Город-крепость, который был заложен Петром Великим, является символом морской славы России. Долгое время он был закрыт для посещений. Попасть сюда можно было только по спецпропускам. Прошло уже более двадцати лет (1996 г.) с тех пор, как город открыли для туристов. Но и сегодня каждое посещение Кронштадта овеяно некой таинственностью.
В городе множество уникальных памятников, которые заслуживают внимания туристов, но сегодня мы с вами отправимся в Петровский док в Кронштадте. Это уникальное сооружение, которое и сегодня таит в себе множество загадок даже для современных исследователей.
Немного о городе
Кронштадт находится на Финском заливе, на равном удалении от северного и южного берега. От Петербурга его отделяет около двадцати двух километров по воде. По объездной дороге почти в два раза больше. Город-порт включает в себя остров Котлин, несколько мелких островков Финского залива, дамбу — комплекс сооружений который построен против наводнений. Он протянулся на многие километры. По нему и проходит кольцевая дорога, связывающая два берега залива.
Кронштадт сегодня входит в состав Санкт-Петербурга и имеет с ним схожесть: влажный климат, чистый балтийский воздух, великолепные дворцы, крепости, пристани и храмы. Из этого города в кругосветное путешествие отправились более сорока экспедиций, моряки Кронштадта совершили пятьдесят шесть географических открытий.
Петровский док в Кронштадте: история
Начало XVIII века ознаменовалось войной со Швецией, одержать победу в которой без сильного флота было практически невозможно. В Кронштадт и Санкт-Петербург приходили иностранные корабли. Необходимость в их ремонте заставила Петра I задуматься о строительстве специального сооружения в Кронштадте. Петровский док стал настоящим прорывом в строительстве.
Петру I был необходим док, в который можно было бы заводить крупное судно, а еще лучше несколько, быстро откачивать воду, проводить ремонтные работы, а после этого снова ставить на воду судно. Император не хотел строить такое сооружение по европейскому образу, поскольку аналоги имели существенный недостаток: после захода корабля слив воды происходил слишком медленно — больше месяца.
Петру Великому эту проблему решить удалось: по его собственному проекту вода из дока перетекала в бассейн, расположенный на уровень ниже всего за один день. Было принято решение воплотить эту новаторскую идею в Кронштадте. Петровский док строился долгих 33 года, за это время сменились четыре правителя.
Строительство
В 1719 году было начато сооружение Петровского дока в Кронштадте. Канал начали сооружать от соборной церкви Андрея Первозванного. В строительных работах были задействованы солдаты из Пярну, Москвы, Выборга. Чтобы местное население не отлынивало от тяжелых работ, работников распределяли по батальонам.
Канал
За первый год было запланировано прорыть канал длиной в 180 саженей, 15 саженей в ширину и 2 сажени в глубину. На этих работах было занято около трех тысяч человек. Но материалов и людей не хватало, и строительство затягивалось. Тогда к императору обратился комиссар П. Н. Крекшин. Он просил доверить ему сооружение канала, предлагая его углубить до 4,5 саженей и расширить до 16.
Срок сдачи канала планировался на май 1721 года. Крекшин в случае срыва графика работ отвечал не только за все затраченные деньги, но и рисковал потерять все свое движимое и недвижимое имущество. При сооружении канала возникали непредвиденные трудности: необходимо было переносить многие строения зачастую при вмешательстве императора. Тем не менее к 1722 году канал был прорыт, и к этому времени велись работы по укреплению его стен. На этом завершилась Петровская эпоха дока в Кронштадте.
Дальнейшая судьба дока
К сожалению, Петр I не увидел своего детища. Его строительство еще шло в 1724-1725 годах. После смерти императора строительные работы велись довольно вяло, но полностью не прекращались. В 1732 году была сформирована комиссия, которую возглавил генерал-майор Люберас, для осмотра канала. Генерал предложил углубить и расширить Петровский док в Кронштадте, чтобы еще ускорить слив воды из доков. Его идея была поддержана и работы были начаты.
Стены канала обрабатывали тесанным камнем. Но, строительство, которое И. фон Люберас планировал завершить за три года, растянулось еще на пятнадцать лет.
Открытие канала
Открыли канал в конце июля 1752 года. На торжественном мероприятии присутствовала императрица Елизавета Петровна. Она лично запустила шлюзовые механизмы. Тройной салют грянул из 1331 орудий, стоящей в гаванях эскадры. Генерал-майор из рук императрицы получил орден Св. Андрея Первозванного.
В 1774 году на берегу Петровского дока в Кронштадте приступили к установке первой в России паровой машины для откачки воды, которая была доставлена из Шотландии. Монтаж продлился почти два года. После ввода этой чудо-машины в эксплуатацию появилась возможность осушать доковый бассейн за девять дней. Но что особенно интересно — это срок службы этого устройства. Паровая установка верой и правдой служила более 75 лет.
Петровский док в Кронштадте: описание
Уникальный, как сказали бы в наше время, инновационный для своего времени сухой док протянулся на два с лишним километра. Длина ремонтного канала составляет почти четыреста метров, ширина — около тридцати метров, а глубина — около двенадцати. Когда-то док мог принимать до пяти кораблей одновременно, что являлось предметом зависти многих европейских судостроителей.
Удивительно ровная кладка стен за триста лет прекрасно сохранилась, хотя нельзя не признать, что воздействие на нее воды было колоссальным. Сохранился до наших дней и центральный механизм дока — шесть двойных шлюзовых ворот. Интересно, что система удержания и спуска воды, которая была установлена в 1747 году, нормально работала даже в начале 2000-х. Бассейн Петровского дока в Кронштадте и сегодня является украшением города, а вот доковые сооружения, к сожалению, находятся в плачевном состоянии, хотя вид имеют довольно внушительный.
Специалисты утверждают, что металл, чтобы жить, должен работать. А гермозатворы Петровских доков в последний раз открывали десять лет назад. Проработавшие до этого без малого сто лет механизмы, пришли в негодность. Через канал, который предназначен для входа в док, переброшен разводной мост, Петровской эпохи, а в начале его высится деревянный маяк.
Обратите внимание на рельсы подкрановых путей — это остатки работавших здесь когда-то кранов. Их демонтировали совсем недавно (2011) по указу губернатора. Тогда же городские власти обещали приступить благоустройству территории и, превратить заброшенный Петровский док в Кронштадте в музей. Пока же туристы могут осмотреть сооружение лишь снаружи.
Будет ли подводный музей?
Петровский док необходимо срочно спасать. С этим соглашаются и реставраторы, и историки, и городская администрация. Когда появилось предложение сделать в старинных сооружениях подводный музей, оно поначалу показалось фантастикой. Для этого необходимо отреставрировать гранитные стены, восстановить механизмы, заполнить док водой и создать имитацию морского дна.
Проект имеет и важную научную составляющую: сейчас специалисты знают о двухстах кораблях всех эпох, останки которых покоятся на балтийском дне. Никто не знает, как они поведут себя во время подводной очистки и консервации, поскольку подобного опыта еще нет в мире.
Планируется накрыть док стеклянным куполом, вдоль стен и по дну проложить прозрачные галереи: посетители будут иметь возможность постоять в десятке метров от уникальных экспонатов. В одном из каналов должна появиться настоящая верфь Петровской эпохи, в которой будут изучать и осваивать старинные технологии.
Пока эти грандиозные планы не осуществлены, тем не менее прогулка по Кронштадту к Петровскому доку доставит вам удовольствие.
Интересные факты
- Несмотря на то что сухой док является уникальным сооружением, практически не сохранилось информации о его строительстве. Оно не отражено ни в гравюрах, как это было принято в те времена, нет ни чертежей, ни какой-либо другой документации.
- Размеры дока столь велики для начала XVIII века, что специалисты уверены, что он строился исключительно для приема иностранных судов. Ведь флот Петра I не имел столь больших кораблей.
- В канал вода поступала через главные ворота, которые имеют отверстия. Вторые ворота, которые отделяют секции друг от друга, не имеют сливных отверстий. Однако для заполнения дока водой необходимо все внутренние ворота открыть. Подсчитав количество ворот, становится ясно, что док наполнялся иначе.
- Потрясает высокий уровень подгонки огромных гранитных конструкций. Щели между ними такие узкие, что между ними даже не растет мох.