Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) – серия двусторонних соглашений между СССР и США по вопросу безопасности от ядерного вооружения. Раундов переговоров было несколько. В результате были подписаны договоры ОСВ-1 и ОСВ-2. Первый - в 1972 году, второй – в 1979 году.
Предпосылки и концепция «достаточности» в СССР
Если говорить о предпосылках и причинах того, почему произошло первое подписание договора ОСВ-1, то здесь необходимо упомянуть про концепцию «достаточности» в ядерном вооружении. Данный термин неоднозначно воспринимался на Западе, но этот факт совсем не влиял на поведение советской стороны. На XXVI съезде КПСС была озвучена наша официальная ядерная концепция. Суть ее в том, что СССР и США имеют равновесие, которое объективно служит сохранением мира, и на вооружении имеется достаточное количество ядерных боеголовок, которые распределены равномерно между Ракетными войсками стратегического назначения, ВМФ и ВВС. Никакого превосходства в количественном отношении над американцами нам не нужно. Фактически руководство СССР объявило о том, что никакой гонки вооружения больше не будет. Еще Н. Хрущев в свое время заявлял Д. Кеннеди о том, что для нашей страны не имеет значения то, сколько раз США может ее уничтожить - восемь или девять. Нам достаточно знать то, что СССР может уничтожить США хотя бы один раз. Фактически это и есть вся суть «концепции достаточности», которую оформили на съезде партии уже официально.
Позиция США
Соединенные Штаты относились к этому иначе: они с нежеланием шли на подписание договора ОСВ-1. Причина кроется во внутриполитической борьбе: в США соревнуются две партии на выборах. Одна всегда должна критиковать другую. В шестидесятых годах прошлого века Демократическая партия была солидарна с советской стороной и сделала так, чтобы новый срок республиканец Никсон начал свое правление с вопроса об ограничении вооружений. Для нового президента эта была серьезная головоломка, так как он на протяжении всей предвыборной кампании критиковал возможный ядерный паритет СССР и США. Он всё время заявлял о том, что нужно добиваться тотального превосходства в вооружениях над нашей страной. Этим и воспользовались проигравшие демократы, подложив «свинью» под кресло нового президента.
Никсон попал в патовую ситуацию: с одной стороны, он раскритиковал идею паритета СССР и США, был сторонником ядерного количественного превосходства. А с другой стороны, наращивание гонки вооружения в одностороннем порядке - при официальном объявлении СССР об ограничении численности своего ядерного вооружения - подрывало имидж Штатов как «силы добра», которая борется с «Империей зла». Получается то, что стороны меняются ролями в глазах всего западного капиталистического мира. В этой связи Никсону пришлось идти на уступки и согласиться на подписание договора ОСВ-1.
Концепция США при Никсоне
Заявить о том, что США и СССР подписывают новые договоры, и устанавливается паритет, естественно, президент от Республиканской партии не мог. Именно поэтому и была выбрана «стратегия достаточности» и в США. Т.е. для избирателей она являлась чем-то между концепцией тотального превосходства и концепцией ядерного паритета. На самом деле, эта точка зрения вовсе не популистская: США действительно обладали большим запасом ядерного вооружения, чем СССР.
Показательна реплика заместителя министра обороны Д. Паккарда: «Достаточность означает лишь то, что это слово удобно употреблять в выступлениях. Кроме этого она ничего не значит». Скорее всего, президент Никсон расценивал «концепцию достаточности» как некий компромисс между своей предвыборной программой и политикой предшествующих до него демократов.
Принципы по развитию американских стратегических сил
Итак, администрация Никсона объявила о "концепции достаточности". Официально были предложены следующие принципы:
- Поддержание достаточного числа стратегических вооружений для ответного удара даже после «внезапной ядерной атаки».
- Устранение любого стимула для «внезапной атаки».
- Лишение возможности предполагаемого противника возможности нанести ущерб США больше, чем могут нанести ущерб Соединенные Штаты в ответном ударе.
- Обеспечения защиты США от ядерных ударов.
Как и всегда бывает в американской дипломатии, этот проект можно «подогнать», как для «концепции достаточности», так и для доктрины «тотального превосходства», так как четких планов и конкретных цифр в ней не предусмотрено. Многие военные эксперты заявили, что любая сторона может посчитать эту концепцию так, как ей вздумается, и будет права. Однако прямой отказ от тотального превосходства уже некий прогресс политики США, без которого абсолютно невозможным становится подписание договора ОСВ-1.
Проблема противоракетной обороны
Вся суть американской политики проявилась при обсуждении противоракетных систем. Дело в том, что СССР ушел вперед по технологиям противоракетной обороны. Мы научились на 23 года раньше американцев сбивать ядерные ракеты неядерными ракетами за счет кинетической энергии от взрыва тротилового эквивалента. Фактически у нас был безопасный щит, который позволял не взрывать на нашей территории ядерных боеголовок. Американцы же могли сбивать ядерные ракеты только другими ядерными ракетами с меньшей мощностью. В любом случае избежать ядерного взрыва на территории США не получалось. Поэтому американцы настояли на отказе от создания системы ПРО при обсуждении ОСВ-1 и ОСВ-2.
США объясняли отказ от развития ПРО тем, что якобы нет смысла ограничивать гонку наступательных вооружений, если не запретить гонку оборонительных. По словам американцев, продолжение развитие ПРО советской стороной дестабилизирует установившееся деликатное равновесие между двумя сверхдержавами. В этом вопросе США как будто забыли о своем превосходстве в наступательных вооружениях и о предвыборных обещаниях Никсона.
Советская сторона категорически была против такого подхода, справедливо заявляя о том, что развитие обороны – это морально, а развитие нападения – безнравственно. К тому же, американцам предложили решить вопрос о сокращении наступательных вооружений, также справедливо заявляя то, что у США было по ним преимущество.
Развертывание американских ПРО – угроза предстоящих соглашений
В 1967 году Администрация США в одностороннем порядке развертывает свою систему противоракетной обороны. Они объясняли это тем, что система не направлена против СССР, а имела своей целью нейтрализовать угрозу КНР. Последняя и вовсе имела к тому времени лишь номинальное ядерное оружие, которое никак не могло угрожать США. Удивительным образом история повторяется с противоракетной обороной США в Восточной Европе, которая направлена якобы против Ирана, хотя он не угрожает ни США, ни странам Восточной Европы. Военные специалисты отмечали тогда, как и отмечают сейчас то, что целью американцев является наша страна.
К 1972 году Правительство и министерство обороны США уже не могли себя оправдывать перед антимилитаристскими силами в западном мире. Ядерный запас США увеличивался, оружие совершенствовалось, а никаких предпосылок для этого не наблюдалось. Наша страна назло американцам вела дружелюбную политику, соглашаясь на любые соглашения – незадолго до этого всё же было подписано соглашение об ограничении развития системы ПРО.
Визит Никсона в СССР и подписание договоров
В мае 1972 года состоялся исторический визит Никсона в Москву. Предварительный договор об ограничении стратегических вооружений был подписан 29 мая 1972 года. Он назывался «Основа взаимодействия между СССР и США». Обе стороны признали, что мирное сосуществование обеих великих держав является единственной приемлемой основой взаимоотношений. Также обе страны взяли на себя ответственность по предотвращению локальных конфликтов, взяли на себя обязанность проявлять сдержанность и решать разногласия мирными средствами.
В мае также был подписан другой договор – "Договор об ограничении систем противоракетной обороны". Стороны должны были выбрать определенные участки на своей территории, на которых будут расположены объекты ПРО. СССР оградил Москву от ядерных атак. США – несколько объектов с ядерным оружием.
Подписание договора ОСВ-1: дата, основные положения
ОСВ-1 – это совокупность договоренностей между Америкой и СССР с 1969 по 1972 год. Всё началось в Хельсинки. И многие считали, что он так и останется в проекте. Однако всё же состоялось подписание советско-американского договора ОСВ-1 Никсоном в Москве в 1972 году. Ядерное оружие СССР и США с этого времени строго фиксировалось. Рост количества боеголовок запрещался. Также вводился мораторий на испытание ядерного оружия в СССР, но это не значило, что наша страна готова была отказаться от продолжения работы по развитию ядерной энергетики вооружения.
В это время Советский Союз развертывал до 200 новых ракет. У США было 1054 Межконтинентальных баллистических ракет, 656 ракет на подводных лодках. Ядерное оружие СССР и Соединенных Штатов с этого времени оставалось неизменным. Однако американцы брали на вооружение новый тип ракет – РГЧ (ракеты с разделяющимися частями). Особенность их в том, что номинально это одна ракета, но она поражает несколько стратегических объектов.
ОСВ-2
ОСВ-1 и ОСВ-2 – это единая система договоров. Второй являлся логическим продолжением первого. Отличие лишь было в том, что ОСВ-2 – единый договор, подписанный 18 июня 1979 года в Вене на встрече Л. Брежнева и Д. Картера.
Основные положения
ОСВ-2 ограничивал количество стратегических носителей до 2400 штук. Обе стороны также договаривались уменьшать этот объем. Только 1320 единиц могли быть оснащены боеголовками с заданным объектом поражения. В это количество входили все разновидности ядерного вооружения. Помимо этого ограничения коснулись количества боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях: кораблях, самолетах, подводных лодках.
ОСВ-2 запрещал и ввод в эксплуатацию новых ракетных шахт, ограничивал модернизацию. Каждая из сторон, например, могла развернуть не более одной новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая могла быть оснащена 10 боезарядами.
ОСВ-2 не был ратифицирован в США, так как Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Однако неофициальный договор соблюдали обе стороны.
СНВ-1 и СНВ-2
История ограничительных договоров на ОСВ-2 не закончилась. 31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательный вооружений Советского Союза и США (Договор СНВ-1). Это один из последних договоров СССР, подписанный М. Горбачевым. Срок его действия составлял 15 лет. Цель договора – сокращение вооружения до 30 процентов от всех имеющихся сил ядерного вооружения. Исключение лишь было сделано для морских крылатых ракет с дальностью свыше 600 км. Это и неудивительно: США располагали огромным количеством таких ракет, а у нашей страны их не было совсем.
После распада СССР необходимо было вновь переподписать договор уже с Россией, так как возник риск того, что наша страна не будет исполнять условия СНВ-1. В январе 1993 года был подписан новый договор – СНВ-2 Б. Ельциным и Дж. Бушем. В 2002 году наша страна вышла из договора в ответ на то, что США вышли из договора по ПРО. В 2009 году Д. Медведев и Б. Обама в Женеве вели переговоры о новом договоре по СНВ, однако республиканский американский Конгресс блокировал все инициативы демократа Б. Обамы в этом вопросе. Официальная формулировка конгрессменов – «США опасаются «жульничества» со стороны России по исполнению договора».
СНВ-3
В 2010 году президенты России и США подписали новый договор. Каждая сторона по нему может иметь не более 1 550 единиц ядерных боезарядов. Число стратегических носителей не должно превышать более 800 единиц. Этот договор ратифицировали обе стороны.