Кензо Танге - архитектор будущего

Крупный японский зодчий, наследие которого бесценно, всегда принадлежал к числу тех людей, чье творчество не ограничено рамками национальной культуры. Выдающийся практик, спроектировавший уникальные здания, связал воедино восточный колорит с безудержным ритмом современной западной жизни. Кензо Танге – продолжатель и последователь великого Ле Корбюзье. Он внес огромный вклад в развитие современной архитектуры Японии, а его шедевры стали образцом подражания для американцев и европейцев.

Японские традиции и европейский опыт

Появившийся на свет в 1913 году, талантливый японец получает специальное образование в Токийском университете. Позже он изучает основы архитектуры в ателье известного зодчего К. Маэкавы

. Любопытно, что родившийся в японской среде, он на протяжении всей жизни сохраняет большой интерес к культуре Европы. Несмотря на приверженность Кензо Танге национальным традициям, его архитектурные произведения отличаются увеличенными масштабами. И такие размеры потребовали новых материалов и конструкций, что позволило зданиям выстоять на островах, расположенных в сейсмически опасных зонах. Все небоскребы, созданные гениальным мастером, отвечают требованиям надежности и следуют канонам традиционного японского домостроения.

Кензо Танге

Международное признание

Становление зодчего пришлось на период поражения государственности Японии, а его деятельность началась в очень тяжелые для народа времена свертывания мирного строительства. Международное признание архитектор получает как автор генерального плана восстановления многострадальной Хиросимы после атомной бомбардировки американскими вооруженными силами. В ходе возрождения города, стертого с лица земли, возникает идея создания мемориала в том месте, где небольшой город максимально пострадал. Хиросима – это уголок, в котором гений провел юность, и ужасная катастрофа стала его личной трагедией: он потерял родителей.

Мемориал жертвам бомбардировки

Архитектор Кензо Танге, выигравший конкурс, предлагает новую трактовку пространства. Появившееся серебристое здание располагается на пологом склоне и приподнимается над землей, охватывая двор своими "крыльями". А на месте взрыва остается пустота. Произведение японского модернизма напоминает потомкам о хрупкости человеческой жизни, а звуки поминального колокола, разрывающие тишину, взывают к нашей памяти. Все в огромном мемориале с аскетичным помещением музея, корпус которого словно парит в воздухе, пронизано скорбью и уважением к невинно погибшим.

Мемориал жертвам бомбардировки в Хиросиме

Архитектурный ансамбль явился первым шедевром творца, который внес нечто новое в развитие зодчества.

Новые пути развития архитектуры

Послевоенное восстановление города приносит Кензо Танге мировую славу. Он становится властителем дум творческой молодежи, которая забывает других лидеров архитектуры. Вскоре молодого градостроителя приглашают на конгресс в Великобританию. Несмотря на то что он остается приверженцем идей современной архитектуры, японец всегда ищет новые пути для ее развития и стремится к простоте и функциональности, претворяя в жизнь органичные произведения.

Основа его творчества заключается в создании многофункциональной градостроительной среды, способной трансформироваться и расти.

Комплекс спортивных сооружений

Середина 60-х годов прошлого века становится для гения временем расцвета. Япония принимает Олимпиаду, и по проектам талантливого создателя возводятся спортивные арены, в которых главной конструкцией является вантовая (висячая). Изгибающаяся, не имеющая прямых углов крыша из армированного бетона вызывает ассоциации с хребтами фантастических рыб или днищами перевернутых кораблей. Здесь проявляется синтез японских традиций и европейского опыта. Футуристический ансамбль, ставший важным элементом природы, сохраняет дух типичного сада страны с каменными композициями и культом деревьев.

Комплекс спортивных сооружений

Все строения, появившиеся в просторном живописном парке, прекрасно дополняют друг друга, а сам олимпийский комплекс, получивший большую известность, назван вершиной творчества карьеры мастера.

Кафедральный собор Святой Марии (Токио)

В 1964 году Кензо Танге, проекты которого отличаются простотой и сложностью одновременно, приступает к работе над собором. Он проектирует католическую религиозную достопримечательность в форме удлиненного латинского креста. Проникающий солнечный свет наполняет храм божественным благословением, которого так ищут прихожане. Стены архитектурного памятника изогнуты и напоминают раздувающиеся паруса, края которых приподняты. Любопытно, что где бы ни находилось солнце, его лучи всегда дают эффект животворящего креста внутри строения.

Токийский собор Святой Марии в форме креста

Собор, возведенный более 50 лет назад, выглядит современным и сейчас. Мистически притягательный, он похож на взмывающий в небо космический корабль. Блестящая нержавеющая сталь фасада контрастирует с серым бетоном, который используется в интерьере.

Возрождение из руин

В 1965 году стихия наносит сокрушительный удар по уютному Скопье – столице Македонии. Мощное землетрясение разрушает административный центр, и ООН объявляет конкурс на создание плана города, который выигрывает японский архитектор Кензо Танге. Через несколько лет на местности, лежащей в руинах, возникают мощные бетонные конструкции, спроектированные выдающимся зодчим, знающим все о строительстве в сейсмически опасной зоне.

Возрождение из руин Скопье

Идейный вдохновитель метаболизма

Японская архитектура становится мировым лидером по созданию новаторских концепций. Зодчие, разработавшие новое направление (метаболизм), видят в будущем здании живой организм. Традиционная философия страны совмещается с инновационными идеями и самыми современными материалами. Главным вдохновителем метаболистов признается влиятельный мастер, который сам не принадлежит этому течению.

Смелый эксперимент

Превратившийся в настоящего патриарха зодчества Японии, классик проектирует план Всемирной выставки (ЭКСПО-70). Кензо Танге работает в сложных условиях: территорию с очень непростым холмистым рельефом и сильным наклоном он делит на две части гигантским павильоном, который сам и придумал.

Главная площадь мероприятия, ставшая центром композиции, организовывала вокруг себя все остальное пространство, поэтому неслучайно она была покрыта толстой крышей. Многоуровневая территория оказалась защищенной от непогоды, и таким образом создавалось впечатление единства. В центре выставки обустроили искусственное озеро, вокруг которого выросли павильоны, а на севере разбили японские сады.

Город будущего

Рядом с главным входом появились башня Солнца и сам выставочный зал, а под крышей располагались три уровня – подземный, наземный и воздушный, которые символизировали прошлое, настоящее и будущее. Получился идеальный город с собственной инфраструктурой. Кензо Танге надеялся, что после проведения мероприятия выставка станет основой для появления нового поселения, но мечтам не суждено было сбыться.

Город будущего ЭКСПО 1970

Однако многоуровневый город будущего представлял собой подлинное достижение мирового масштаба и оказал огромное влияние на европейскую архитектуру. Япония поразила самыми смелыми экспериментами, которые затмили по техническим характеристикам и особой выразительности все, что было создано другими странами. С этого времени авторитет японских зодчих стал непререкаемым.

Образец для подражания

Архитектор будущего Кензо Танге, скончавшийся в 2005 году, создавал удивительные шедевры. Отмеченные хорошим вкусом, они гармонично вписаны в ландшафт. Конечно, чаще всего урбанист брал верх над архитектором в творчестве выдающегося мастера, который больше обожал создавать целые комплексы, изменяющие окружающую среду, чем единичные здания.

Гениальный созидатель рассматривал архитектурные произведения как живой организм и делал все, чтобы достичь гармонии между искусственной средой и окружающей природой. Кензо Танге, в работах которого угадывается его уникальный почерк, удивляет тонкостью восприятия мира. Это удивительный пример того, как бунтарь, протестующий против устоявшихся традиций, превратился в живого классика и образец для подражания нового поколения градостроителей. Лауреат Притцкеровской премии 1987 г. разработал множество концепций, которые послужили толчком для развития мировой архитектуры.

Кафедральный собор Святой Марии (Токио)

Главной проблемой в творчестве японца является социальное значение спроектированных зданий и их влияние на жизнь людей. Он находит формы, которые взывают к сердцам и трогают самые тайные струны души.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.