошайничество представляет собой серьезный процветающий бизнес, отличающийся очень строгой иерархией. Не зря была введена в законы страны статья «Попрошайничество», не зря по ней пытаются повысить ответственность, ведь можно смело сравнивать нищих с мафией. И людей здесь много, и организация есть, и деньги вращаются ох какие серьезные.
Не все так просто, как кажется
Среди попрошаек встречаются те, кто действительно оказался выброшен на улицу, без крыши над головой, но гораздо больше работающих в продаже наркотиков, занимающихся воровством, убийствами. Полицейская и судебная практика знает случаи, когда по статье «Попрошайничество» задерживали и выносили смешные штрафы долларовым миллионерам, сколотившим свое состояние на улицах.
Иные попрошайки и правда бродяги без дома, но много в этой среде тех, кто считает это занятие своей работой. С утра пораньше они надевают маскарад – старые, рваные тряпки, вызывающие у окружающих жалость, накладывают макияж, репетируют перед зеркалом кривляния, а затем отправляются в людные места. Вечерком такие трудяги возвращаются домой, в роскошную многокомнатную квартиру с современной отделкой и дорогой мебелью.
Все под контролем
Нельзя взять и начать просить деньги у прохожих просто так. Нет, это не потому что в административном кодексе статья «Попрошайничество» запрещает это. Она, конечно, запрещает – да кто станет слушаться законов, тем более при штрафе, возмещаемом всего за час работы?
На самом деле все места, где сидят нищие, контролируются внутри этой структуры. Чем больше доход с точки, тем выше будет контроль над ней. Часть дохода придется передать «крыше», часть получится оставить себе. Чем больше суммарный доход, тем больше «нищий» заработает для кармана. Это, несомненно, серьёзный стимул, и люди изобретают новые и новые методы давить на жалость окружающих. Между прочим, рабочее место можно даже продать – и стоить оно будет приличных денег. В то же время стать частью гильдии нищих не так и просто, чужаков гонят взашей. А в одиночку на улице прокормиться и правда сложно.
Используем все, что можно
Как выше уже написано, часть дохода нищие отдают главарям, обеспечивающим в некоторой степени безопасность и даже извращенную справедливость в мире попрошаек. Как заставить людей давать больше денег, чтобы побольше заработать для себя? Самый простой способ – использовать детей. Все любят детишек, хотят для них лучшего будущего, поэтому для малолетних никаких денег не жалко, даже если это не родная кровинушка.
А вот для попрошаек дети – это инструмент заработка, используемый, чтобы вышибить слезу из прохожего. Что они и делают, между прочим, мастерски. Если берут с собой младенцев, то подмешивают в еду наркотики или алкоголь – малыши спят и не плачут, не нужно успокаивать и убаюкивать, а на прохожих эффект все равно сильный. Те, кто постарше, помогают взрослым – строят жалобные глазки, привлекают внимание поведением. Впрочем, маленькие в этом мире выживают редко – инструментов много, поэтому попрошайки их не берегут.
Что обновить в законе?
Чтобы сделать борьбу с попрошайничеством более эффективной, сперва предложили увеличить штрафы. Почему бы не брать с каждого попрошайки 2,5-5 тысяч? И бюджету хорошая прибыль, и желающих выпрашивать деньги на улицах, глядишь, поубавится – видимо, именно так рассуждали чиновники. Впрочем, этим предложенные инициативы не исчерпались.
На рассмотрение высшим властям предложили следующий план: необходимо уточнить, что попрошайничество предполагает выпрашивание не только лишь денег, но также продуктов, любых ценностей материального характера. И это с уже выше описанным исключением термина «навязчивое». Словом, подобная инициатива должна была максимально полно охватить происходящее на улицах российских городов.
А исторически?
Если обратиться к опыту прошлых столетий, можно узнать, что в Европе попрошайничество наказуемо уже очень давно. В 14-м столетии уже были введены такие нормативы, по которым попрошайкам от закона доставалось довольно серьезно. Петр Великий привез в Россию много нового из западных веяний и практик, в том числе и борьбу с попрошайками. Когда у власти были советы, нищие, выпрашивающие деньги у обычных людей, могли получить наказание по 209-й статье Уголовного кодекса. По ней ответственность предполагала ни много, ни мало тюрьму. Посадить могли аж на 2 года. Для рецидивистов максимальным сроком установили 4 года.
Статью убрали из Уголовного кодекса в 1991 году. И по сей день действуют нормативы, введённые в тот период времени, когда попрошайничество переквалифицировали в административный проступок.
Ничего не сохранили?
На самом деле нельзя сказать, что от советской практики в нашем законодательстве не осталось никаких следов. И сегодня попрошайке могут присудить наказание по Уголовному кодексу, но произойти это может в такой ситуации, когда удалось уличить некоторое лицо в активном участии в нищенской мафии и занятии в ней контролирующих позиций.
Тот, кто управляет всей этой системой, верхушка иерархической лестницы попрошаек – это настоящие боссы, преследуемые по правилам уголовного делопроизводства… если, конечно, удалось их поймать, что происходит довольно редко. Зато если уж поймали, то обвинений не счесть. Это и рабский труд, и причинение увечий и побоев, реже – убийство и иные тяжелые преступления. Основная проблема, с которой сталкиваются правоохранительные органы, даже если удалось взять под стражу подобного босса – отсутствие свидетельских показаний. Наибольшей информацией располагают нищие, но они редко соглашаются сотрудничать со следствием, и в итоге подозреваемых отпускают «за отсутствием состава преступления» или с иными сходными формулировками.
Безнаказанно помыкать братьями меньшими
Этот грех за попрошайками известен давно, ведь люди, опустившиеся в самый низ социальной лестницы, стараются использовать все, что подворачивается под руку. Если уж эксплуатируют новорожденных, почему бы не выпрашивать деньги с помощью животных? Не так давно законодатели проявили инициативу – предложили ввести специальное наказание для тех, кто прибегает к животным. Проект закона предполагает административную ответственность.
Внимание общественности к проблеме эксплуатации животных активисты пытались привлечь давно. Как известно, нищие, использующие животных, издеваются над ними, содержат в отвратительных условиях. Кроме того, если попрошайки имеют собственный дом, тогда всех кошек и собак они оставляют в нем, что создает обилие проблем соседям, ведь животных не кормят, не ухаживают за ними, банально не обеспечивают туалетом – словом, создают настоящее гетто в худших традициях. И все это презентуют как общественно полезную работу по спасению умирающих на улице.
Как это работает?
По новой инициативе предлагают ввести ответственность тем лицам, которые выставляют животных на публике, пытаясь за это получить деньги. Обычно такие попрошайки просят деньги на корм животным. Законопроект содержит наказание за такое поведение, а также более серьезный вариант в случае, если от подобных действие животное пострадало или погибло.
В то же время допускаются специализированные проекты, собирающие деньги для животных. Это места благотворительной помощи для легальных приютов, где для бездомных животных стараются создать адекватные условия проживания и помогают им обрести новый дом.
А полиция по этому вопросу дополнительно разъясняет: если простая старушка со своей кошкой попытается встать в переходе, чтобы собрать милостыню для себя и животного, ее тут же изгонят местные боссы из мафии попрошаек. Это означает, что стоят на улице лишь те, у кого есть крыша – то есть вовсе не бедные люди, нуждающиеся в поддержке, а обманщики, собирающие деньги не для животных.