Достоверно известно, что животные создают семьи, могут любить и обижаться, помогать друг другу и даже человеку. Но что не могут представители животного мира, так это строить социальные структуры. У некоторых видов присутствуют зачатки социализации, к примеру, у волков и пингвинов, обезьян. Однако норм, ценностей и определенных прав или обязанностей нет. Тем более животные не могут обучать и передавать свои навыки другим видам.
В свете этого, несмотря на красивую сказку Киплинга о мальчике Маугли, животные неспособны привить человеческие нормы поведения ребенку. Они могут защитить его, накормить и обогреть, но не более. Одичавших детей или людей называют фералами. Таким образом, феральный человек – это тот, кто вырос в изоляции от социума.
Характеристика
У существ, выросших в животном сообществе, отсутствует связная речь. У них практически полностью отсутствуют человеческие чувства. Однако они прекрасно приспособлены к передвижению в дикой среде. Перед приемом пищи они обязательно ее обнюхивают. Боятся огня и не умеют смеяться.
Истории детей-«маугли» лишний раз доказывают, что оказавшись в дикой природе, человек перестает быть таковым. Унаследованные гены от родителей не помогают приобрести человеческий облик. Наоборот, просыпаются дремлющие животные инстинкты, позволяющие выжить.
Важность социализации личности
Феральный человек – это особь, которая не взаимодействовала с себе подобными, поэтому не смогла приобрести навыки, которые позволили бы ей стать полноценным членом общества. Таких людей с остальными объединяет только происхождение. Если вернуть «дитя джунглей» в человеческое общество, то такой ребенок с трудом научится говорить, но абстрактно мыслить, смеяться, взаимодействовать к себе подобным в полной мере он не сможет. Такие люди долго в человеческом обществе не выживают. Почему же невозможно приспособить ферала к обществу людей?
На самом деле человек стоит на более высокой ступени эволюции и имеет огромный потенциал к обучению, чего нет у животных. А способность к обучению – это элементарный базовый элемент социализации. Люди научились передавать знания не только от старших к младшим, но и наоборот.
Можно ли социализировать?
Является ли ребенок-«маугли» личностью? В понимании социологии нет, и не станет никогда. Связано это с тем, что у ферала процесс социализации наступает слишком поздно. Процесс обучения начинается в раннем возрасте, когда ребенок усваивает около 70% всей информации и формируется личность. Этот возраст длится до 14 лет. Именно тогда закладываются социально значимые навыки.
Со взрослыми индивидами ситуация несколько иная. Если взять того же Робинзона Крузо, который по воле случая был изолирован от общества себе подобных, он не утратил свою личность, а даже смог открыть новые грани в своем сознании.
Социальные и феральные люди – это совершенно разные категории. Ребенок, попавший в изоляцию в возрасте до 3-4 лет, уже никогда не сможет стать социализированной личностью и, как ни прискорбно это осознавать, обречен на содержание в специальном заведении.
Если же ребенок до изоляции имел контакты с людьми, то по возвращении к человеческому обществу у него больше шансов социализироваться. Он научится говорить, хотя выучить много слов не сможет. Научится некоторым правилам и нормам, принятым в обществе. Но стать полноценным его членом никогда не сможет.
Могут возникнуть и другие проблемы, связанные со здоровьем. Истории детей-«маугли» подтверждают, что большинство из них, вернувшись в социум, даже не смогли научиться прямо ходить, не смогли привыкнуть к человеческой пище, так как их желудочно-кишечный тракт не воспринимал такую пищу. Известны случаи, когда такие дети даже убегали назад, к животным, не выдержав навязывания непонятных норм поведения. Как правило, с людьми такие люди живут не более 10 лет.
Социальная изоляция и феральные люди: почему это происходит?
Обычно дети попадают в изоляцию от общества по независящим от них причинам. Возможно, ребенок заблудился в лесу, или родители решили от него избавиться. В любом случае малыш не делал осознанный выбор в пользу животного мира.
Другой пример, когда ребенок не оказывается среди животных, а остается среди себе подобных, но фактически находится в изоляции. Это может быть рабство или заточение, когда никто не прививает навыки социального поведения. Что предопределяет появление феральных членов группы в данном случае? То же самое, что и в случае с «маугли» – отсутствие социальных связей с себе подобными и обучающего процесса.
Врач Итард, занимавшийся «аверонским дикарем», выдвинул смелую теорию о том, что без обучения у ребенка мозг частично атрофируется. В некоторой степени даже наблюдается недостаток материи головного мозга. Часто такие люди агрессивны, когда не могут действовать должным образом.
Реальные случаи
Понятие «феральные люди» в социологии, истории, других науках не ново, о таких особях известно с древних времен. Практически у каждого народа есть легенды и мифы, связанные с воспитанием человеческих детей животными.
Самый древний миф - о братьях Реме и Ромуле, которых воспитала волчица, тем не менее они стали основателями Рима. В дальнейшем во многих произведениях описаны собирательные образы: у Берроуза это Тарзан, у Киплинга - Маугли. Уже с 1730 года начали появляться первые документальные подтверждения существования одичавших деток.
Дикий Питер
Нашли мальчика в 1724 году в Германии, близ города Хамельна. Его тело было покрыто густым волосяным покровом, и передвигался он исключительно на четырех конечностях. Ел только свежую пищу, птицу и овощи, говорить не умел. После множественных попыток его поймали, обманув, и перевезли в Англию. Там его длительное время пытались социализировать. По некоторым данным, его научили выполнять самую простую работу, дожил он до преклонного возраста, но говорить так и не научился.
Виктор из Аверона
Самый яркий и изученный пример феральных людей. Эта история даже легла в основу фильма «Дикий ребенок». В 1797 году мальчик был замечен в лесах Франции. Его несколько раз ловили, но он постоянно убегал. Окончательно изловить «маугли» удалось только в 1800 году, тогда ему уже было около 12 лет. Говорить он не умел. Он не боялся находиться на снегу в обнаженном виде, а тело его было покрыто шрамами. Ребенка пытались обучить человеческой речи и языку жестов, но все было безрезультатно.
Виктор дожил до 40 лет, так и не адаптировавшись к социуму, в стенах института глухонемых.
Девочка-волк с реки Дьявола
Впервые девочку среди стаи волков заметили в 1845 году. Жила она в Мексике (Сан-Фелипе). На протяжении года информация о диком ребенке потрясала не один раз общественность, ее видели поедающей вместе с волками мясо животных. Ее удалось поймать, и назвали дитя Лобо. Она постоянно выла по ночам и в итоге сбежала. В следующий раз ее увидели через 8 лет, она была с волчатами и при виде людей взяла их и убежала. После этого ее больше никто не видел.
Дин Саничар
Один из старейших примеров детей-«маугли» - «индийский мальчик-волк». На момент обнаружения его охотниками ребенку было около 6 лет. Произошло это в 1867 году в джунглях Буландшахре.
Мальчик Дин жил с волками. Когда его увидели, он вместе с животными укрылся в пещере. Волков выкурили и достали ребенка. Его долгое время обучали. Со временем он научился есть с тарелки, но периодически срывал с себя одежду. Не выучил ни одного слова.
Камала и Амала
Эти девочки также жили со стаей волков в Индии, Миднапоре. Обнаружили их в 1920 году. Амале на тот момент было 1,5 года, а Камале – 8 лет. Подтверждений тому, что они были сестрами, так и не нашли.
Местные жители поначалу считали, что человеческие фигуры среди волков – это духи. Позвали священника Джозефа, чтобы тот изгнал их, однако спустя несколько дней наблюдения преподобный понял, что это не непонятные существа, а девочки, которых он забрал. Малышки спали вместе, сворачиваясь в клубок, не говорили, ели только сырое мясо и не носили одежду.
На их телах наблюдались явные физические дефекты, суставы и сухожилия на верхних конечностях были короче, что не позволяло им передвигаться в вертикальном положении. Никакого интереса к окружающим людям они не проявляли и постоянно пытались сбежать в лес. В итоге через какое-то время Амала умирает, а Камала сильно страдает и даже начинает плакать. В дальнейшем старшая девочка даже научилась прямо ходить и выучила некоторые слова. Но в 1929 году она умирает из-за почечной недостаточности.
Джин
Феральный человек – это социально изолированная личность, не обязательно воспитанная животными. Самым ярким примером, который изучают все психологи, является история Джин. Ведь изолировал ее от общества собственный отец. Он закрывал ее в комнате, привязывая к горшку и запрещая родным людям общаться с ней. Когда Джин делала попытки говорить, отец ее жестоко избивал. Обнаружили ее в 1970 году, словарный запас девочки состоял из 20 слов.
Изначально предполагали, что ребенок болен аутизмом, но после обследования стало ясно, что Джин является жертвой насилия. Долгое время ребенка лечили и пытались обучить простейшим навыкам. В итоге она смогла даже отвечать на односложные вопросы и самостоятельно одеваться. Позднее ее взял в свою семью терапевт Дэвид Риглер, где она прожила 4 года и научилась языку жестов. Еще позже девочка проживала с собственной матерью, после чего попала в новую приемную семью, с которой ей опять не повезло. Ее настолько напугали, что она просто боялась говорить. По последним данным, Джин проживает в Южной Калифорнии.
Джон Ссебунья
Этот мальчик сбежал из собственного дома в трехлетнем возрасте. Причина такого поступка ужасающая – он был свидетелем убийства собственной матери своим отцом. Произошло это в Уганде, и сбежал малыш в джунгли, где попал к обезьянам.
В 1991 году женщина Милли заметила Джона на ветках деревьев среди обезьян. Как и в других случаях с «маугли», ребенок сопротивлялся и не хотел, чтобы его поймали. На защиту даже стали обезьяны, которые кидали палки и камни в людей.
Малыша все же изловили. Его тела было все в ранах и покрыто волосами. В кишечнике обнаружили огромное количество червей. Джона передали в приемную семью, и родителям удалось даже научить его говорить (хотя считается, что он умел это делать до бегства в джунгли), петь. После чего он ездил по континенту с детским хором «Жемчужина Африки». Джон практически полностью избавился от своих животных повадок.
Оксана Малая
Феральные люди – это не обязательно человеческие особи, воспитанные животными. В Украине в 1991 году родители Оксаны Малой оставили ребенка в конуре с собаками, с которыми она прожила 5 лет, с 3 до 8. За этот период она сумела полностью одичать, научилась рычать и передвигаться на четвереньках.
Когда общественность и власти пришли на помощь Оксане, она защищалась, собаки ее окружили и не хотели отпускать, рычали и гавкали.
После длительного и интенсивного курса лечения девочка начала снова говорить, но четко выразить свои мысли и эмоции она так и не может. Больше всего она любит общаться с собаками и коровами.
Белло из Нигерии
Этот мальчик был брошен в 6-месячном возрасте и прожил с шимпанзе примерно до 2 лет. Нашли его в 1996 году в лесу Фалгоре. Кстати, недалеко проживает племя фулани, в котором достаточно часто происходит подобное. Ребенка попытались социализировать, передали в детский дом, где он долгое время себя вел как шимпанзе, хотя к 6 годам уже немного успокоился. Несмотря на постоянное общение с себе подобными, он так и не научился говорить. В 2005 году по неизвестной причине Белло погиб.
Ваня Юдин
Этот мальчик из России стал жертвой собственной матери, она полностью его забросила, малыш даже не мог говорить. Обнаружили его в Волгограде, в двухкомнатной квартире, в 2008 году, в возрасте 6 лет. Он ничего не умел делать, не говорил и только складывал руки, как складывают крылья птицы, ведь в квартире он проживал с птицами. При обращении к мальчику можно было услышать только щебетание, напоминающее птичье. Таким образом, нехватка общения с людьми сделала из мальчика непонятное существо.