Вместе с установкой камней и специальных столбов, отражающих расстояние до конкретного населенного пункта или направления движения, началась история дорожных знаков. С развитием автомобильной промышленности их количество пришлось существенно увеличить. Современные правила дорожного движения содержат более сотни знаков, позволяющих автомобилистам определять очередность проезда, в нужное время замечать опасность и так далее.
![История дорожных знаков](http://fb.ru/misc/i/gallery/55448/2047825.jpg)
О назначении дорожной символики
При интенсивном движении транспортных средств необходимо четкое регулирование потока, поэтому в основном акцент делается на этом. Хотя история дорожных знаков насчитывает всего чуть больше сотни лет, за данный промежуток времени было придумано более тысячи элементов. Менялись материалы изготовления, варианты представления и внешние характеристики, но суть оставалась всегда одна.
Выделяют следующие знаки:
- предупреждающие;
- запрещающие;
- информационные;
- сервисные;
- определяющие приоритет проезда;
- предоставляющие дополнительную информацию;
- устанавливающие особые предписания.
При обозначении в каждом конкретном случае используются определенные цвета и геометрические фигуры. Это делается для упрощения восприятия знаков, а также их своевременного обнаружения при движении. Кроме того, однотипные элементы всегда проще запомнить.
![История возникновения дорожных знаков](http://fb.ru/misc/i/gallery/55448/2047833.jpg)
Первая интернациональная унификация
С официальной историей появления дорожных знаков можно связать первую в мире унификацию, которая состоялась в 1909 году в столице Франции. В результате проделанной работы была создана специальная конвенция автомобильного передвижения в международном масштабе. Соглашение подписали 16 европейских стран. В их число вошла и Россия.
Современному водителю первый набор знаков может показаться неожиданным, так как количество автомобилей на то время не превышало 6 тысяч единиц. В основном по улицам передвигался гужевой и рельсовый транспорт. Машины стали влиять на формирование пунктов правил дорожного движения гораздо позже.
На рубеже столетий установкой знаков были озабочены активисты автомобильных сообществ и туристических организаций. Однако частная инициатива была временным явлением. Сначала проблемы унификации начали решаться на международном уровне, затем ими стали заниматься и государственные органы власти.
![История создания дорожных знаков](http://fb.ru/misc/i/gallery/55448/2047836.jpg)
Появление стандарта в Советском Союзе
Делегация СССР в 1926 году посетила международную конференцию в Париже, где на повестку дня была вынесена новая конвенция. Советская история дорожных знаков была переплетена со многими государствами. Представленную конвенцию также подписали:
- Германия.
- Бельгия.
- Куба.
- Ирландия.
- Дания.
- Болгария.
- Греция.
- Финляндия.
- Италия.
- Чехословакия и другие страны мира.
Следующий документ был учрежден в 1931 году, согласно которому число знаков достигло 26 единиц. Однако через 6 лет их количество было сокращено, так как государственные органы сумели доказать, что многие из них рассеивают внимание людей, находящихся за рулем.
![История знаков дорожного движения](http://fb.ru/misc/i/gallery/55448/2047851.jpg)
Срыв унификации в середине XX века
В истории дорожных знаков была и неудачная попытка приведения их к единой форме, которая случилась в 1949 году. Через некоторое время после Второй мировой войны в Женеве принималась очередная конвенция о нормах дорожного движения, а также составлялся протокол о сигналах и символике. Документация утверждалась на международном уровне при участии 80 государств.
Однако протокол о существующих дорожных знаках поддержали лишь 34 станы. Разработанная система не была одобрена мировыми державами – Великобританией, СССР и США. На тот период на дорогах применялись следующие типы систем знаков.
Вид | Страны |
Символьная | Применялась в СССР и многих европейских государствах. |
Текстовая | Использовалась в Новой Зеландии, США и Австралии. |
Смешанная | Была задействована в Великобритании, а также в отдельных странах Латинской Америки и Азии. |
Отказываться от знаков, действующих на территории страны, британцы и американцы не были согласны. Поэтому в это время можно наблюдать их многообразие.
Подписание женевского протокола СССР после 1959 года
Изучая историю знаков дорожного движения, нельзя не отметить важный период для Советского Союза. После подписания женевского протокола в 1959 году их количество увеличивается до 78 штук. Они становятся более привычными для современных автолюбителей.
![История появления дорожных знаков](http://fb.ru/misc/i/gallery/55448/2047855.jpg)
Знак, запрещающий движение без остановки, появился уже тогда, но надпись на нем была сделана на русском языке. Ее заключали в треугольник, который был вложен в круг. В то время появился знак, отменяющий все существующие ограничения. До этого на дорогах он не применялся. В качестве основного символа, запрещающего обгон, стала использоваться машина.
Венская конвенция: великое единение
Именно в Вене в 1968 году удалось найти компромисс между двумя системами – американской и европейской. При формировании современной истории возникновения дорожных знаков этот момент стал переломным. Участие в подписании конвенции принимало 68 государств.
![История создания ПДД и дорожных знаков](http://fb.ru/misc/i/gallery/55448/2047858.jpg)
Чтобы достичь компромисса с американцами, европейцы в устоявшуюся систему ввели восьмиугольный знак STOP. В международной системе он стал являться единственным текстовым элементом. Изначально подразумевалось, что буквы белого цвета непосредственно на красном фоне в обязательном порядке привлекут внимание проезжающих водителей.
В Советском Союзе аналогичный знак появился на дорогах в 1973 году после официального вступления в силу пунктов ГОСТ 10807-71. Дорожная символика в документации является достаточно узнаваемой для нынешних водителей. Венская конвенция сыграла важную роль в унификации системы знаков дорожного движения. Новый порядок начали признавать в СССР, Китае, США, Японии и Великобритании.
Такова история создания дорожных знаков. Именно с 1968 года современные автолюбители могут путешествовать по миру без каких-либо сложностей. Прочтение знаков на дорогах перестало вызывать затруднения у водителей. На образцы Венской конвенции стали равняться все страны. Однако на самом деле никому не запрещено использовать собственные аналоги, поэтому иногда все же попадаются непонятные дорожные знаки.
О публикациях ПДД в России и СССР
Примерно за два года до образования Советского Союза были выпущены первые правила дорожного движения. В названии документа подразумевалось передвижение по Москве и ее окрестностям. В рамках тех правил описывались наиболее важные вопросы. Современные документы сильно отличаются от тех, что были представлены впервые в 1920 году, но тогда удалось положить начало пути.
Вскоре начали выдаваться водительские удостоверения, а также определились скоростные рамки передвижения по дорогам страны. В 1940 году опубликовали общие правила, которые редактировались для определенного города. Единую документацию ПДД утвердили лишь в 1951 году.
В качестве заключения
В целом история создания ПДД и дорожных знаков очень интересна и поучительна. Она напоминает систему формирования государств и различных образований. По ним можно изучать историю различных стран мира. Новые пункты в правила будут вноситься всегда, так как технологии постоянно развиваются. Со временем появятся новые знаки. В России один из них начал использоваться совсем недавно. Он подразумевает ведение фотофиксации на дорогах. Вместе с ним были введены временные знаки с особыми символами на желтом фоне.