Принцип гуманизации образования требует переоценку ценностей, критику и преодоление того, что мешает российскому образованию развиваться вперед. В качестве гуманистического смысла социального развития выступает отношение к человеку как к высшей ценности.
Принцип гуманизации образования требует усиления внимания к созданию условий для развития каждого ребенка.
Предпосылки для модернизации
В центре образовательного процесса должен находиться ребенок, его интересы, потребности, нужды. Принцип гуманизации образования требует усиления внимания общества к выявлению и развитию индивидуальных особенностей школьников.
Гуманизация стала ключевым элементом обновленного педагогического мышления, которое утверждает многофункциональную суть образовательного процесса. Основной смысл состоит в становлении и развитии конкретной личности. Подобный подход предполагает изменение задач, поставленных обществом перед педагогом.
Если в классической системе обучение строилось на передаче знаний и умений от учителя к ребенку, то принцип гуманизации образования требует развития личности школьника всеми возможными способами.
Основные задачи
Гуманизация предполагает изменения отношений в системе «педагог - ребенок», установления между ними сотрудничества и взаимопонимания. Такая переориентация предполагает изменения приемов и методов работы учителя.
Принцип гуманизации образования требует объединения социально-нравственного, общекультурного, профессионального развития личности. Такой подход нуждается в пересмотре содержания, целей, технологии образования.
Закономерности гуманизации образования
Основываясь на различных психолого-педагогических исследованиях, которые проведены в отечественной и зарубежной педагогике, можно вывести основные принципы современного образования. Гуманизация предполагает становление психологических функций и свойств на основе растущего человека с социальной средой.
А. Н. Леонтьев считал, что ребенок не находится один на один перед окружающим миром. Отношение детей к реальности передается через мысленное, речевое общение, совместную деятельность. Для овладения достижениями духовной и материальной культуры их необходимо сделать своими собственными потребностями, вступая в отношения с явлениями окружающего мира путем общения с другими людьми.
Главная тенденция
Принцип гуманизации образования требует усиления ориентации на формирование личности. Чем более гармоничным будет нравственное, социальное, общекультурное, профессиональное развитие подрастающего поколения, тем больше творческих и свободных личностей будет выходить в реальную жизнь из стен общеобразовательных государственных учреждений.
Л. С. Выготский предлагал опираться на «зону ближайшего развития», то есть использовать в образовательном процессе те психические реакции, что уже сформированы у ребенка. По его мнению, принцип гуманизации образования требует увеличения объема дополнительных мероприятий, связанных с формированием активной гражданской позиции в подрастающем поколении.
Условия для применения нового подхода
В настоящее время созданы условия для овладения не только профессиональными базовыми умениями, но и общечеловеческой культурой. При этом осуществляется всестороннее развитии личности ребенка, в котором учитываются его объективные потребности и объективные условия, касающиеся материальной базы, кадрового потенциала.
Культурологический подход предполагает повышение значимости гуманитарных учебных дисциплин, их обновление, освобождение от схематичности и назидательности, выявление духовных и общечеловеческих ценностей. Важнейшим условием полноценного воспитания является синтез культурно-исторических традиций предыдущих поколений с общечеловеческой культурой.
Принцип гуманизации образования требует активизации, побуждения человека к активной деятельности. Чем продуктивнее и разнообразнее она будет, тем эффективнее станет идти процесс овладения ребенком профессиональной и общечеловеческой культурой.
Именно деятельность является основным механизмом, позволяющим преобразовывать сумму внешних воздействий в новообразовании человека как продукта школьного обучения.
Личностный подход
Управление образованием предполагает отношение и педагога, и учеников к человеку как к индивидуальной ценности, а не средству для реализации собственных целей. Подобный подход предполагает восприятие и принятие непохожести ребенка. Чем характеризуются принципы гуманизации системы образования? Этот вопрос волнует каждого педагога. Принцип демократизации и гуманизации управления образованием предполагает включение в учебный процесс переживаний, чувств, эмоций, а также анализ совершаемых ребенком поступков и действий.
Педагог должен выстраивать диалог с каждым школьником так, чтобы между ними устанавливались партнерские отношения. Он не учит, не воспитывает, а стимулирует, активизирует желание учащегося к саморазвитию. При личностном подходе основной задачей учителя является выстраивание индивидуальных развивающих и образовательных траекторий каждому школьнику. На начальной стадии ребенку оказывается максимальная помощь со стороны наставника, постепенно активизируется самостоятельная работа, между учителем и школьником устанавливаются равноправные партнерские взаимоотношения. Это позволяет учащемуся испытывать чувство радости от понимания своего творческого и интеллектуального развития, помогает находить свое место в современном мире.
Ключевые понятия рассматриваемой концепции
Советская образовательная система считалась сильнейшей в мире. Среди ее основных недостатков можно отметить обучение по казарменно-репрессивной системе. Она не предполагала учета индивидуальных творческих способностей ребенка, учеба осуществлялась под страхом публичной двойки, вызова в школу родителей и иных унижений. Количество ежедневных уроков просто зашкаливало, а на выполнение домашних заданий ребенок вынужден был тратить несколько часов.
Постоянные нагрузки, стрессовые ситуации негативно сказывались на психическом состоянии ребенка. При таком подходе к воспитанию подрастающего поколения нельзя было вести речь о формировании ярких, творческих, раскованных личностей.
Из стен советских школ в основном выходили скованные люди с пониженной самооценкой.
Современные реалии
Модернизация российского образования способствовала формированию идеологии гуманизации образования. После введения новых образовательных стандартов отдельное внимание в школах стало уделяться внеурочной деятельности. В настоящее время практически в каждом образовательном учреждении есть свой исследовательский клуб, патриотическое объединение. На старшей ступени обучения повышенное внимание уделяется предметам гуманитарного цикла: истории, литературе, русскому языку, обществознанию. Безусловно, это негативно отражается на преподавании математики, физики, химии, поскольку на эти области в школьной программе отводится минимальное количество часов.
Заключение
Говоря о гуманизации отечественного образования, нельзя упускать компьютеризацию учебного процесса, которая приводит к потере школьниками коммуникативных навыков.
Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо приобщать подрастающее поколение к ценностям, которые формировались на протяжении всего периода существования человечества. Школьники должны гордиться своими предками, знать о культурном наследии родного края, страны.
Можно выделить несколько факторов, которые подтверждают своевременность и целесообразность гуманизации образования в нашей стране.
Если человек и дальше будет потребителем в отношении природных ресурсов, это приведет к печальным последствиям. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо полностью менять психологию не только взрослых, но и детей.
При переориентации деятельности мирового сообщества на бережное отношение к природе можно справиться с проблемой.
Политическая и экономическая нестабильность, присущая сегодняшней ситуации в стране, в мире, коснулась и системы образования. Обществу необходимо восстановление связи между поколениями, отход от классической системы, в которой не учитывалась индивидуальность личности ребенка. Необходима гуманизация не только образовательной системы, но и всей общественной жизни.
Технология гуманизации отличается личностно-ориентированным подходом, базируется на рассмотрении ребенка как самодостаточной личности. Личностный подход в образовательном и воспитательном процессе позволяет педагогу своевременно выявлять талантливых школьников, продумывать для них индивидуальные траектории развития. Модернизация отечественного образования продолжается, но уже сегодня можно с уверенностью вести речь о воспитании в подрастающем поколении патриотических качеств, становлении гражданской позиции, формировании бережного отношения к природным ресурсам.