Многие и не подозревают, что все сервисы и услуги, которыми мы пользуемся в Сети, базируются на точно таких же компьютерах, что работают в наших квартирах, только настроены совершенно иначе, не могут похвастать красивым графическим интерфейсом и управляются с помощью специализированных команд. Эти компьютеры именуются серверами. Люди осведомленные, конечно, знают, как произвести настройку и «поднять» собственный сервер. Тем же, кто в этом деле новичок, необходимо проштудировать не один форум, чтобы окончательно освоиться. Одно известно точно: для настройки недорогого и стабильного сервера необходимо выбрать такую же недорогую и стабильную основу, а именно операционную систему на основе Linux. Выбор большинства падает на CentOS 7. В данном материале собрана краткая информация о том, как произвести установку CentOS 7 и создать на ее основе базовый сервер.
Что такое CentOS?
CentOS - это дистрибутив Linux, главным достоинством которого является стабильность. Данная система, как и ближайший конкурент Fedora, была построена на исходном коде платного дистрибутива Red Hat Linux. Последний, в свою очередь, является идеальным инструментом для системных администраторов, в работе которых требуется предсказуемость, стабильная работа и удобное управление.
CentOS не может похвастать самыми последними версиями пакетов, в отличие от той же Fedora, но каждый системный администратор будет этому только рад, когда Fedora или другой современный дистрибутив со своими свежими пакетами «упадет», а CentOS продолжит спокойно работать независимо от обстоятельств. В данном материале вкратце описывается процесс настройки и установки CentOS 7, основные особенности системы и рабочая среда.
Загрузка CentOS 7
Перед установкой CentOS 7 необходимо загрузить дистрибутив операционной системы на официальном сайте.
Существует несколько вариантов загрузки:
- ISO-файл для записи на диск – идеальный вариант для большинства с полноценной системой и графическим интерфейсом;
- ISO-файл для установки с жесткого диска и USB-флешки – самый полный комплект пакетов;
- ISO для минимальной выгрузки – содержит в себе только базовую операционную систему с минимальным набором пакетов и без графического интерфейса (на этой версии дистрибутива можно без проблем «поднять» сервер, не устанавливая ничего лишнего).
В числе загрузочных файлов можно отыскать два «живых» образа диска с двумя разными рабочими средами (KDE и Gnome). Эти образы подойдут тем, кто хочет опробовать систему в деле до установки на жесткий диск.
Установка CentOS 7
Даже при выборе минимального образа CentOS 7 предложит воспользоваться графическим интерфейсом для установки системы на жесткий диск.
Процесс этот проходит в 6 основных шагов:
- Настройка даты и времени – на этом этапе достаточно выбрать свой часовой пояс, и время будет выставлено автоматически.
- Настройка языка и раскладки – необходимо выбрать один основной язык системы и один дополнительный, а также указать необходимые раскладки клавиатуры для них.
- Источник установки – на данном этапе можно ничего не менять, тогда файлы для установки будут взяты с носителя с системой.
- Программное обеспечение для установки – на этом этапе необходимо выбрать минимальный пакет программ, так как нам нужно развернуть сервер без рабочего стола и графического интерфейса.
- Место установки – на этом этапе выбираем жесткий диск, на который будет произведена установка, а также разметку.
- Настройка интернета – здесь нужно внести данные о подключении к Сети.
После введения данных необходимо будет создать профиль пользователи и указать пароль Root. После завершения процесса установки компьютер перезагрузится и предложит запустить новую операционную систему.
Установка сервера CentOS 7
Здесь вкратце поговорим о том, как развернуть универсальный сервер на базе CentOS 7 с минимальным набором необходимых инструментов, которые требуются для его полноценной работы.
Итак, для начала необходимо отыскать сам сервер. Его можно либо нанять в Сети (от 250 рублей), либо настроить на локальной машине. Единственное, что потребуется, – это данные SSH, которые будут использоваться для входа на сервер. Возьмем в качестве примера абстрактный почтовый адрес root@centos.com и имя пользователя c паролем тоже centos.
Начать конфигурацию стоит с создания пользователя и выдачи ему всех необходимых прав:
- Добавляем пользователя командой useradd centos;
- Создаем для него уникальный пароль – passwd centos;
- Заставляем систему отправлять root-почту этому пользователю – vi /etc/aliases;
- Даем пользователю права sudo командой visudo (командная строка отзовется подтверждением операции).
Далее необходимо указать имя хоста. Это можно сделать командой hostnamectl set-hostname server1.centos.net.
После нужно отключить Firewall и SeLinux. Это необходимо сделать для того, чтобы случайно не лишить себя прав доступа к серверу. Приостановить работу Firewall можно, используя команды systemctl stop firewalld и systemctl disable firewalld. Ситуация с SeLinux немного сложнее: необходимо открыть соответствующий конфигурационный файл в текстовом редакторе Vi с помощью команды vi /etc/selinux/config, разыскать там строку SELINUX=enabled и заменить на SELINUX=disabled. Затем нужно перезагрузить систему.
Следующим этапом настройки будет установка SSH.
Для этого необходимо:
- Добавить соответствующие ключи с севера командой ssh-copy-id root@centos.com.
- Изменить порт в конфигурационном файле /etc/ssh/sshd_config на Port 222.
- Запретить вход на сервер без прав Root, вписав строку PermitRootLogin without-password.
- И перезагрузить сервер командой systemctl restart sshd.
Также нужно обновить все системы и установить хранилища epel и rpmforge. Для этого необходимо:
- Обновить все системные элементы командой yum update.
- Загрузить новые системные компоненты командой yum -enablerepo=cr update.
- Если существующих компонентов недостаточно, можно загрузить более современные версии epel и rpmforge, для этого вводим команду yum -y install *адрес репозитория, где хранится нужная версия программного обеспечения* (подходящий репозиторий можно легко найти на профильных ресурсах).
Проверка сервисов, настройка Apache и PHP
Для установки дополнительных компонентов в существующий каркас сервера потребуется проверка и отключение некоторых сервисов и MTA-служб.
Для этого нужно:
- Проверить, что из служб уже запущено, командой systemctl -t service.
- Отключить все ненужные и запретить их запуск, например для установки почтовых служб потребуется отключение postfix командами systemctl stop postfix и systemctl disable postfix.
Затем нужно загрузить Apache и PHP, необходимые для полноценного функционирования нашего сервера.
Итак, для этого:
- Устанавливаем пакет Apache командой yum -y install httpd.
- Вносим изменения в конфигурационный файл (там необходимо указать адрес сервера, имя, подписи и прочее).
- Запускаем Apache и включаем функцию автозапуска командами systemctl start httpd и systemctl enable httpd.
- Затем добавляем PHP командой yum -y install php php-mbstring php-near.
- Перезагружаем Apache командой systemctl restart httpd.
Установка системы управления БД MySql
Перед тем как произвести установку MySql в CentOS 7, стоит уточнить, что при использовании стандартного менеджера загрузок Yum система скачает альтернативную версию программы под название MariaDB, поэтому в случае с CentOS придется идти обходным путем.
Для установки MySql необходимо:
- Загрузить клиент MySql с официального репозитория утилиты с помощью команды wget *ссылка на файл с клиентом MySql*.
- Затем установить его в систему командами sudo rpm –ivh *полное название rpm файла с нужной версией MySql* и sudo yum install mysql-server.
- Затем дважды подтвердить операцию, введя в командную строку Y.
Установка системы мониторинга Zabbix
Для установки Zabbix в CentOS 7 необходимо найти свежую версию клиента на официальном сайте разработчика и затем инсталлировать его в системе.
Для этого необходимо:
- Добавить репозиторий командой rpm Uvh *ссылка на rpm-файл с актуальной версией Zabbix*.
- Обновить список доступного программного обеспечения командой yum update.
- Затем установить клиент Zabbix в систему командой yum install zabbix-agent.
- После остается проверить версию клиента (нужна третья) и утвердительно ответить на все запросы, вводя Y в командной строке.
Установка почтового сервера Zimbra
Перед тем как произвести установку Zimbra в CentOS 7, необходимо подготовить для этого систему.
Итак, нужно проделать следующее:
- Правильно настроить файл etc/hosts и hostname.
- Разрешить в iptables все порты Zimbra.
- Выключить SeLinux.
- Выключить все MTA-службы.
- Обновить операционную систему командой yum update -y.
- Затем нужно загрузить соответствующие пакеты командой yum install perl perl-core ntpl nmap sudo libidn gmp.
- Затем - саму утилиту Zimbra командой wget *ссылка на файл с утилитой Zimbra актуальной версии*.
- Распаковать файл командой tar и перейти в соответствующую директорию командой cd.
- После чего нужно запустить процесс установки командой ./install.sh —platform-override.