Условно-патогенная микрофлора. Самые известные условно-патогенные микроорганизмы

Большая часть живой материи Земли представлена микробами. На данный момент этот факт установлен точно. Полностью человек быть изолирован от них не может, и они получили возможность жить в нем или на нем без причинения вреда.

О микробах

условно патогенная микрофлора

На поверхности человеческого организма, на внутренних оболочках его полых органов помещается целая толпа микроорганизмов различных мастей и видов. Среди них можно выделить факультативные (они могут как присутствовать, так и нет) и облигатные (обязательно имеются у каждого человека). Что такое условно-патогенная микрофлора?

Процесс эволюции повлиял на отношения организма с находящимися в нем микробами и привел к динамическому равновесию, контролирующемуся иммунной системой человека и некоторой конкуренцией различных видов микробов, что считается нормой.

Однако и это сообщество микробов содержит те, которые могут вызвать какую-либо болезнь в условиях, зачастую не зависящих от них самих. Это и есть условно-патогенная микрофлора. Этих микроорганизмов достаточно большое количество, например, к ним относятся некоторые виды клостридий, стафилококков и эшерихий.

У человека и живущих в его организме бактерий достаточно разнообразные отношения. Большая часть микробиоценоза (микрофлоры) представлена микроорганизмами, сосуществующими с человеком в симбиозе. Другими словами, можно сказать, что отношения с ним приносят им пользу (защита от ультрафиолета, питательные вещества, постоянная влажность и температура и прочее). В это же самое время бактерии также приносят организму носителя пользу в виде соперничества с микроорганизмами болезнетворными и выживания их с территории своего существования, в виде расщепления белков и синтезирования витаминов. В одно время с бактериями полезными у человека присутствуют сожители, не приносящие особого вреда в небольших количествах, однако становящиеся болезнетворными при определенных обстоятельствах. Это условно-патогенные микроорганизмы.

Определение

Условно-патогенными называются микроорганизмы, представляющие собой большую группу грибов, бактерий, простейших и вирусов, живущих с человеком в симбиозе, но вызывающих в определенных условиях разнообразные патологические процессы. К перечню самых распространенных и известных можно отнести представителей родов: aspergillus, proteus, candida, enterobacter, pseudomonas, streptococcus, escherichia и множество других.

Чем еще интересна условно-патогенная микрофлора?

посев на микрофлору

Четкой границы между условно-патогенными, патогенными и непатогенными микробами ученые обозначить не могут, поскольку их патогенность в большинстве случаев определяет состояние организма. Таким образом, можно сказать, что микрофлора, которую выявили при проведении исследования у абсолютно здорового человека, способна вызвать у другого заболевание с последующим летальным исходом.

Проявление патогенных свойств у условно-патогенных микроорганизмов может быть только во время резкого снижения резистентности организма. Здоровый человек постоянно имеет в наличии эти микроорганизмы в желудочно-кишечном тракте, на кожных покровах и слизистых оболочках, но они не вызывают у него развития патологических изменений и воспалительных реакций.

Условно-патогенная микрофлора до поры до времени не опасна для человека. Но имеются нюансы.

А потому условно-патогенные микробы называются оппортунистами, поскольку они пользуются любой благоприятной возможностью для интенсивного размножения.

В каких случаях следует бояться такой инфекции?

О возникновении проблем, однако, можно говорить в случае, когда по какой-то причине сильно снижается иммунитет, и это было при обследовании обнаружено. Условно-патогенная микрофлора тогда действительно опасна для здоровья.

условно патогенные микроорганизмы

Такое возможно в некоторых ситуациях: при тяжелой респираторной вирусной инфекции, приобретенном или врожденном иммунодефиците (ВИЧ-инфекции в том числе), при болезнях, снижающих иммунитет (заболевания сердечно-сосудистой системы и крови, сахарный диабет, злокачественные опухоли и другие), приеме препаратов, которые угнетают иммунную систему (химиотерапия при онкологической болезни, кортикостероиды, цитостатики и другие), при переохлаждении, сильном стрессе, запредельных физических нагрузках или прочих экстремальных влияниях окружающей среды, в период кормления грудью или беременности. Каждый такой фактор в отдельности и в совокупности нескольких из них особенно способен привести к вызову условно-патогенными бактериями развития достаточно серьезной инфекции и стать угрозой здоровью человека. Когда требуется посев на микрофлору?

Золотистый стафилококк

В докторской практике часто встречаются следующие ситуации: когда получается положительный анализ на золотистый стафилококк мазка из носа, зева, грудного молока или кожной поверхности, абсолютно здоровый человек может слишком разволноваться и потребовать от специалиста проведения терапии, антибиотиками в том числе. Такую обеспокоенность можно легко объяснить, однако зачастую она является беспочвенной, поскольку практически половина людей всего мира имеет золотистый стафилококк и при этом даже не подозревает этого. Данный микроорганизм является обитателем слизистой оболочки верхних дыхательных путей и кожных покровов. Это характерно для такой категории, как условно-патогенные микроорганизмы.

обнаружено условно патогенная микрофлора

Также он является обладателем феноменальной устойчивости к различным факторам внешней среды: воздействию множества антибиотиков, обработке антисептиками, охлаждению и кипячению. Эта причина влияет на то, что от него почти нельзя избавиться. Вся бытовая техника, поверхности в доме, игрушки и мебель обсеменяются им. И только способность иммунитета кожи к ослаблению активности данного микроорганизма спасает от гибели из-за инфекционных осложнений большую часть людей. Иначе рост условно-патогенной микрофлоры, а в частности стафилококка, было бы не остановить.

Можно сделать вывод о том, что единственным фактором, с которым золотистый стафилококк справиться не может, является иммунитет человека. Попадание в категорию повышенного риска происходит при ослаблении защиты человека. В таком случае он может стать причиной серьезных болезней, как, например, пневмония, менингит, а также инфекционных поражений мягких тканей и кожи (флегмона, абсцесс, панариций и прочие), цистита, пиелонефрита и прочих. Единственным возможным лечением стафилококка является применение антибиотиков, к которым этот микроорганизм чувствителен. Какая существует условно-патогенная микрофлора кишечника?

нормальная и условно патогенная микрофлора не обнаружена

Кишечная палочка

Кишечная палочка считается естественным обитателем в нижнем отделе пищеварительного тракта у каждого человека. Без нее кишечник полноценно не смог бы работать, поскольку она очень важна для процесса пищеварения. В том числе данный микроорганизм способствует вырабатыванию витамина К, участвующего в процессе кровесвертывания, и предотвращает слишком активное развитие вызывающих очень серьезные болезни патогенных штаммов бактерий кишечника.

Кишечная палочка не способна существовать длительное время вне организма носителя, поскольку для нее наиболее комфортны условия нахождения на поверхности слизистой оболочки кишечника. Но эта очень полезная и безобидная бактерия также может послужить источником реальной угрозы, когда попадает в брюшную полость или просвет прочих органов. Такое становится возможным при занесении кишечной флоры в мочевыводящие пути, влагалище или при перитоните (появлении отверстия, которое служит выходом для содержимого кишечника). Такой механизм ведет к возникновению простатита, вульвовагинита, цистита, уретрита и прочих болезней. Нужен регулярный посев на микрофлору.

Зеленящий стрептококк

условно патогенная микрофлора кишечника

Зеленящий стрептококк тоже относится к бактериям условно-патогенного характера, поскольку обнаруживается у большинства людей. Его излюбленной локализацией является полость рта, а точнее слизистая, которая покрывает десны, и зубная эмаль. В том числе этот микроб обнаруживается в мазках из носа и зева. К особенностям зеленящего стрептококка относится то, что в слюне при повышенном содержании глюкозы он способен разрушать зубную эмаль, вызывая при этом пульпит или кариес. Мазок на условно-патогенную микрофлору проводит врач.

Профилактика

Можно сказать, что умеренное потребление сладкого и простейшая гигиена полости рта после еды являются самой лучшей профилактикой данных заболеваний. Кроме того, иногда зеленящий стрептококк вызывает проявление прочих недугов: тонзиллита, гайморита, фарингита. Самыми тяжелыми болезнями, которые может вызвать зеленящий стрептококк, являются менингит, пневмония, эндокардит и пиелонефрит. Однако они развиваются только у очень небольшой категории людей, которых можно отнести к группе высокого риска.

рост условно патогенной микрофлоры

А если бакпосев - нормальный, и условно-патогенная микрофлора не обнаружена? Такая ситуация бывает довольно часто. Это означает вариант нормы.

Лечение

Единственным правильным методом терапии кишечной палочки, зеленящего стрептококка и стафилококка является применение антибиотиков. Но оно должно сопровождаться определенными показаниями, к которым не относится носительство, если оно бессимптомно.