Принцип гуманизации образования требует понимания задач и функций. Методы, проблемы и цели развития

Принцип гуманизации образования требует переоценку ценностей, критику и преодоление того, что мешает российскому образованию развиваться вперед. В качестве гуманистического смысла социального развития выступает отношение к человеку как к высшей ценности.

Принцип гуманизации образования требует усиления внимания к созданию условий для развития каждого ребенка.

принцип гуманизации образования требует усиления

Предпосылки для модернизации

В центре образовательного процесса должен находиться ребенок, его интересы, потребности, нужды. Принцип гуманизации образования требует усиления внимания общества к выявлению и развитию индивидуальных особенностей школьников.

Гуманизация стала ключевым элементом обновленного педагогического мышления, которое утверждает многофункциональную суть образовательного процесса. Основной смысл состоит в становлении и развитии конкретной личности. Подобный подход предполагает изменение задач, поставленных обществом перед педагогом.

Если в классической системе обучение строилось на передаче знаний и умений от учителя к ребенку, то принцип гуманизации образования требует развития личности школьника всеми возможными способами.

принцип гуманизации образования требует усиления внимания

Основные задачи

Гуманизация предполагает изменения отношений в системе «педагог - ребенок», установления между ними сотрудничества и взаимопонимания. Такая переориентация предполагает изменения приемов и методов работы учителя.

Принцип гуманизации образования требует объединения социально-нравственного, общекультурного, профессионального развития личности. Такой подход нуждается в пересмотре содержания, целей, технологии образования.

Закономерности гуманизации образования

Основываясь на различных психолого-педагогических исследованиях, которые проведены в отечественной и зарубежной педагогике, можно вывести основные принципы современного образования. Гуманизация предполагает становление психологических функций и свойств на основе растущего человека с социальной средой.

А. Н. Леонтьев считал, что ребенок не находится один на один перед окружающим миром. Отношение детей к реальности передается через мысленное, речевое общение, совместную деятельность. Для овладения достижениями духовной и материальной культуры их необходимо сделать своими собственными потребностями, вступая в отношения с явлениями окружающего мира путем общения с другими людьми.

принцип гуманизации образования требует увеличения объема

Главная тенденция

Принцип гуманизации образования требует усиления ориентации на формирование личности. Чем более гармоничным будет нравственное, социальное, общекультурное, профессиональное развитие подрастающего поколения, тем больше творческих и свободных личностей будет выходить в реальную жизнь из стен общеобразовательных государственных учреждений.

Л. С. Выготский предлагал опираться на «зону ближайшего развития», то есть использовать в образовательном процессе те психические реакции, что уже сформированы у ребенка. По его мнению, принцип гуманизации образования требует увеличения объема дополнительных мероприятий, связанных с формированием активной гражданской позиции в подрастающем поколении.

принципы современного образования

Условия для применения нового подхода

В настоящее время созданы условия для овладения не только профессиональными базовыми умениями, но и общечеловеческой культурой. При этом осуществляется всестороннее развитии личности ребенка, в котором учитываются его объективные потребности и объективные условия, касающиеся материальной базы, кадрового потенциала.

Культурологический подход предполагает повышение значимости гуманитарных учебных дисциплин, их обновление, освобождение от схематичности и назидательности, выявление духовных и общечеловеческих ценностей. Важнейшим условием полноценного воспитания является синтез культурно-исторических традиций предыдущих поколений с общечеловеческой культурой.

Принцип гуманизации образования требует активизации, побуждения человека к активной деятельности. Чем продуктивнее и разнообразнее она будет, тем эффективнее станет идти процесс овладения ребенком профессиональной и общечеловеческой культурой.

Именно деятельность является основным механизмом, позволяющим преобразовывать сумму внешних воздействий в новообразовании человека как продукта школьного обучения.

принципы гуманизации системы образования

Личностный подход

Управление образованием предполагает отношение и педагога, и учеников к человеку как к индивидуальной ценности, а не средству для реализации собственных целей. Подобный подход предполагает восприятие и принятие непохожести ребенка. Чем характеризуются принципы гуманизации системы образования? Этот вопрос волнует каждого педагога. Принцип демократизации и гуманизации управления образованием предполагает включение в учебный процесс переживаний, чувств, эмоций, а также анализ совершаемых ребенком поступков и действий.

Педагог должен выстраивать диалог с каждым школьником так, чтобы между ними устанавливались партнерские отношения. Он не учит, не воспитывает, а стимулирует, активизирует желание учащегося к саморазвитию. При личностном подходе основной задачей учителя является выстраивание индивидуальных развивающих и образовательных траекторий каждому школьнику. На начальной стадии ребенку оказывается максимальная помощь со стороны наставника, постепенно активизируется самостоятельная работа, между учителем и школьником устанавливаются равноправные партнерские взаимоотношения. Это позволяет учащемуся испытывать чувство радости от понимания своего творческого и интеллектуального развития, помогает находить свое место в современном мире.

принцип демократизации и гуманизации управления образованием предполагает

Ключевые понятия рассматриваемой концепции

Советская образовательная система считалась сильнейшей в мире. Среди ее основных недостатков можно отметить обучение по казарменно-репрессивной системе. Она не предполагала учета индивидуальных творческих способностей ребенка, учеба осуществлялась под страхом публичной двойки, вызова в школу родителей и иных унижений. Количество ежедневных уроков просто зашкаливало, а на выполнение домашних заданий ребенок вынужден был тратить несколько часов.

Постоянные нагрузки, стрессовые ситуации негативно сказывались на психическом состоянии ребенка. При таком подходе к воспитанию подрастающего поколения нельзя было вести речь о формировании ярких, творческих, раскованных личностей.

Из стен советских школ в основном выходили скованные люди с пониженной самооценкой.

Современные реалии

Модернизация российского образования способствовала формированию идеологии гуманизации образования. После введения новых образовательных стандартов отдельное внимание в школах стало уделяться внеурочной деятельности. В настоящее время практически в каждом образовательном учреждении есть свой исследовательский клуб, патриотическое объединение. На старшей ступени обучения повышенное внимание уделяется предметам гуманитарного цикла: истории, литературе, русскому языку, обществознанию. Безусловно, это негативно отражается на преподавании математики, физики, химии, поскольку на эти области в школьной программе отводится минимальное количество часов.

демократизация и гуманизация школьного образования

Заключение

Говоря о гуманизации отечественного образования, нельзя упускать компьютеризацию учебного процесса, которая приводит к потере школьниками коммуникативных навыков.

Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо приобщать подрастающее поколение к ценностям, которые формировались на протяжении всего периода существования человечества. Школьники должны гордиться своими предками, знать о культурном наследии родного края, страны.

Можно выделить несколько факторов, которые подтверждают своевременность и целесообразность гуманизации образования в нашей стране.

Если человек и дальше будет потребителем в отношении природных ресурсов, это приведет к печальным последствиям. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо полностью менять психологию не только взрослых, но и детей.

При переориентации деятельности мирового сообщества на бережное отношение к природе можно справиться с проблемой.

Политическая и экономическая нестабильность, присущая сегодняшней ситуации в стране, в мире, коснулась и системы образования. Обществу необходимо восстановление связи между поколениями, отход от классической системы, в которой не учитывалась индивидуальность личности ребенка. Необходима гуманизация не только образовательной системы, но и всей общественной жизни.

Технология гуманизации отличается личностно-ориентированным подходом, базируется на рассмотрении ребенка как самодостаточной личности. Личностный подход в образовательном и воспитательном процессе позволяет педагогу своевременно выявлять талантливых школьников, продумывать для них индивидуальные траектории развития. Модернизация отечественного образования продолжается, но уже сегодня можно с уверенностью вести речь о воспитании в подрастающем поколении патриотических качеств, становлении гражданской позиции, формировании бережного отношения к природным ресурсам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.