Корабль «Севастополь» - это линкор русского флота, который был спроектирован на Балтийском судостроительном заводе целым рядом специалистов под руководством профессора И. Г. Бубнова. Опыт, приобретенный в процессе его разработки, был взят за основу при создании военных судов для Черноморского флота типа «Императрица Мария».
Строительство корабля
Третьего июня 1909 года одновременно на Адмиралтейской верфи и Балтийском заводе Санкт-Петербурга проходили торжества по поводу закладки сразу нескольких судов. Эти корабли были предназначены для военных нужд Российского имперского флота. Среди них был и линкор «Севастополь». Его спустили на воду 16 июня 1911 года. Это был головной корабль целой серии судов.
Вскоре после его спуска работы на линкоре почти полностью прекратились. Причина задержки: отсутствие оборудования, вооружения и механизмов, предназначенных для монтажа, которое должно было поступить на судостроительный завод. Продолжили достраивать корабль только через полгода. На протяжении всего 1912 года на Балтийском заводе Санкт-Петербурга велись только корпусные работы, включающие в себя установку главных броневых бортовых поясов, а также растачивание и формирование фундамента под башенные установки. Кроме того, пришлось в срочном порядке оборудовать артиллерийские погреба по переработанным чертежам, так как в 1911 году были приняты на вооружение новые образцы 305-миллиметровых снарядов.На 1913-й пришелся основной объем всех достроечных работ на линкоре «Севастополь». В этот период на корабле был полностью завершен монтаж корпуса и брони, верхняя палуба покрыта деревянным настилом, установлены мачты, мостики, дымовые трубы и боевые рубки. Также на судно погрузили и оборудование для энергетических установок. Следующие полгода на заводе занимались монтажом недостающих систем и устройств. Эти работы включали в себя и сборку 305-миллиметровых башенных установок. Одновременно проводилась подготовка корабля к ходовым испытаниям.
Последние тестирования и комплектация
Параллельно с линкором «Севастополь» строились и другие суда. По мере готовности их перебазировали в Кронштадт для ходовых испытаний. Первой на «Севастополе» была принята работа энергетической установки. 27 сентября 1914 года машинная команда корабля смогла целых три часа, отказавшись от форсированного режима работы, удерживать мощность 32 950 л. с. Частота вращения турбин достигала 260 оборотов в минуту, а это на 950 л. с. больше проектной. Скорость линкора тогда составляла 19 узлов, осадка – 9, 14 метров, а водоизмещение – 25 300 тонн.
Когда линейные корабли вступали в строй, их штатная комплектация была идентичной - 31 офицер, 28 кондукторов, 1 066 нижних чинов. Первым командиром «Севастополя» был Анатолий Иванович Бестужев-Рюмин. Он руководил экипажем корабля с 1911 по 1915 год.
Вооружение линкора: главный калибр
В состав этой артиллерии, разработанной конструкторами Обуховского завода, входило двенадцать 305-миллиметровых нарезных орудия. Они размещались в четырех башенных установках, которые были расставлены таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь в траверзе ±65°. Поршневые затворы для орудий сконструированы британской фирмой «Виккерс».
Боекомплект артиллерии составлял 100 выстрелов на один ствол. Он размещался в нескольких подбашенных погребах, каждый из которых был разделен на две части. Аэрорефрижераторы системы "Вестингауз-Леблан" поддерживали в них постоянную температуру, колеблющуюся в пределах 15-25 ⁰C. Ассортимент орудийных боеприпасов был достаточно разнообразным: бронебойные, фугасные и полубронебойные снаряды, а также шрапнель. Кроме того, на борту судна имелись и ядра сталистого чугуна, которые использовались для практических учебных стрельб.Минно-торпедное вооружение
Противоминную артиллерию линкора составляли шестнадцать 120-миллиметровых нарезных пушек с поршневыми затворами все той же британской фирмы «Виккерс». Скорострельность орудий – семь выстрелов в минуту. Они были размещены на специальных тумбовых установках, что позволяло производить их вертикальное наведение в пределах от -10 и до 20⁰.
В штатный боекомплект артиллерии противоминного калибра входили выстрелы со шрапнельными, осветительными, фугасными и, так называемыми, «ныряющими» снарядами. Они были предназначены для уничтожения вражеских подводных лодок. Изначально боекомплект состоял из 250 выстрелов на один ствол, а чуть позже его увеличили до 300.
Торпедное вооружение «Севастополя» состояло из четырех подводных бортовых аппаратов калибра 450 мм. Эти неподвижно закрепленные установки были оснащены боекомплектом: на один аппарат приходилось по три торпеды. Снаряды модели 45-12 имели вес 100 кг и дальность стрельбы 2 км при скорости 43 узла, либо могли поражать цель на расстоянии до 6 км, но уже с меньшей стремительностью – 28 узлов. Вообще, торпедный аппарат использовали редко. Он предназначался только для самообороны судна в тех редких случаях, когда артиллерия выходила из строя.
В годы Первой мировой
Весной и летом 1915 года корабли «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и линкор «Гангут» выходят в море с целью основательного освоения судов их экипажами. Тогда на территории Центральной позиции были проведены маневры с артиллерийскими стрельбами. В июле – августе того же года командование противника решило провести пробную набеговую операцию. Немецкая эскадра, в состав которой входили и два линкора-дредноута, создав боевую ситуацию, смогла успешно форсировать Ирбенскую минно-артиллерийскую позицию российского флота и на целых три дня задержаться в Рижском заливе.
Когда неприятельские корабли покинули эти воды, Балтийскому флоту заново пришлось устанавливать минные заграждения. 14 августа в этих работах приняли участие экипажи «Гангута» и «Севастополя». Кроме этого, было задействовано еще девять миноносцев. Прикрытие тогда обеспечивали линкоры и два крейсера – «Богатырь» и «Олег». Необходимо отметить, что операция проводилась во время сильного шторма, но, несмотря на все трудности, было успешно установлено 310 мин.
Повреждения судна
На следующее утро корабли российского флота, разбившись на группы, отправились стратегическим фарватером в Гельсингфорс. Ширина прохода составляла 108 метров. В это время суда испытывали небольшую бортовую и килевую качку, потому что дул сильный ветер (около 5 баллов). Где-то в 10 часов 45 минут линкор «Севастополь» под командованием Бестужева-Рюмина неожиданно трижды ударился о грунт. Последний толчок был очень сильным, после чего судно остановилось. Однако не прошло и нескольких минут, как корабль, дав задний ход, сумел сойти с мели, не прибегая к посторонней помощи.
Вслед за ним ударился о грунт и линкор «Гангут». Причиной этого стала ветреная погода, вследствие которой часть вех была снесена с места. Из этих двух кораблей больше всего пострадал «Севастополь», так как у него смялся нижний участок форштевня, а повреждения днища протянулись до второй башни, захватив при этом на бортах по три пояса наружной обшивки.
Во время осмотра у линкора, помимо многочисленных трещин и вмятин, были обнаружены и две пробоины. В результате этого судно приняло не менее 350 тонн воды, которая затопила большую часть междудонного пространства, находившегося в районе носовых котельных отделений. Такие серьезные повреждения пришлось исправлять около полутора месяцев. Все ремонтные работы проводились на территории дока в Кронштадте.
В годы Первой мировой «Севастополь» еще два раза получал повреждения. На этот раз ремонту подверглись килевая балка и днищевый набор с обшивкой. Подобные аварии, как считало флотское руководство, были результатом сложностей, возникших с управление кораблем в условиях чрезмерной стесненности восточного участка Балтийского моря. Размеры судов этой серии были внушительными, поэтому им требовалось больше пространства. Кроме того, 17 октября того же года на палубу линкора во время погрузки боеприпасов упал полузаряд 305-миллиметрового орудия и воспламенился. Пожар быстро потушили, однако без пострадавших не обошлось. Тогда четыре человека были ранены, а один – умер, получив сильные ожоги.
Гражданская война
В 1918 году подписали сепаратный Брестский мир, после чего для России Первая мировая закончилась. Однако боевые действия прекратились только против Германии, так как вскоре вспыхнула жестокая братоубийственная Гражданская война. Согласно договоренностям, Балтийский флот был обязан оставить свои базы, расположенные в Финляндии, а также демобилизовать значительную часть своего личного состава.
В середине марта того же года первые корабли покинули Гельсингфорс. В их числе был и «Севастополь». Проводку судов производили два ледокола – «Волынец» и «Ермак». Стоит отметить, что переход осуществлялся в тяжелейших условиях, так как путь кораблей пролегал через обширные ледяные поля. Кроме того, укомплектованность экипажей составляла всего 20-40 % от их штатной численности. Несмотря на все трудности, через пять суток крейсеры и линейные корабли без серьезных повреждений прибыли в Кронштадт.
В октябре 1919 года с линкора «Севастополь», который стоял в окрестностях Петрограда, а точнее, у Гутуевского острова, было произведено шесть орудийных залпов по Красносельской возвышенности. Тогда корректировка стрельбы велась с крыши знаменитого Исаакиевского собора. На следующий день, согласно требованию сухопутного командования, орудийные залпы произвели повторно, после чего войска РККА пошли в наступление на Петроград.
Мятеж в Кронштадте
В этом вооруженном выступлении приняли участие гарнизон города и экипажи некоторых кораблей, входящих в состав Балтийского флота. Началось с того, что в Петрограде 24 февраля 1921 года стали возникать стихийные митинги и забастовки рабочих, на которых выдвигался целый ряд экономических и политических требований. Городской комитет РКП(б) подобные волнения на фабриках и заводах расценил, как мятеж. Поэтому сразу же было введено военное положение. Именно эти события привели к восстанию Кронштадтского гарнизона.
На пятый день мятежа состоялось собрание экипажей линкоров «Петропавловск» и «Севастополь». На нем приняли решение выдвинуть требования, касающиеся перевыборов Советов, упразднения комиссаров, предоставления свободы социалистическим партиям и разрешения на свободную торговлю. Второго марта экипажи этих кораблей, а также несколько военных частей и команд ближайших островных фортов отказались выполнять приказы центральной власти. Кронштадский мятеж длился довольно долго. Две недели корабли «Севастополь» и «Петропавловск» вели огонь по форту «Краснофлотский» (бывшая «Красная горка»), а также по городам Сестрорецк и Ораниенбаум. Кроме того, обстрелу подверглись железнодорожные станции Тарховка, Лисий Нос и Горская, расположенные в северной части Финского залива. Тогда линкоры «Петропавловск» и «Севастополь» израсходовали около тысячи 120-миллиметровых и более трехсот 305-миллиметровых снарядов каждый.
В ходе ведения огня возникли некоторые трудности, связанные с тем, что другие корабли, намертво вмерзшие в лед, находились слишком близко друг к другу. Стоит отметить, что стрельба велась по площадям, что не имело практически никакой боевой эффективности. Было разрушено много жилых зданий, погибло большое количество мирных жителей, но снаряды, выпущенные линкорами, никак не повлияли на подвоз войск 7-й армии, которые вскоре были брошены на штурм Кронштадта. Несмотря на всю огневую мощь кораблей, им так и не удалось подавить артиллерию, находящуюся на территории форта «Краснофлотский». Ночью 18 марта экипажам кораблей пришлось капитулировать, так как в город прямо по льду ворвались первые части Красной армии.
Межвоенное время
В истории линкора была и такая страничка, когда после трагических событий в Кронштадте политизированное командование Балтийского флота решило переименовать корабль, так как он считался одним из символов кровавого бунта. В то время ближайшим праздником в Советской России было 50-летие Парижской коммуны. В связи с этим вышел приказ командующего флотом Кожанова о переименовании данного корабля. Отныне он стал называться «Парижская коммуна».
Спустя четыре года несколько советских линкоров, в число которых входил и «Севастополь», приняли участие в походе эскадры к Кильской бухте. Еще через несколько лет корабль под командованием К. Самойлова совершил переход из Балтийского в Черное море. Дело в том, что после Октябрьской революции и последующей за ней Гражданской войны в составе Черноморского флота не было ни единого линкора. Именно поэтому «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») становится его новым флагманом.
Корабль принимал участие в съемках фильма «Моряки» (1939). Он был снят режиссером Владимиром Брауном на Одесской киностудии. Эта героико-приключенческая лента повествует о подвиге советских моряков, спасших своих товарищей от неминуемой гибели. Премьера фильма «Моряки» 1939 года выпуска была весьма успешной. Ее посмотрели 14,8 млн зрителей в СССР.
Вторая мировая
Когда 22 июня 1941 года Гитлер развязал войну против Советского Союза, корабль входил в состав эскадры Черноморского флота. Командиром линкора тогда был Ф. Кравченко, капитан 1-го ранга. В начале ноября линейный корабль «Парижская коммуна» участвовал в боях у берегов Севастополя. Спустя месяц линкор опять подошел к городу для того, чтобы открыть огонь по вражеским войскам. Благодаря ему было уничтожено 4 тягача, 13 танков, 37 автомашин с военным грузом, 8 орудий.
Пятого января 1942 года линкор «Парижская коммуна», выйдя из Новороссийска в сопровождении эсминца «Бойкий», отправился в сторону крымского побережья для того, чтобы поддержать огнем только что высадившихся там бойцов 44-й армии. За полчаса с линкора было выпущено около 170 снарядов.
В марте того же года корабль вошел в Керченский пролив. Его охраняли эсминцы «Бойкий», «Железняков» и «Ташкент». С линкора было произведено несколько огневых обстрелов, в ходе которых выпустили 300 снарядов по вражеским укреплениям, расположенным на территории Керченского полуострова. Именно тогда моряки заметили, что во время выстрелов от стволов орудий начали отлетать осколки металла. Это могло означать лишь одно – вооружение корабля было крайне изношенным. Пришлось «Парижской коммуне» возвратиться в Поти и сразу же стать на ремонт.К середине апреля на линкоре были заменены все стволы главного калибра, а также оптические приборы и элеваторы. Несмотря на это, активное использование данного линейного корабля в дальнейших боевых действиях завершилось. Правда, корабль еще раз косвенно участвовал в Новороссийской операции по высадке десанта, когда осенью 1943 года с него было решено снять несколько 120-миллиметровых орудий и установить их как отдельную береговую батарею под названием «Севастополь».
В последний день мая 1943 года линкору решили возвратить его первоначальное наименование – «Севастополь». 5 ноября 1943 года судно под флагом адмирала Ф. Октябрьского вышло на рейд героически освобожденного города Севастополя.
Послевоенные годы
По окончании войны многие советские линкоры получили награды. Не обошли и «Севастополь». Он был удостоен ордена Красного знамени. Далее корабль продолжил службу в составе Черноморского флота. В 1954 году его переквалифицировали в линейный учебный корабль, а через два года исключили из списков ВМФ с целью передачи отделу фондового имущества для последующего демонтажа. В течение 1956-1957 годов в Севастополе на базе «Главвторчермета» он был разрезан на металл.