Важным в истории событием стала осада Троице-Сергеева монастыря войсками Лжедмитрия 2. Какие его причины, и к чему привели события тех времен? Обо всем этом вы узнаете в процессе прочтения статьи.
В августе 1530 года (по старому стилю) молодой княжной Еленой Глинской, которая относилась к роду темника Мамая, поверженного в Куликовской битве, являвшейся второй женой Василия III, был рожден наследник. Он был крещен в этом монастыре и назван Иваном, в будущем известный под прозвищем Грозный. В 4 года у него умирает отец, а в 8 лет и мама. В сороковом году шестнадцатого века Иван, скорее всего прислушавшись к митрополиту Иосафу, отдал указ вокруг вышеуказанного монастыря возвести стены из камня. До этого его окружали стены из дерева, иногда помогающие спастись, а иногда нет, от посягательств соседей. В монастыре хранились святые мощи и превосходные иконы, продовольствие, скот, посуда, кони.
Этот дом для монахов являлся крупным землевладельцем. В Замосковном крае он имел более 200 000 га земель, на которых пахали не менее 7000 дворов крестьян. Каждый год, ведя хозяйственную деятельность, монастырь получал примерно 1500 рублей. Это была большая сумма. Например, корову можно было купить примерно за 1 рубль, а курицу за 1 копейку. Сегодня эта сумма составляет 30 миллионов рублей.
Также монастырь руководил путями на северо-восток и север. Крепость из камня закончили строить к 50 году 16 века. Дом для монахов стал представлять собой серьезное сооружение для обороны.
Объекты на территории монастыря
Вначале 17 в. на его территории находились Троицкий и Успенский соборы из белого камня, Сошественская и Сергиевская церкви, трапезная в два этажа. А еще жилища монахов, колокольня из дерева и другие разные строения. Практически на всем свободном пространстве южной половине здания находились могилы, рядом с которыми возвышались надгробия из белого камня.
В начале 17 века у Троицкого монастыря было много самых разных вооружений, например, пушки и четырехлапные колючки. Их разбрасывали по дорогам, чтобы навредить лошадям противника. Вдоль стены со стороны востока прорыли глубокий ров. Вокруг стены поставили надолбы, представляющие собой бревна, которые врыли в несколько рядов. До того как к стенам Москвы подошел Лжедмитрий II, охраной монастыря занимались казаки. Позже к ним в помощь отправили примерно 800 дворян и детей бояр, примерно 100 стрельцов, которыми руководили князь Долгорукий-Роща и дворянин Голохвастов.
Вохонский парадокс
Вохонские крестьяне были более последовательны, как приверженцы Самозванца, несмотря на существовавшую легенду в Павлово-Посадском краеведении о сражении местных крестьян монастыря под руководством полковника Чаплинского, которое якобы произошло на побережье Клязьмы осенью 1609 года. Секретарями Сапеги было замечено, что прибыв к Троице, он два раза отправлял людей для ведения переговоров в храм, предлагая им признать поражение. Слова в его посланиях, которые приводил А. Палицын, как и ответы осажденных - это все фантазии и литературные труды писателя.
Предшествующие события
До начала Смутного времени данный монастырь уже оказывал сильное влияние на религию, обладал множеством сокровищ и отличной крепостью. Вокруг этого храма стояли двенадцать башен, которые соединяла крепостная стена длиной более тысячи метров, а их высота составляла от восьми до четырнадцати метров, толщиной один метр. На башнях и у стен больше 100 пушек, приспособлений для метания, котлов, в которых варилась смола и кипяток, устройства, чтобы их можно было опрокидывать на врага.
Лжедмитрий II с поляками, которые оказывали ему поддержку, остановился около Москвы, после чего попытался полностью ее блокировать. При занятости монастыря и контролировании северо-восточных районов Руси сокровища были захвачены.
Могло укрепиться материальное положение, и была бы привлечена влиятельная братия монастыря, что совсем разрушило бы авторитет царя Василия Шуйского и в дальнейшем на царство венчали бы Лжедмитрия II. Чтобы добиться данной цели, к храму отправили литовско-польское войско, которым руководил гетман Ян Сапега. Его усиливали отряды русских союзников-казаков и тушинцев, которыми командовал полковник Александр Лисовский. Нет единых сведений о количестве указанных воинов (одни источники утверждают, что это примерно пятнадцать тысяч человек, а вторые - приблизительно тридцать тысяч человек).
По словам историка И. Тюменцева, литовско-польские полки и наемники насчитывали примерно пять тысяч человек, а тушинцы – приблизительно шесть тысяч людей. В войско входили: пехота - 6000 человек, конница - 6770 человек. В то время такая численность – это огромная боевая сила. А еще были полевые орудия, не принесшие никакой пользы в ведении осады. Предварительно руководством Василия Шуйского в храм были направлены отряды казаков и стрельцов, которыми руководили дворянин Голохвастов и воевода Долгоруков-Роща.
Перед началом военных действий оборонявшихся было приблизительно 2000 ратных людей и примерно 1000 крестьян из деревень, монахов, служащих храма, паломников, которые активно его защищали. За все время блокады в этом здании жила царевна Ксения Годунова, которую подстригли в монахини по приказу Лжедмитрия I.
Начало осады Троице-Сергиева монастыря
Для командующих литовско-польскими войсками было неожиданным, что население так упорно обороняло храм, массово не принимая царства Василия Шуйского. По этой причине у них вызвало затруднение отказ войска отдать охраняемое здание, не оказывая противодействия. Сначала осаждавшие быстро соорудили свои лагеря, укрепили их и стали вести подготовку к штурм. В это же время они пытались начать вести переговоры с осажденными. Но Сапегу в конце ожидало поражение - Иоасаф, архимандрит монастыря, послал ему в ответ письмо, где во главу угла поставил не выполнение присяги царю Шуйскому, а необходимость защищать православие и обязанность быть преданным государю. Копии грамот, на которых было данное послание, распространили по всей Руси. Это оказало серьезное воздействие на сознание русского народа. Итак, с первых же дней защита храма у осажденных и русских людей стала иметь общенациональный характер, который был умножен на силы вооруженной охраны одной из основных святынь православия.
В середине осени 1608 года начинаются небольшие столкновения: между осаждавшими и русскими шпионами происходит борьба. Осажденные занимаются отсечением и уничтожением небольших групп нападавших на строительных работах и заготовке фуража. Под монастырские башни стали строить подкопы. Ночью первого ноября этого же года в первый раз попытались штурмовать одновременной атакой с нескольких сторон. Одно из главных укреплений из дерева было подожжено осаждавшими. Огненное пламя осветило подходившие войска. Защитники монастыря в лице русской артиллерии в большом количестве с помощью точного огня остановили штурмующих и заставили их бежать. А когда была совершена следующая вылазка, разъединенные группы тушинцев, которые скрывались в окопах, подверглись уничтожению. У осаждавших первый штурм оказался провальным, им был нанесен огромный урон. Командующие монастырским гарнизоном вели активную оборону.
Осада Троице-Сергиева монастыря
Очень тяжелым было положение у тех, кто защищал монастырь. Даже несмотря на наличие у них ржи, молоть ее было невозможно, т. к. мельницы стояли за монастырскими стенами. Из-за тесноты люди жили на открытом воздухе. Беременные женщины были вынуждены рожать младенцев перед чужими людьми. Во время совершения одной вылазки двумя крестьянами был обнаружен подкоп, они решают себя в нем взорвать и тем самым нарушить коварные планы врага. Войска Лжедмитрия 2 вели осаду этого храма в семнадцатом веке (дата осады Троице-Сергиева монастыря – 23.09.1608 – 12.01.1610 гг.) Она длилась 16 месяцев. Михаилу Скопину-Шуйскому и Якобу Делагарди удалось снять осаду с помощью своих войск.
Проведение вылазок
В конце 1608 года - в начале 1609 года благодаря вылазкам у противников забрали сено и скот, разрушили несколько застав, подожгли несколько их сооружений. Но защитники много и потеряли. В начале зимы убитых и пленных они насчитали более 300 человек. Также несколько человек перешли на сторону врага. В начале 1609 года во время совершения осажденными одной из вылазок чуть не случилась трагедия – они пострадали от ловушки со стороны врага и были отделены от храма, а конница осаждавших атаковала ворота храма, которые были открыты. Несколько нападавших смогли ворваться в храм. И снова помощь пришла со стороны русской артиллерии, она совершила точный огонь и повергла тушинцев в замешательство. Это помогло стрельцам, участвовавшим в вылазке, вернуться в храм, из них сорок человек были убиты. Почти все конники, которые смогли войти в храм, были уничтожены крестьянами и паломниками. Они забросали их камнями и бревнами.
События 1609 года
В начале 1609 года ситуация у осажденных стала хуже, т. к. не хватало запасов продуктов, они стали болеть цингой. В феврале в день умирало более пятнадцати человек. Стал заканчиваться порох. Данные сведения донесли гетману Яну Сапеге, который подготавливался к тому, чтобы снова провести атаку. Он запланировал подорвать ворота при помощи заготовленных петард.
Воеводами Василия Шуйского была совершена попытка поддержки осажденных. В храм им был отправлен порох. Его сопровождали 20 слуг монастыря и 70 казаков. Поляки схватили гонцов, отправленных старшим данного обоза в монастырь, чтобы координировать план действий. Из-за пыток гонцы выдали все, что они знали. По этой причине ночью 16 февраля 1609 года обоз подвергся засаде, казаки, охранявшие его, стали драться в неравном бою. Шум бояр расслышал воевода Долгорукий-Роща, и он решил сделать вылазку, после чего засаду рассеяли, ценный обоз смог прорваться в храм.
Полковник Александр Лисовский был огорчен неудачей и отдал приказ утром к монастырским стенам привезти и жестоко убить схваченных пленников. В ответ на это Долгорукий-Роща велел привести и изрубить всех пленных, находившихся в храме (это более 50 человек, многие из них наемники, а также казаки-тушинцы). Из-за этого тушинцы из числа осаждавших взбунтовались и обвинили Лисовского в трагической смерти их товарищей. С того времени ссоры в лагере между осаждавшими все усиливались. Еще разногласия стали происходить между монахами и стрельцами в монастырском гарнизоне. Некоторые стали переходить на сторону неприятеля. Зная о сложностях осажденных, Сапега стал вести приготовления к проведению новой Троицкой осады, и чтобы все прошло успешно, в осажденное здание был направлен поляк Мартьяш, с целью завоевать доверие русского воеводы, и в подходящий момент вывести из строя часть артиллерии крепости.
Он сумел добиться намеченной цели, т. е. смог вызвать доверие. Но перед штурмом в храме появился перебежчик Литвин (православной веры), который рассказал о лазутчике. Мартьяша схватили и стали пытать с целью выведать всю информацию о намеченном штурме, которую он в итоге и выдал. Бой состоялся ночью. Штурм отбили. Во время боя в плен схватили больше тридцати человек. Но, к сожалению, в рядах осажденных число воинов сократилось до двухсот человек. По этой причине Сапега стал проводить подготовку к третьей атаке. Он присоединил тушинцев, действующих в ближайших местностях, и численность его войска стала насчитывать 12000 человек. Он запланировал атаковать со всех сторон, чтобы полностью раздробить гарнизонные силы и разрушить оборону Троице-Сергиева монастыря. Сигналом к атаке должен быть стать выстрел из пушки, от которого в крепости произойдет пожар, а если его не будет – то следующий залп, если и снова мимо, то повторить, и так до достижения цели.
Проведение атаки
Атаку запланировали провести 28 июля 1609 года.
Воевода Долгорукий-Роща, который видел всю подготовку, сделал все необходимое для вооружения монахов с крестьянами. Он отдал приказ весь порох унести на стены, но шансов на успешный поединок почти не было. Спастись осажденные могли, только молясь и надеясь на чудо. Система оповещения для начала сражения была очень запутана – одни отряды стали штурмовать, когда был проведен первый выстрел, а вторые – после следующих. Из-за темноты порядок нападавших перемешался. Когда немецкими наемниками были услышаны крики русских тушинцев, они подумали, что осажденные решили сделать вылазку – стали с ними биться. С другой стороны – колонна из поляков во время выстрелов смогла увидеть тушинцев, которые заходили с фланга, и открыли по ним огонь. Осажденные стали стрелять по полю сражения, из-за чего усилилась суматоха и началась паника. Осаждавшие стали резать друг друга. Несколько сотен человек в этой суматохе и панике было перебито. Сапега принимает решение прекратить атаковать храм. Он запланировал умертвить защитников в осаде поляками Троице-Сергиева монастыря с помощью голода.
Историк Голубинский отмечал, что они дразнили голодающих, пасли за прудами скот в южной стороне храма, на Клементьевском поле и Красной горе. Поляки хотели использовать скот как приманку, для возникновения у осажденных желания к совершению вылазки с целью их избить и забрать скот. И на самом деле, осажденные так и сделали. Но случилось так, что они абсолютно без всяких потерь из числа своих людей смогли раздобыть часть скота. А в середине августа осажденные послали несколько человек на лошадях за стадом, пасшимся на Красной горе. Они сумели тайком пробраться и внезапно напасть на сторожей стада и избить их, а животных увели к монастырю. Но осенью в монастыре все-таки произошел сильный голод – закончилось зерно, людьми были съедены все кошки и птицы.
Завершение осады
Так как атакующие не могли договориться между собой, наступил перелом в борьбе за храм. Все разногласия: с одной стороны между наемниками и поляками, а с другой - тушинцами, вышли на поверхность. Случился разлад среди осаждавших. Большинство атаманов тушинцев собственные войска увели от Троице-Сергиева монастыря, а в оставшихся отрядах появилось много дезертиров. После тушинцев из лагеря Сапеги ушли иностранные наемники. А среди осажденных царила уверенность, что спасение Троице-Сергиева монастыря является итогом заступничества Богом и скоро осада закончится.
Осенью 1609 года под руководством Якоба Делагарди и Михаила Скопина-Шуйского русские войска смогли выиграть бой у поляков и тушинцев. Затем они снова стали наступать к Москве. Некоторые войска отправили сражаться с отрядами Сапеги. Они окружили его в собственном лагере и восстановили постоянное сообщение между осажденными и войсками, которые шли на подмогу. Осенью этого же года и в начале зимы 1610 года к людям, держащим оборону, пришла помощь: в монастырь сумели войти стрельцы воеводы Жеребцова и Григория Валуева. Войска стали вести бои. Стрельцы, совершив одну из вылазок, подожгли укрепления из дерева, находившиеся в лагере Сапеги. Враг превосходил их по количеству, из-за чего они не смогли войти в лагерь, но итог борьбы был уже понятен.
Получив сведения, что из Новгорода двигаются войска Я. Делагарди и М. Скопина-Шуйского, Сапега отдал приказ о снятии осады Троице-Сергиева монастыря. В середине января 1610 года литовско-польские отряды ушли от храма к Дмитрову. Там их настиг и разбил отряд русских под руководством воеводы Ивана Куракина. После чего Сапега к Лжедмитрию II обратно привел примерно чуть больше тысячи людей. К концу атаки в осажденном монастыре было уже не более 1000 людей из тех, кто был там в начале осады, а численность войск была меньше двухсот человек. 16-месячная осада поляками Троице-Сергиева Монастыря окончилась победой. Это сильно улучшило настроение людей, усилился боевой дух воинов, смело и решительно боровшихся с захватчиками во время Смуты.
Осада Троице-Сергиева Монастыря во время Смуты послужила началом наступления тяжелого периода для Руси. Царю Василию Шуйскому надоело получать челобитные из осажденного здания, и поэтому (на основании челобитных) сначала вручил награду Давыду Жеребцову, а потом воеводе Григорию Долгорукому-Роще. Князь почувствовал себя оскорбленным и отправил жалобу в суд. Но судебного заседания не было проведено, и он был отправлен в Вологду вторым воеводой. Там он постоянно пил и не занимался обороной города, за что его и казнили в сентябре 1612 года (город был захвачен шайкой казаков, ими и был казнен воевода).
Послесловие
В 1618 году польским королевичем Владиславом была предпринята попытка напасть на Троице-Сергиев монастырь, но благодаря своим новым, сильно укрепленным сооружениям, храм был неприступен. В итоге, в Деулино, рядом с Сергиевым Посадом подписали Деулинский мир, который послужил окончанием русско-польской войны 1609-1618 годов.