Международная кредитная политическая структура организована так, что почти каждое государство берет в долг у одних и пополняет финансовыми ресурсами бюджет иных стран, которые находятся в области взаимных интересов. При этом вернуть задолженность кредитору реальными деньгами является довольно проблематичным делом. Крупные государства часто прощают долговые обязательства странам, которые не способны вовремя отдать предоставленный им кредит и накопившиеся проценты. Впрочем, в мировой практике является обычным делом и «несписание» долгов, причем даже очень старых. Не составляет исключение и Российская Федерация.
Денежный долг не всегда материальный
Большая часть списываемых долговых обязательств другим государствам именно долгами в прямом смысле слова не представляются. Так как финансовые ресурсы, которые якобы давались в долг, вообще никогда могли и не выходить за пределы страны, дающей кредит, а иногда этих денежных средств даже просто материально не существовало. Объясняется это так: финансовая кредитная помощь в основном дается на строительство, оборудование, пищевые ресурсы, которые нужно было покупать у страны-кредитора, либо на строительство энергетических производств и развитие инфраструктуры, которые должны были делать фирмы страны-кредитора. Вот и получается, что за счет других страна-кредитор просто увеличивала свой ВВП.
Зачем кредитовать страны, которые не смогут рассчитаться
В большинстве случаев Российская Федерация выдавала иным государствам денежную помощь для закупки вооружения, пищевых ресурсов или на постройку различных промышленных, инфраструктурных комплексов либо сельскохозяйственных объектов на территории государств, получающих финансирование. Но почему Россия списывает долги другим странам? Вооружение производилось в нашей стране, пищевые ресурсы тоже, а созданием промышленных, инфраструктурных комплексов либо сельскохозяйственных объектов занимались также наши мастера с поставкой отечественного оборудования на эти комплексы.
Атомная станция как пример кредитования
Примером могут послужить несколько атомных электростанций, которые были построены на территории разных стран российскими специалистами. Эти государства брали денежные кредиты у Российской Федерации на сооружение АЭС, но при этом поставкой стройматериала и возведением станции занимались специалисты нашей страны, предприятие снабжалось отечественным оборудованием. Почему Россия списывает долги? После постройки и оснащения комплекса Российская Федерация еще и получила постоянного покупателя отечественного топлива. Это значит, что финансовые средства страну-кредитора не покидали. С вооружением и закупкой продовольствия дела обстоят точно так же.
Бездолговые кредиты на вооружение
Многие страны имеют задолженность перед Российской Федерацией именно за кредиты, полученные на приобретение оружия. Естественно, денег, которые выделили на закупку оружия для оборонительных или военных целей, государства-получатели кредита и не видели. Они направлялись предприятиям изготовителям военного вооружения, которые находятся на территории России. Выгода такова: промышленные предприятия получают функционирование, заказы на изготовление и модификацию вооружения приходят постоянно, закупка расходных материалов в перспективе.
Россия до сих пор выполняет заказы на модификацию боевого вооружения, которое было продано другим странам еще Советским Союзом за послевоенные годы.
Кредитная схема закупки продовольствия
Приблизительно также дела обстоят и с кредитами на приобретение пищевых ресурсов. Несколько стран Африканского континента занимают лидирующее место по долгу перед Российской Федерацией по закупке продовольственного сырья. Государства берут денежные средства на закупку пшеницы, но финансы в эти страны не поступают, так как сырье выращивается и покупается на территории России либо продаётся из государственного резерва страны. Выгода для России такова: идет постоянная поддержка собственных сельхозпроизводителей, спрос на товар есть всегда, рабочие места фермерам обеспечены.
Отражение безвозвратных кредитов на внутренней жизни страны
В действительности все кредитные пособия рассчитываются как помощь государства своим промышленным учреждениям, начиная с сельскохозяйственных производителей, заканчивая предприятиями энергетического и военного комплексов. Это дает дополнительный спрос на производство товаров и стимулирует развитие отрасли. Многие считают, что лучше направить эти огромные суммы денег напрямую на внутреннюю область экономики, но не могут понять, что данные действия действительно помогают развиваться предприятиям внутреннего рынка страны.
Почему и зачем Россия списывает долги другим странам
Списание долгов происходит по взаимному согласию государств-кредиторов, государств-должников и третьих стран, участвовавших в данном процессе. При этом у каждого участника есть определенная выгода, которая может стоить существенно больше, чем общая сумма полностью выплаченного кредита. Россия производит списание долгов по нескольким причинам.
Полностью избавиться от долговых обязательств практически невозможно. Например, Российская Федерация является цессионарием СССР, а у Союза есть другие государства-должники, для которых выгодно считать, что если Советского Союза как такового больше нет, то задолженностей по кредитам тоже не существует. Также и страну-должника могут коснуться изменения в государственном строе, будь то смена власти при революции, разделение на несколько государств и др.
В таком случае долг может быть заменен разного вида преимуществами для выдающей кредит страны:
- прибыльные строительные договора;
- добыча полезных природных ископаемых;
- заключение выгодных экономических соглашений, по которым будут проходить финансовые средства;
- договора на поставку высококачественного российского оружия как для ведения боевых действий, так и в оборонительных целях.
На таких процедурах страна-кредитор может еще и неплохо заработать, а страна-должник обеспечивает свое государство постоянным рынком сбыта.
Также склоняют на списание долговых финансовых обязательств с государств, находящихся в зоне заинтересованности РФ, закрепление выгодных двум сторонам сделок, установление политического воздействия на определенный район с помощью постоянного финансирования государств. Финансовая помощь может выдаваться малоразвитым государствам взамен поддержки политического влияния Российской Федерации.
Долги по кредитам списываются для поддержания устойчивой кредитоспособности России на мировой арене. Одни страны выдают кредит с меньшей процентной ставкой, а другим государствам финансовые задолженности прощаются. Выгодно это государствам, но жителей страны это может никак не коснуться.
В обычной практике финансовые долговые обязательства не передаются другим странам, а остаются у кредиторов. Это происходит из-за того, что для плохо развитых в политическом смысле долговых государств, тяжело найти такую страну, которая сможет выплатить долг за него без ущерба себе. Поэтому списать хотя бы часть долга, обменять его на возможное выгодное сотрудничество – более прибыльный вариант.
Списанные долги России другим странам
За последние двадцать лет Россия списала долгов другим странам на сумму примерно 140 миллиардов долларов. Это если учитывать только те кредиты, которые превышают 1 миллиард долларов. Итак, далее о том, какие долги списала Россия. Какие страны получили, по сути, безвозмездную помощь? И сколько Россия списала долгов?
В 1992 году списанный долг России для Никарагуа перед СССР составил 2,55 млрд дол. Общий объем долга - 3,4 млрд, т.е. списано около 90% задолженности. В 2004 году государство долг полностью погасило.
1996 год. Общая сумма долга Анголы перед РФ составляет 5 млрд дол. Долг списан путем возвращения в 2016 году кредита в виде векселей на сумму 3,5 млрд.
2000 год. Полный долг Вьетнама составляет чуть более одиннадцати миллиардов. Списана часть на сумму в девять с половиной миллиардов. Выплата оставшейся части отсрочена на 2016-2022 гг.
2001 год. Из 6 млрд дол. Эфиопии простили 4,8 млрд. В 2005 г. долг страны полностью погашен.
2003 год. Монголии списали 11,1 млрд из 11,4 млрд дол. Оставшуюся сумму в триста миллионов страна выплатила сразу же после списания остальной части долга. Таким образом, долг был погашен полностью.
Тот же год. Лаос. Из 1,3 млрд дол. списано 960 млн.
2004 год. Списанные долги Ираку составили 9,6 млрд из 10,5. Глава государства надеется на то, что в интересах российских компаний будет сотрудничество со страной.
2005 г. Долг Сирии перед РФ составил тринадцать с половиной миллиардов долларов. Списано было почти десять миллиардов. Руководство страны взяло на себя обязанность закупать вооружение у России и проводить модификацию бронетехники.
2006 г. Алжиру прощено почти пять миллиардов долларов.
2007 г. С долга Афганистана списано чуть более одиннадцати миллиардов.
2008 г. Ирану из почти тринадцати миллиардов прощено двенадцать.
В 2008 г. Ливии простили четыре с половиной миллиарда.
В 2010 г. Монголии простили сто восемнадцать миллионов американских долларов.
В 2012 г. с КНДР 11 млрд дол. списали. Остаток долга на сумму более миллиарда будет использоваться в сфере образования, здравоохранения и энергетики при реализации совместных проектов в КНДР.
В 2013 г. Россия списала долг Киргизии на полмиллиарда. 188,9 млн простили сразу, вторую часть долга объемом в триста миллионов долларов будут списывать равными частями в течение последующего десятилетия.
Почему Россия списала долг Киргизии
В 2013 году в России вступил в силу закон, которым было утверждено соглашение о списании кредитного долга Киргизии, в соответствии с которым стране была прощена задолженность в размере 188,9 миллионов долларов. Но это не полная сумма долга.
Киргизия осталась должна Российской Федерации еще 300 млн дол. Эту задолженность было решено списывать частями, а именно по 30 млн дол. за год. При этом Киргизии начислялся процент по финансовой задолженности, однако в марте 2016 года начисление процентов прекратилось. На данный момент из 300 млн дол. долга прощено 60 млн. В апреле 2017 года власти, регулирующие долговые отношения, сообщили о начале переговоров о списании оставшегося объема долга, вместо ежегодного. Протоколом установлено, что после его подписания сторонами страна останется абсолютно ничего не должна России.
Россия списала долг с Киргизии, объясняя это тем, что таким образом она предоставит помощь в развитии республики.
Долги России на 2017 год перед другими странами
На сегодняшний день внешний долг России пред другими странами – это долг перед ними же, только оставшийся от СССР. Из-за отсутствия свободно оборачиваемой валюты, которой можно было оплатить предоставляемые товары и услуги другими странами, приходилось брать кредиты у других стран.
Государственный внешний долг России
Внешний долг РФ исчисляется в долларовом эквиваленте. Он вырос во времена кризиса, когда страна не могла расплатиться с действующими долгами, брала новые кредиты, а по старым начислялись проценты. За предыдущий год задолженность России перед странами-кредиторами выросла на 15,4% и составила почти шестьсот двадцать четыре миллиарда долларов. Наибольший долг у России перед США и ЕС. Он составил 125,3 млрд дол.
Планы по погашению внешнего государственного долга на 2017 год
За 2017 год Россия должна выплатить меньшую сумму, чем уже выплачена до этого. Это может объясняться так:
- РФ в 2017 году смогла сберечь положительную разницу между величиной и ценовой политикой экспорта и импорта, и за первую половину 2016 года эта разница составила 74,7 миллиарда долларов.
- Государство будет финансировать экспортные поставки товаров за счет погашения долга.
- Будет произведена смена коммерческих задолженностей на облигационные займы.
В заключение
Списанные долги России составляют крупную сумму в долларовом эквиваленте. Опыт во взаимоотношениях России со своими главными финансовыми должниками в постсоветское время показывает, что далеко не каждая страна, в которую инвестируются крупные денежные средства, оправдывает доверие и целесообразность сотрудничества. Но при этом существует ряд других мероприятий, проводимых по странам-должникам с целью финансового урегулирования государства.