Обязанности продавцов в магазинах: полный перечень

Большинство покупателей не задумываются, насколько сложна работа продавцов в магазинах. Между тем, перечень обязанностей продавцов очень обширен и включает множество аспектов - от приемки товара до консультирования покупателей. Давайте разберемся, что входит в должностные обязанности продавцов и почему эту профессию нельзя назвать простой.

Женщина-кассир сканирует товар на кассе

1. Общие положения о должности продавца

Обязанности продавца регулируются Трудовым кодексом РФ, а также должностными инструкциями, разработанными в каждой конкретной торговой организации. К основным документам, определяющим работу продавцов, относятся:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Правила продажи отдельных видов товаров
  • Стандарты обслуживания покупателей
  • Положение о проведении инвентаризаций

В должностных инструкциях обычно прописывают следующие аспекты работы продавцов:

  1. Требования к образованию и опыту работы
  2. Подчиненность в организационной структуре магазина
  3. Перечень основных обязанностей
  4. Права и ответственность продавцов
  5. Требования к внешнему виду
  6. Режим и график работы

Рассмотрим подробнее ключевые моменты.

Требования к образованию и опыту работы продавцов

В большинстве торговых организаций для работы на должности продавца достаточно иметь среднее профессиональное образование без опыта работы. Однако в некоторых магазинах предъявляются повышенные требования:

На должность продавца-консультанта в салоне элитных часов требуется высшее образование и опыт продаж от 1 года.

Подчиненность продавцов

В организационной структуре магазина продавцы обычно подчиняются:

  • Непосредственному руководителю – заведующему торговым залом, отделом, секцией
  • Директору или управляющему магазином
  • Руководителю торговой сети (при работе в сетевых магазинах)
Работник сортирует товары на складе

2. Основные обязанности продавцов

Основные обязанности продавца можно разделить на несколько блоков:

  1. Работа с товаром (приемка, подготовка, выкладка, контроль)
  2. Работа с покупателями (консультирование)
  3. Работа на кассе (расчет и оформление покупок)
  4. Выполнение торговой отчетности
  5. Соблюдение трудовой дисциплины, требований охраны труда и пожарной безопасности

Рассмотрим эти аспекты более подробно.

Обеспечение работы магазина и обслуживания покупателей

Продавец обязан обеспечивать бесперебойную работу магазина в течение смены. Для этого он должен:

  • Находиться на рабочем месте в торговом зале неотлучно в течение всего рабочего времени
  • Не допускать перерывов в обслуживании покупателей, передачу смен другим продавцам по согласованию
  • Следить, чтобы в торговом зале поддерживалась чистота и порядок

Приемка, подготовка и выкладка товаров

Должностные обязанности продавца также включают значительный объем работы с поступающими в магазин товарами:

  • Приемка товаров по количеству и качеству
  • Проверка маркировки и ценников на товарах
  • Распаковка и подготовка товаров к продаже
  • Выкладка товаров на витрины и полки в торговом зале

При обнаружении несоответствий или брака продавец обязан незамедлительно сообщить об этом руководству магазина.

Консультирование и помощь покупателям в выборе товаров

Одна из главных обязанностей продавца - предоставление покупателям исчерпывающей информации о товарах:

  • Продавец должен знать все о ключевых потребительских характеристиках и свойствах товаров
  • Продавец обязан владеть информацией об акциях, скидках и спецпредожениях в магазине
  • Продавец должен уметь подобрать оптимальный вариант, исходя из потребностей и бюджета покупателя

Кроме того, на продавцов возлагаются следующие обязанности при работе с покупателями:

  • Приветливо встречать каждого покупателя
  • Не допускать фамильярности или резкости по отношению к покупателям
  • Сохранять выдержку и вежливость в конфликтных ситуациях

Таким образом, консультирование покупателей является одной из ключевых обязанностей продавцов в магазинах.

Работа на кассе магазина, оформление покупок

Работа на кассе также входит в число ключевых обязанностей продавцов. Продавцы должны уметь быстро и грамотно оформлять покупки, для чего необходимо:

  • Знать ассортимент и цены на все товары в магазине
  • Уметь работать на кассовом оборудовании
  • Правильно оформлять товарные и кассовые чеки
  • Быстро и аккуратно упаковывать товары

Контроль наличия, состояния, маркировки товаров

Продавцы осуществляют регулярный мониторинг состояния товарных запасов в торговом зале. В их обязанности входит:

  • Контроль остатков и своевременное информирование о необходимости заказа товаров
  • Проверка сроков годности и свежести продуктов
  • Слежение за целостностью упаковки и внешним видом товаров

Обеспечение сохранности товаров и имущества

Продавцы несут материальную ответственность за сохранность товаров и оборудования. В их обязанности входит:

  • Недопущение хищений товаров из торгового зала
  • Контроль исправности торгового оборудования
  • Соблюдение правил складирования, хранения и демонстрации товаров

Ведение торговой документации

На продавцов возлагается ряд обязанностей по ведению отчетности, в том числе:

  • Участие в проведении инвентаризаций и складского учета
  • Оформление сопроводительных документов на товары
  • Ведение журналов кассира-операциониста
  • Составление товарных отчетов

Требования к внешнему виду продавцов

Внешний вид продавцов также регламентируется во многих торговых организациях. К основным требованиям относятся:

  • Ношение фирменной униформы или одежды делового стиля
  • Наличие бейджа с указанием ФИО и должности
  • Аккуратная прическа и макияж (для женщин)
  • Отсутствие резких запахов (духи, табак)

Кроме того, нередко устанавливается запрет на:

  • Ношение массивных украшений
  • Окрашивание волос в неестественные цвета
  • Наличие пирсинга и татуировок в открытых местах

Взаимодействие продавцов с другими службами

Эффективность работы продавцов во многом зависит от слаженного взаимодействия со смежными подразделениями. В частности, продавцы регулярно контактируют:

  • С отделом снабжения по вопросам заказа и поставки товаров
  • С бухгалтерией для оформления товарно-сопроводительных документов
  • Со службой безопасности с целью предотвращения хищений

Режим работы и график продавцов

Режим работы продавцов определяется правилами внутреннего трудового распорядка организации и трудовым законодательством. Обычно это:

  • Работа в утренние или вечерние смены
  • Работа по скользящему или фиксированному графику
  • Работа по 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе

Оплата труда продавцов

Система оплаты труда продавцов обычно включает:

  • Фиксированный должностной оклад
  • Выплаты из фонда материального поощрения за выполнение плана продаж
  • Разовые премии по итогам конкурсов и акций
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.